Медиапросветительский потенциал кинокритического текста
В статье рассматриваются возможности воздействия кинокритического текста на восприятие, понимание и оценку фильма аудиторией. Авторы рассматривают кинокритику в контексте понятий медиакомпетентности, медиаобразования и медиапросвещения. Авторы определяют медиапросветительский потенциал кинокритики. Он заключается в возможностях кинокритики формировать пострецептивную активность аудитории, развивать зрительскую культуру. Авторы поднимают вопрос об адекватности использования понятий медиаобразования и медиапросвещения в дискурсе современных исследований в области медиа, а также выявляют проблемы функционирования российской кинокритики в контексте реализации ее медиапросветительского потенциала. Для выявления специфики воздействия кинокритики на интерпретацию фильма аудиторией авторы провели эксперимент. Ход экспериментальной части работы предполагал формирование двух групп участников. Одной из групп для прочтения предлагалась рецензия известного кинокритика. После просмотра фильма участники обеих групп выполняли тестовые задания. На основе анализа результатов тестовых заданий авторы приходят к выводу, что знакомство с текстом кинорецензии предопределяет вектор внимания и оценку кинофильма зрителем, формирует метадискурсивный тезаурус реципиента. Эти характеристики можно рассматривать как актуализацию медиапросветительского потенциала кинокритики и индикатор формирования медиакомпетентности аудитории.
Ключевые слова: медиаобразование, медиапросвещение, медиакомпетентность, кинокритика, кино, кинорецензия, аудитория, интерпретация фильма, эксперимент, контент-анализ.
Специфика газетно-журнального дискурса и его адресата
В статье рассматривается дискурс как направление современных лингвистических исследований, анализируется взаимосвязь понятий «дискурс» и «текст». Выявляются особенности газетно-журнального дискурса, его адресата, определяются его специфические функции, такие как информационная, коммуникативная, оценочная, функции воздействия и формирования общественного мнения.
Ключевые слова: дискурс, газетно-журнальный дискурс и его адресат, язык СМИ, функции дискурса СМИ.
Как медиа спасают и разрушают жизни
Медиа — один из важнейших социальных институтов. Журналисты и блогеры противостоят коррупции и беззаконию, домашнему насилию, борются с проблемами меньшинств и спасают китов. Журналисты в России не только пишут о сложных проблемах, но и пытаются непосредственно помочь героям своих историй. Но медиа могут не только спасать, но и разрушать жизни. Герои медиатекстов часто надеются на поддержку и одобрение общественности, но после публикации сталкиваются с преследованием, остракизмом, флеймингом, троллингом.
Ключевые слова: медиа, журналистика прямого действия, коррупция, беззаконие, домашнее насилие, проблемы меньшинств.
Особенности нарратива трейлеров американских фильмов ужасов в российском кинопрокате (2019-2020 гг.)
В статье рассматривается нарратив как явление и его роль в современных рекламных кампаниях. На основе контент-анализа сформулированы особенности нарратива трейлеров в современных американских фильмах ужасов, вышедших в российский прокат в 2019-2020 гг.
Ключевые слова: нарратив, рекламная кампания, трейлеры, продвижение фильмов, американские фильмы ужасов.
Сериалы как предмет профессиональной и зрительской критики
В статье рассматривается специфика медиатекстов о сериалах. В работе даётся характеристика сериала как социокультурного явления. Рассмотрено несколько примеров профессиональной и зрительской сериальной критики.
Ключевые слова: кино- и телесериалы, массовая культура, профессиональная и зрительская критика, медиатексты о сериалах, кино.
Реализация принципа подотчетности общественного вещания в коммуникативных практиках БИ-БИ-СИ
В данной статье рассматривается реализация одного из ключевых принципов общественного вещания – принципа подотчетности – на примере Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). Дается определения данного принципа в контексте деятельности Би-Би-Си, приводятся конкретные примеры практического применения частных норм реализации данного принципа.
Ключевые слова: Британская вещательная корпорация, Би-Би-Си, общественное вещание, принципы общественного вещания.
Анализ семантической оппозиции «Россия-Запад» во внешнеполитическом дискурсе
В статье освещается фрагмент дискурс-анализа семантической оппозиции «Россия-Запад» в текстах официального представителя МИД РФ. Используется семантико-прагматический подход к изучению данной концептуальной оппозиции.
Ключевые слова: оппозиция, дискурс, внешнеполитический дискурс, семантическая оппозиция, концепт.