Современный дискурс-анализ

Наверх

Павел ВОЛКОВ

Репрезентация социального конфликта в медиа сквозь призму пространственно-временных отношений

В современную эпоху дискурс стал мощнейшим средством социального контроля, а значит и власти. Академические исследования в рамках критического дискурс-анализа призваны выявлять несправедливость, неравенство и дискриминацию в дискурсах, а также предлагать способы борьбы с негативными общественными явлениями в семиотической сфере. Однако политизированная зацикленность многих исследователей на вопросах «идентичностей» оставляет без внимания глубинные политэкономические причины общественных проблем.

Виктор ХОРОЛЬСКИЙ

Общечеловеческие ценности и ценностно-аксиологический подход к изучению смысла медийных текстов

Основные информационные потоки в СМИ чаще всего связаны с оцениванием и переоцениванием событий, фактов, идей, что говорит об актуальности проблематики данной статьи. Целью нашей работы стала характеристика проблемы влияния ценностных установок и отношений на бытование метатеоретических моделей в дискурсах массовых коммуникаций и особенно в журналистской практике. Метод информационно-культурологического рассмотрения медийных текстов (МТ) не может не коррелировать с элементами их ценностно-аксиологического анализа, помогающего глубже проникнуть в смысловую сущность медийных дискурсов. Опираясь на труды философов и культурологов, теоретики СМИ создали немало интересных работ в рамках интердисциплинарных культурософских штудий, но преобладание индуктивно-эмпирических стратегий заставляет ещё раз обратиться к дедуктивно-генерализирущим стратегиям анализа текстов и дискурсов, что может дать продуктивные решения старых, но «вечнозелёных» проблем.

Алексей РОМАНОВ
Лариса РОМАНОВА
Екатерина МАЛЫШЕВА

«Убеждающий уговор» как коммуникативно-интегративный тип демонстративной дискурсии

В социально-бытовой сфере общества отмечается активное распространение коммуникативно-когнитивного типа агонально-эристического взаимодействия конфронтационной направленности. Такой тип взаимодействия формируется вербальными практиками, образующими коммуникативно-интегративный дискурс-конструкт под названием «убеждающий уговор». На базе функционально-семантического представления описывается фреймовая конфигурация базового типа такого дискурс-конструкта и его вариантов.

Анна БЕЛОЕДОВА

Факторы и мотивы выбора научных статей в интернете профессиональными учеными и студентами

В статье представлены результаты эмпирического исследования практик поиска и чтения научной литературы студентами в сети Интернет. В качестве испытуемых выступили студенты, магистранты и аспиранты Белгородского государственного национального исследовательского университета. Сделан вывод о том, что выбор конкретного сайта, на котором размещается научная литература, зависит в основном от его популярности в стране, оптимальности используемых SEO и технических метатегов, его расположения в выдаче поисковых запросов браузера.

Ирина КАРПЕНКО

Генеративные технологии искусственного интеллекта в современных медиа: проблемы авторского права и маркирования нейросетевого продукта

Развитие технологий искусственного интеллекта открывает перед современными медиа большие перспективы. Однако сегодня, наряду с неоспоримыми положительными моментами использования традиционных и генеративных технологий ИИ, остро встает ряд проблем, связанных с соблюдением авторского права. В статье рассматриваются законодательные аспекты регулирования технологий искусственного интеллекта, проблемы использования результатов интеллектуальной деятельности человека для обучения моделей ИИ и современные практики недопущения этого, а также вопросы маркирования нейросетевых продуктов.

Мария ЛАЗУТКИНА

Эволюция проблематики и образности в социальной рекламе

В статье описаны исторические этапы развития социальной рекламы, как инструмента воздействия на общественное сознание и социальной агитации, через призму анализа проблематики, с целью выявления критериев качественной социальной рекламы и анализа воздействия художественных образов на социальное поведение индивидов и общественное сознание.

Ксения КОРОЛЁВА

Социальная работа в дискурсе массмедиа: проблемы репрезентации

В статье поднимаются вопросы взаимодействия медиа и социальных служб в процессе информационного сопровождения деятельности по социальной защите уязвимых групп. Противоречивость норм и ценностей, отличия в профессиональных целях и интересах сферы социальной защиты и медиа, маркетизация СМИ зачастую приводят к трансляции противоречивой, искаженной информации о содержании социальной работы и девальвации ее образа как профессии.