Философский дискурс А. Кожева: логика насилия / насилие логики
Тема соотношения власти и знания, взаимосвязи порождаемого властью насилия и насилия теоретического достаточно полно отрефлексирована современной гуманитарной мыслью (в том числе, в работах М. Фуко). В контексте данной темы представляется актуальным обращение к фигуре русско-французского философа и государственного деятеля Александра Кожева (А.В. Кожевникова, 1902-1968). Как философ Кожев известен, главным образом, своими семинарами по философии Гегеля, которые он вёл в Париже с 1934 по 1939 годы. Предложенная Кожевом интерпретация гегелевской «Феноменологии духа» примечательна, помимо прочего, тем, что является философским комментарием не только и не столько к произведению Гегеля, сколько к своему времени – по выражению А.М. Руткевича, «времени революций, гражданских войн и тоталитарных диктатур» (Руткевич, 2010: 487).
Псeвдодемократическая лексика в советском тоталитарном (политическом) дискурсе
XX век - век становления многих тоталитарных государств. В СССР, Германии, Италии, Китае, Северной Корее, Кубе и др. странах пришли к власти крайне левые и крайне правые политические силы. Они предложили своим народам два базовых проекта тоталитарного государства. Эволюцию тоталитарных режимов можно представить как смену основных репрессивных стратегий. Первый период - это, как правило, силовой захват (с помощью вооруженных отрядов «Красной гвардии», итальянских «чернорубашечников», штурмовиков СА и т.п.), удержание власти и, возможно, гражданская война. Он связан с созданием «щита и меча партии» - карательных органов внутренних дел: ЧК, ГПУ, НКВД (СССР), Гестапо (Третий Рейх), Штази (ГДР), Секуритате (Румыния) и т.д. Эти структуры применяют прямое насилие к своим политическим оппонентам: массовые расстрелы, лишения свободы, высылки за пределы страны, пытки, угрозы физической расправы.
Футуризм как авангард тоталитарного искусства
Рождение футуризма произошло в Италии в 1909 году. 20 февраля 1909 года парижская газета «Фигаро» опубликовала на первой полосе «Манифест футуризма». Его автором был поэт Филиппо Томмазо Маринетти – человек талантливый и страстный, увлекающийся спортом и мистикой. Именно он стал отцом-теоретиком, вождем, главным вдохновителем и «двигателем» этого нового авангардистского течения.
На создание манифеста Маринетти вдохновил несчастный случай, произошедший с ним накануне: объезжая двух велосипедистов на своей гоночной машине, поэт не справился с управлением и оказался в придорожной сточной канаве. Через некоторое время, наблюдая за тем, как автомеханик разбирает его машину, в сознании Маринетти произошел переворот, и в порыве вдохновения, оказавшись за письменным столом, он создал «Манифест футуризма» и отослал его в Париж (Жвания, 2014 (1))
Китай: реконцептуализация в идеологии и культуре
Возрождение научного интереса к вопросам китаеведения в современной России представляется явлением не только адекватным структуре современной геополитики, но и симптоматичным с точки зрения характера этапов развития обоих государств – России и Китая. С одной стороны, причиной этому представляется происходящее на сегодняшний день активное возобновление политических связей, существовавших между двумя государствами в советскую эпоху, с другой – очевидным представляется наличие определенного разрыва между активным интересом к Китаю в России и масштабами его удовлетворения за счет трудов классических и современных отечественных исследователей. Современная китаистика в России переживает ренессанс и сталкивается с рядом проблем, порождённых, в первую очередь, сменой политических, экономических и культурных реалий по обе стороны российско-китайской границы.
Репрезентация политических субъектов в условиях предвыборной конкуренции: стратегия положительной самопрезентации (на примере избирательной кампании партии «Гражданская платформа» 2015 г. в Белгородской области)
В последние десятилетия, в связи с демократизацией избирательного процесса и выборных институтов, при изучении политической коммуникации большое внимание уделяется более узкому понятию – электоральной коммуникации. Электоральная коммуникация – это разновидность политической коммуникации, которая связана с временным и пространственным выбором, характеризующаяся как «процесс передачи посланий, идей, предложений кандидата избирателям с помощью тех или иных каналов или средств в течение законодательно установленного периода избирательной кампании» (Балашова, 2007: 26).
Основные задачи электоральной коммуникации представляются отчётливо и касаются определенной цели – «в достаточно короткий срок, с максимальной эффективностью сагитировать аудиторию, адресуя ей конкретный призыв» (Ярославцева, 2007: 24). Поэтому особое место в системе политических текстов занимает агитационный предвыборный текст, в котором тщательно отобраны и реализованы не только языковые, но и внеязыковые средства, создающие в конечном итоге необходимый адресанту прагматический эффект, т.е. оказывающие эмоциональное воздействие на избирателя, подталкивая его к выгодным для коммуникатора электоральным действиям. Единицами коммуникативного планирования агитационного текста выступают речевые стратегии и тактики.
SMS-дискурс: специфика институционального взаимодействия
Стремительное развитие коммуникационных технологий, характерное для современного «постписьменного» состояния социального взаимодействия (М. Маклюэн), приводит к постоянной эволюции искусственных коммуникационных каналов, слиянию «человека слушающего» и «человека смотрящего» с попеременным превалированием того или иного типа. Сегодня революция в области социальных коммуникаций регулярно предлагает обществу все новые каналы дистанционного общения (аудио- и видеозвонки в интернете, приложения для обмена фотографиями, интерактивных развлечений и проч.), однако можно говорить не о замещении, вытеснении одних коммуникационных средств другими, а об их кумуляции (А.В. Соколов).
SMS-опосредованная коммуникация должна рассматриваться «как один из «режимов взаимодействия», доступных говорящим в современном мультимедийном мире» (Rossi, 2010). В условиях постоянно развивающихся медиатехнологий коммуникативная компетенция автора заключается, в частности, в способности выбирать адекватный канал коммуникации, наиболее точно отвечающий его интенциям, взаимоотношениям с адресатом и ситуации общения в целом