Современный дискурс-анализ

Наверх

Анжела АКСЁНОВА

Репрезентация социального конфликта в медиа сквозь призму пространственно-временных отношений

В статье предпринята попытка представить лингвистические средства репрезентации действительности через анализ основных элементов социального медиаконфликта.
По данным исследований, российское общество в настоящий момент находится в условиях затяжного психологического кризиса. В военный конфликт мы вступили уже с достаточным уровнем тревоги и депрессивной симптоматики после пандемии COVID-19.

Арина АНДРЕЕНКО

Актуализация слова «эстафета» в дискурсе памяти белорусских СМИ

Описываются семантические, синтагматические и дискурсивные особенности слова «эстафета» в русскоязычных текстах белорусских СМИ. Установлено, что в условиях дискурса памяти происходит расширение семантического и коммуникативного потенциала слова.

Юлия БЕРЛИНА

Функционирование прецедентных феноменов в заголовках белорусского медиадискурса

Рассматриваются особенности функционирования прецедентных феноменов в заголовках белорусского медиадискурса. Анализируются способы и прагматический эффект языковой игры с прецедентными феноменами. Отмечается, что успешность виртуального диалога автора статьи с читателем зависит от уровня интертекстуальных знаний получателя информации, способности ее декодировать.

Елена ДЕМЧЕНКО

Средства речевого воздействия в поликодовом тексте научно-популярных массмедиа

Исследуются средства речевого воздействия поликодовом тексте современного отечественного научно-популярного массмедиа. Анализ сюжетов блогера Яна Топлеса позволил выявить основные суггестивные инструменты вербальной и аудиовизуальной семиотических систем: стилистически маркированная лексика, рефреймирование, монтаж, музыка и др.

Дарья ЖДАНОВА

Лексические ресурсы привлечения и удержания внимания разновозрастной аудитории в медиа

В статье сравниваются речевые средства захвата и удержания внимания аудитории в молодёжных медиа и медиа для людей 55+. Особое внимание уделяется вариативности использования лексических ресурсов.

Нина НИКИТЮК

Трансформация фразеологизмов в телевизионном дискурсе (на примере общественно-политического ток-шоу «60 минут»)

В статье изучается трансформация фразеологизмов в телевизионном дискурсе на примере монологической речи ведущих общественно-политического ток-шоу «60 минут». Анализируются способы модификации фразеологических единиц, приводятся закономерности появления и особенности функционирования окказиональных фразеологизмов в телевизионной речи.

Элеонора НИКУЛИНА

Функциональная характеристика периодического издания о моде

Журналы о моде являются самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. Женские журналы являются неотъемлемой частью массовой культуры и продуктом индустрии развлечений. В данной статье мы рассмотрим основные функции журнала о моде. А также проанализируем особенности формирования женских периодических изданий о моде, которые в данной работе проводилось на основании немецкой версии журнала «Cosmopolitan».

Александра ПОЛЯКОВА

Критический дискурс-анализ медиарепрезентации ранней беременности (на примере шоу «Беременна в 16»)

В статье проводится критический дискурс-анализ подростковой беременности в популярном российском реалити-шоу «Беременная в 16» с точки зрения применяемых там макростратегий, которые задействуют две контрастные идеологии. Во-первых, в выпусках как прямо, так и косвенно раскрывается концепция, выраженная фразой: «Семья – это большая ответственность». Во-вторых, идеология «ребёнка-спасителя» возлагает эту ответственность на него. Таким образом, реалити-шоу, с одной стороны, осуждает подростковую беременность, показывая её как слишком резкий, скачкообразный переход во взрослую жизнь, но, с другой стороны, преподносит её как средство сплочения семьи и способ повзрослеть психологически для героини и её партнёра.

Вероника УШАКОВА

Культура отмены: к содержанию понятия

В статье анализируется «культура отмены» как политическое понятие, его оценка при репрезентации в медиа на Западе и в России. На примерах статей онлайн-изданий выявляются различия в восприятии ключевого слова текущего момента.

Дарья ЯКОВЛЕВА

Интерактивность в структуре информационно-новостного дискурса регионального телевидения

Современное телевидение играет важную роль в обмене информацией. Одним из наиболее распространенных и популярных форматов среди телезрителей по-прежнему остается информационно-новостной дискурс. Сегодня зритель хочет быть активным участником процесса информационного обмена, а не просто пассивным потребителем новостей. В этом контексте важным аспектом информационно-новостного дискурса становится интерактивность — организованное взаимодействие с аудиторией, при котором субъекты коммуникации включены в процесс создания новостей и обмена информацией.