Язык в формате медиа: краткое введение
Язык, как важнейший инструмент познания и мышления, как сложнейшая коммуникативная система занимает особое место в жизни общества, обеспечивая каждому его субъекту возможность реализовать свою социальную сущность и получить доступ к общему информационно-смысловому пространству с целью репрезентации в нем своего опыта и своего суждения о нем. Вариативность языка, многообразие его функциональных и стилистических форм, его содержательная и структурная динамика мотивированы особенностями истории и культуры говорящих на нем людей. Предметом рассмотрения в статье является медиалект как важнейшая форма существования современного языка, появление которой мотивировано процессом тотальной медиатизации социальных и коммуникативных практик человека. Совокупность стилистических регистров медиалекта обусловлена его функционированием в разных социальных и коммуникативных контекстах, специфика которых обусловлена несовпадающими характеристиками медийных платформ и сообществ, объединяемых на их основе.
Метадискурс масс-медиа: особенности, специфика, дифференциация
Статья посвящена методолого-теоретическим проблемам исследований метадискурса масс-медиа, носящих междисциплинарный характер. Метадискурс рассматривается как гносеологический факт и особый обобщенный объект – метадискурс массовой коммуникации. Изучение его свойств объединяет социопсихологический, лингвистический, лингвофилософский, социокультурный и социологический подходы. В русле критического направления современной коммуникативистики рассматриваются актуальные социальные проблемы в функционировании медиа, симулятивные эффекты, мифологизация сознания, пр. Особое внимание уделено дифференциации и специфике разных видов массовой коммуникации, и особенностям их представленности в метадискурсе массовых коммуникаций.
Прагматика разговорности в медиаполитическом дискурсе британской прессы
Статья посвящена изучению прагматических функций использования разговорной лексики в таком элитарном типе речевых культур, как политический медиа дискурс. Отмечается разница прагматики разговорности в речи политического деятеля (политический дискурс) и прагматики приведения данной цитаты в текстах медиа дискурса.
Репрезентация России в спортивном дискурсе российских СМИ (на примере «Российской Газеты» и интернет-портала Sports.ru)
В статье рассматривается медиаобраз страны в рамках спортивного дискурса отечественных СМИ. Приводится сравнительный контент-анализ российского общественно-политического издания и специализированного интернет-портала.
Дискурс культуры повседневности в современной культурологии
В статье рассматривается культура повседневности как часть актуальной теории культуры. Отдельно акцентируется внимание на оригинальной концепции культуры повседневности Мишеля де Серто. Выявляется корреляция культуры повседневности с языковыми и политическими практиками. Подчеркивается интегральное культурологическое значение исследования культуры повседневности.