О трендах в дискурсном подавлении, европейском национализме и гуманитарной ядерной бомбе
Этой весной в России была издана книга, известного голландского лингвиста Тена ван Дейка «Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации», европейское издание которой увидело свет еще в 2008 году.
Исследования Тена ван Дейка направлены не только на изучение структурных компонентов дискурса, но и на выявление его прагматической составляющей. Ван Дейк анализирует проблемные дискурсы подавления, расизма, сексизма, рассмотрение которых сопряжено не только с поиском критериев объективности исследования, но зачастую требует от ученого твердой позиции, ответственности, а порой - мужества и готовности отстаивать свои убеждения. Именно поэтому наши вопросы были адресованы Тену ван Дейку не только как известнейшему представителю критического дискурс-анализа (КДА), но и как интеллектуалу, ищущему отклик своей точке зрения.
Образ востока на страницах журнала «Новая Польша»
Массмедийный дискурс – феномен, порождаемый деятельностью масс-медиа (Добросклонская 2008; Засурский 2007; Кириллова 2006; Кожемякин 2010; Солганик 2005). Совокупность его целей «выводится из потребности общества… в актуальной информации, позволяющей человеку увидеть себя в знаках и координатах совершающейся (событийной) жизни», одной из таких координат является «переживаемая территория» (Полонский 2009: 15). В данной работе хотелось бы обратить внимание на польский русскоязычный журнал «Новая Польша» и на образ Востока, воссоздаваемый на его страницах.
Репрезентация социальных субъектов конфликтной ситуации в медиатекстах
Любой журналистский текст опирается на конкретных личностей: действующих лиц события, ньюсмейкеров, экспертов и т.д. Категория «герой» - ключевая для продукта медиакоммуникации. В этой связи в исследованиях дискурса СМИ нам представляется особенно актуальной теория социальных субъектов (теория социальных акторов; theory of social actors) Тэо ван Левена. В критическом дискурс-анализе он предлагает исходить из особенностей репрезентации так называемых социальных акторов. Под ними он подразумевает «участников социальных практик» (van Leeuwen, 2008, 23). Исследователь рассматривает лингвистические способы их представления в текстах СМИ, что дает необходимую основу для понимания политики средств массовой информации и подоплеки отражаемых в СМИ событий.
Особенности дискурса региональных новостных интернет-порталов в освещении криминальных новостей (на примере трагических событий 22 апреля 2013 года в Белгороде)
Освещение преступлений – одно из самых сложных и востребованных журналистских заданий. Люди всегда интересовались криминальной хроникой; публикации данного плана увеличивают тиражи, продажи рекламы. Материал о преступлении может быть как без глубоких выводов или далеко идущих последствий, так и наоборот. Криминальные новости включают в себя обзоры происшествий, связанных с незаконной деятельностью граждан, кражами и похищениями, мошенничеством и террористическими актами, подделкой денежных средств и ограблениями крупных банков, а также все, что связано с криминалом.
Специфика дискурса "инакомыслящих" в немецкой публицистике 20-40-х гг. XX века
В условиях политического, экономического и социокультурного кризисов, к которым привели события мировой и национальной истории 2-й половины XIX – 1-й половина XX в., в Германии обострилась общественно-политическая борьба, заметную роль в которой играла публицистика и личность публициста как выразителя мнений определенной социальной группы.
Публицистикой все больше интересовались политические деятели, осознавшие весь ее потенциал и прибегшие к ней, как к инструменту трансляции своих воззрений и завоевания новых сторонников. Среди них - Отто Штрассер и Эрнст Никиш (представители дискурса политической оппозиции). Произошла политизация писателей – многие из них обратились к публицистике и включились в процесс сопротивления. Особое место в этом ряду занимают Генрих и Томас Манны. Через публицистические тексты свои взгляды транслировали и представители Церкви (лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер), один из главных теоретиков консервативной революции Эрнст Юнгер и многие другие участники критического дискурса.
Современный поэтический дискурс: коды визуальной поэзии
В последнее время интерес исследователей к современной поэзии неуклонно возрастает. Это может быть обусловлено особенностями самого предмета изучения: соглашаясь с постулатом о том, что абсолютно новую поэзию создать невозможно, современные авторы формируют поэтический дискурс, обладающий рядом новаторских черт.
Цель данной работы — описание некоторых типологических особенностей современного поэтического дискурса, в частности визуальной поэзии.
Графическая норма в современных медиатекстах о кино
В ситуации переизбытка информации возникает потребность в структурировании потока данных, с чем связана тенденция к совершенствованию инструментов визуализации медиатекста. Подчеркивая структурно-языковой синкретизм, негомогенность современного медиатекста, разнородность его знакового материала, сочетающего в себе код вербального языка и элементы невербальной коммуникации, исследователи прибегают к термину «креолизованный текст»,
Женские образы в мужских контекстах рекламы
Известно, что красивые, роскошные и успешные женщины — это один основных методов привлечения внимания к рекламе.
В наши дни реклама повсеместно эксплуатирует женские образы. Рядом исследований установлено, что «по силе эффекта привлекательности именно изображения женщин занимают значительные позиции. Далее следуют дети, затем животные, особенно домашние, и только потом мужчины» (Грошев 2000: 1). С использованием женских образов рекламируются тысячи товаров: автомобили, косметика, средства для похудения, спиртные напитки, парфюмерия и многое другое.