Современный дискурс-анализ

Наверх

Евгений КРОТКОВ

Научный дискурс

Суть научного дискурса усматривается в речемыслительной деятельности, нормативную основу которого составляют исторически сформировавшийся комплекс регулятивных принципов, следование которым оптимизирует процесс создания, трансляции и использования знаний. В этот комплекс входят: объективность, установка на поиск истины, концептуальность (теоретичность), эмпиричность, логичность, методологичность, обоснованность, критицизм и креативность.

Евгений КРОТКОВ

Философский дискурс

Странности» философского дискурса начинаются с семантики терминов его тезауруса, таких, к примеру, как «бытие», «дух», «субстанция», «знание», «истина», etc. Универсумом философского дискурса не является множество индивидов (предметов), наличие которого постулируется системой логического анализа языка. Его концепты не принадлежат к разряду конкретно-научных понятий: для языка философии не типичны общие высказывания. К примеру, логическая форма высказывания «Человек – разумное существо» не эквивалентна результату его формально-логической реконструкции в языке традиционной силлогистики «Все S суть P».

Дмитрий МАНОХИН

Специфика литературоведческого дискурса

Современное литературоведение (о котором и будет идти речь в дальнейшем) представляет несомненный интерес для дискурсного подхода. Литературоведческий дискурс как разновидность институциональной социогуманитарной дискурсивной практики является гетерогенным образованием, специфика которого задана совокупностью дискурсных парадигм, количество которых с течением времени возрастает. Причины и природу данного феномена можно выявить посредством установления значений основных параметров дискурса

Евгений КОЖЕМЯКИН

Образовательно-педагогический дискурс

Под образовательно-педагогическим дискурсом здесь понимается регламентируемая определенными историческими и социокультурными кодами (традициями) смыслообразующая и смысловоспроизводящая деятельность, направленная на трансляцию, воспроизводство и регуляцию определенных ценностей, знаний, навыков и моделей поведения.

Egor PEREVERZEV
Yevgeny KOZHEMYAKIN

Political discourse: unitary multi-parametric model

The classical approach to the study of political relations was based upon the analysis of objective conditions and processes of social relations of power. The idea was widely spread among researchers that the basic categories of analysis, such as “power”, “political relations”, “domination”, “coercion” reflected the existing objects of reality and connections between them. In other words power was thought to exist as real and the role of a researcher was reduced to revealing the actual conditions of its function: the political relations were referred to as objectively real (Marx, Pareto, Burdeau, etc.).

Виктор КРЫСОВ

К вопросу о глобализационном дискурсе

Независимо от того, что представляет из себя процесс глобализации и какова оценка степени объективности этого процесса со стороны различных научных школ, глобализационный дискурс сформирован как объективная данность. Не вдаваясь в лингвистические подробности, "глобализационный дискурс" можно определить как всё множащийся объём суждений, исследований и текстов, объединенных аспектом целостности мира и возможными соотношениями разных форм существования в рамках этой целостности.

Евгений КОЖЕМЯКИН

Медиадискурс

Классические подходы к масс-медиа объясняют их устройство исходя из того, чтo из себя представляет продукт: предполагается, что у коммуникатора уже есть интенция, у аудитории уже есть ожидания, язык уже обладает навсегда закрепленными смыслами, а канал уже располагает набором характеристик, детерминирующих определенные смыслы. И такая установка (исследовательская презумпция) классических исследований не позволяет ответить на вопрос о том, чтo требуется для того, чтобы предпосылки создания продукта воплотились в конечный продукт

Ирина ЧУДОВА

Речевые маркеры бедности/обеспеченности в дискурсе села

Лейтмотивом многих современных концепций социальной жизни отчетливо звучит метафора мира как текста, по-своему оттеняющая основные социологические вопросы характера и способа существования феномена общества. Мир фрагментарен и целостен, упорядочен и децентрирован, насыщен информацией и переживается как процесс – все эти множественные акценты призвана воплотить идея текстуальности в описании и изучении общества (например, абсолютизация данного положения в теоретических построениях – «вне текста ничего не существует» (Лиотар, 1998: 23); «текст и есть та реальность, в которую оказываются «вброшены» индивиды» (Гусаковский, Ященко, 2004).