Современный дискурс-анализ

Наверх

Александр БУШЕВ

Медиаграмотность в условиях политики пост-правды

Статья посвящена анализу феномена «альт-райт» и его связи с культурой новых медиа в США. Обсужда-ется феномен «политики постправды» и феномен «фейк ньюз» в связи с сетевизацией политической культуры. От-мечена роль, которая придается социальным сетям в коммуникации политика, особенно с неортодоксальными , далекими от мейнстрима взглядами. Право на пропаганду своих взглядов приходит в столкновение с правом на защиту от языка ненависти. Показано, что этот дискурс своим субстратом имеет мемы. Диффамация, оскорбле-ния и экстремистский характер этого дискурса важны при формировании общественного мнения политики пост-модерна.

Ключевые слова: постправда, альт-райт, мем, сетевизация политики сетевая политическая культура, фейк ньюз, новые медиа, глобальный медиадискурс

Педагогика, как и все общество, стоит перед информационным вызовом. Не подлежит сомнению, что возрастает как роль медиареальности в жизни человека двадцать первого века, так и умения интерпретировать ее. Это необходимо для адекватной и безопасной жизни современному человеку, мир которого пронизан медиа, медиатизирован: чего нет в медиа, нет и в жизни. Значение медийной и информационной грамотности подчеркивается ЮНЕСКО. Медиаграмотность – вещь многомерная. К медиаграмотности относится ряд навыков, необходимых для эффективного поиска, критического анализа, использования и размещения информации и медийного контента, значение прав человека в Интернете, понимание способов борьбы с пропагандой ненависти в Интернете кибербуллинга, понимание этических проблем, связанных к доступом к информации и ее использованием, сотрудничество с представителями СМИ и ИКТ в целях содействия равенству, свободе выражения мнений, межкультурному, межрелигиозному диалогу, миру и т.д. Как мы видим, здесь есть и проблемы собственно филологические, и правовые, и информационные.

Медиаграмотность приобретается в результате медиаобразования. Для филологов актуально то, что рассматриваются современные формы представления медиадискурса и готовность читателя понимать эти формы, вырабатываемую в процессе обучения и самообучения дискурс-анализу. Активно обсуждается проблема метода анализа в современных медикоммуникативных исследованиях: как изучать дискурс в сетевых СМИ, какие методы может предложить социология? теория дискурса? риторика? лингвистика?

Настоящая статья посвящена особенностям дискурса альтернативных правых в предвыборном дискурсе США. Альтернативные правые – политическое движение, ставшее популярным на волне президентской кампании 2016 года в США. Они отличаются от классических правых – консерваторов, противников незаконной миграции, сторонников личных свобод (право на оружие), противников абортов и противников социального государства. Альт-райт заявляет о себе как противнике всякого истеблишмента, в том числе связанного с республиканской партией, от которой собственно и выдвигался Трамп. Идеологией является белый национализм и отрицание толерантности и политкорректности. Это «культурный марксизм» наоборот – с приоритетом прав белого населения, становящегося в сегодняшней Америке меньшинством.

В немногочисленных попытках политологической рефлексии победа Трампа увязывается с поддержкой этой страты. Это своеобразное affirmative action белых, долгое время не поддерживаемых даже консервативными кругами. Риторика презрения к оппонентам, ксенофобия, расизм, ненависть к правам человека и феминизму, возвращение культуры белой консервативной Америки первой половины двадцатого века, борьба с леваками-шестидесятниками, изоляционизм, социальный консерватизм, положительная оценка роли христианства, критика истеблишмента, критика глобализма, либерализма, марксизма, феминизма – показательные черты этой идеологии. У альтернативных правых нет единой официальной идеологии, однако некоторые источники утверждают, что объединяющей идеей движения является белый национализм. Помимо этого, альтернативным правым часто приписываются исламофобия, антифеминизм, гомофобия, антисемитизм, этнический национализм, правый популизм, нативизм, традиционализм и неореакционные идеи.

Методом исследования является анализ дискурса. К суждению о мире экономики привлечены дискурсивные исследования [4]. Сошлемся и на нашу серию работ, посвященных языковым и риторическим особенностям политического дискурса в масс-медиа [1]. Понятно, что исследование сетей не должно ограничиваться анализом дискурса, а должно исследовать аудиторию. Какими же методами исследовать и интерпретировать политические тексты? А. М. Кучинов дает обзор современных методов исследования текстов и дискурса [3]. Рассматриваются теории, методы и методики, позволяющие работать с текстами и дискурсами как эмпирическим материалом из разных научных дисциплин. Рассмотрены традиционные методы, контент-анализ, обоснованная теория, этнографические методы, дискурс-анализ, символическая политика, методы социолингвистики, теории коммуникации, функциональная прагматика и теория различий, методы, основанные на политической психологии, этнометодологии, феноменологии, семиотике, лингвистике текста, теории речевых актов и когнитивной лингвистики, возможности герменевтики, объективная герменевтика, методы психолингвистики, психосемантики, суггестивной лингвистики и фоносемантики. В его статье обозначены многие виды контент-анализа, в том числе протоколы политической психологии для исследования лидерства. Автор приходит к заключению, что ввиду того, что предметы исследования разных дисциплин лингвистики и смежных наук, как и разные методы, нередко пересекаются, приводимая классификация может быть лишь одной из множества. По мнению автора, каждый метод подходит для исследования определенной проблемы. Так, исследователь подбирает себе методику в зависимости от того, какие исследования проводит, какие проблемы изучает. В итоге своего исследования автор приходит к выводу, что в России рассматриваемые методы применяются недостаточно там, где это возможно и даже необходимо, поэтому предстоит их дальнейшее освоение исследователями из разных субдисциплин политической науки. Пока эти методы чаще используются за пределами собственно политической науки.

Показателен сетевой дискурс аль-райтистов. Общепризнанно, что это мир сетевых троллей, которые сочиняют безумные теории заговора, продвигают агрессивный культ обиженных белых мужчин, ненависть к женщинам, евреям, цветным людям, трансгендерам. Это сообщество, в котором человеческая порядочность и этика считаются старой шуткой, а сочувствие вызывает ненависть. Идеологический посыл подается зачастую в максимально простой, сжатой и понятной постмодернистской аудитории форме интернет-мемов, где эксплуатируется как правило образный ряд современных же произведений массовой культуры, уже устоявшиеся образы, связанные с теми или иными меметическими рядами, так или иначе понятными аудитории. При этом будучи формально «плоским», лишенным любого нарративного измерения, рассчитанным на спонтанную реакцию, мем на деле выступает триггером нужной его автору реакции и несет довольно мощный идейный заряд. Добавим к этому что любой мем - это наиболее наглядная иллюстрация постмодернистских идей интертекстуальности и интерконтекстуальности. Альтрайт представляется абсолютно постмодернистским явлением, для которого троллинг, ирония, провокация – не эксцессы, а modus vivendi. В Интернете в рамках данного дискурса многочисленные покемоны и сексуальные аниме-девочки убивают каколдов. Параллельно продвигаются бесчисленные мемы-картинки. Важнейшую роль играет лягушонок Пепе - символ новых правых и всего их дискурса, а также тройные скобки используемые правыми для указания на чуждость кого-то или чего-то.

Альтрайтистов характеризует туалетный юмор в адрес женщин, негров, геев и евреев. Реалии сегодняшней Америки таковы, что громила-неонацист научился пользоваться Твиттером и узнал слово «мем». Ставший широко популярным портал альт-райта Breibart News [5] ежемесячно посещают 85 миллионов человек. Он абсолютно неполиткорректен. Можно утверждать, что движение белых разгневанных мужчин вышло в мейнстрим. Альт-райт в современном виде со всеми его плюсами и минусами не мог возникнуть без повышенного внимания в современном западном обществе к вопросам расы, этнической и религиозной идентичности, без проблемы мультикультурализма и идеологии политкорректности, и без широкого обсуждения такой темы как white privilege.

Типичные заявления альт-райта не могут не восприниматься как экстремистские, сеющие ненависть: The goal is to ethnically cleanse White nations of non-Whites and establish an authoritarian government. Many people also believe that the Jews should be exterminated.

Известно, что в августе 2017 года альт-райт перешел к насилию во время правых беспорядков на юге США (Шарлоттсвиль, Вирджиния) при сносе памятника генералу-конфердерату Ли. Все мировые СМИ обошло фото жертв беспорядков.

Они последовательно наступают на права меньшинств, показательно использование ими Интернета для продвижения своих идей и троллинга консерваторов, которых альтрайтисты называют бранным неологизмом «cuckservative». Их дискурс изобилует штампами и оскорблениями. Белый национализм, мизогиния и антисемитизм – характерные составляющие этого движения, наряду со стильностью и Интернет-представленностью. Альт-райт, по мнению некоторых комментаторов, близок к власти, хотя Трамп не раз от него открещивался. В пропаганде идей и рекрутинге сторонников используются заблокированные ныне имиджборды 4chan, 8chan и сайт Reddit (для распространения мемов).

Так или иначе, альт-райты помогали кампании Трампа в Интернете, со знанием дела продвигая мемы, дискредитирующие его оппонентов, такие как #Cuckservative и #DraftOurDaughters. Они координировали сетевую травлю, включающую массу сообщений с угрозами изнасилования и смерти, а также доксинг (doxxing, публикация персональных данных) в адрес врагов Трампа и членов их семей

В условиях сетевизации политической культуры показательно замещение реальной жизни виртуальной, что приводит к несерьезному отношению к фактам, логике и, как следствие, насилию, чьи последствия совершенно реальны и ощутимы. Постправда (post-truth) – главное слово 2016 года, затмившее такие слова, как altright, Brexiteer, chatbox. Существенны обстоятельства, в которых объективные факты менее значимы при формировании общеизвестного мнения, чем обращения к эмоциям и персональным убеждениям, когда рациональные убеждения проигрывают рациональным стереотипам. Не так важна реальность факта, если реальны последствия. Добавляем сюда эмоциональную подпитку, которая отключает рациональное мышление – получаем искомое понятие. Осадок – это и есть конечная цель фейка, который формирует параллельный мир постправды.

Наиболее влиятельным аспектом в подъеме Интернета в 90-е годы было освобождение информации от ограничений привычных медиа — которое, как предполагалось, сделает мировое сотрудничество более демократичным. Предполагалось, что чем больше человек получает и производит информации, тем больше он свободен. Однако спустя всего несколько лет стало ясно, что в этих надеждах было одно большое заблуждение.

Показательна потеря новой прессы функции контроля. Исчезла также и одна из самых важных функций прессы — способность отфильтровывать непроверенную информацию, ложные или искаженные «факты» и возмутительные претензии, предназначенные не только для того, чтобы злить публику, но и подстрекать целые группы людей, радикализировать их [2]. Интернет, с его анонимностью и игнорированием правил доказательства и подтверждения истины, в ранних 2000-х превратился в сборник теорий заговора, клеветы и демагогии. Враньё или искажённые факты стали альтернативной реальностью для людей, сильно оторванных от реального мира, серьёзно отравили мировоззрение, способность воспринимать новости и текущие происшествия.

Условиями возникновения постправды и фейка являются интернетизация политики, эклектика идеологий, риторизм политических выступлений, конспирологические теории. Многочисленные советы, как распознать фейк, призывают нас проверять источник сообщения, читать все сообщение, а не заголовок, проверять реальность авторов, проверять источники в статье, смотреть на дату публикации, спрашивать себя, нет ли элементов сатиры и полемического заострения в публикации, нет ли элементов шутки и мистификации, рефлектировать по поводу своей предвзятости, спрашивать экспертное мнение.

Показательно состояние общественного сознания, в котором существенную роль играет политический постмодернизм и удивительная архаика в политической культуре в ответ на крах либеральной идеологии. Еще раз должна быть подчеркнута роль Интернета и социальных сетей политической культуре. Очевидно, что политика постправды представляет в современных условиях политику пропаганды. Что касается фейк ньюз в социальных сетях, то фейк ньюз нужно маркировать.

Отметим роль, которая придается социальным сетям в коммуникации политика, особенно с неортодоксальными , далекими от мейнстрима взглядами. Право на пропаганду своих взглядов приходит в столкновение с правом на свободу слова.

Итак, наше исследование позволяет сделать некоторые выводы. Показательно состояние общественного сознания, в котором существенную роль играет политический постмодернизм и удивительная архаика в политической культуре в ответ на крах либеральной идеологии. Еще раз должна быть подчеркнута роль Интернета и социальных сетей политической культуре. Очевидно, что политика постправды представляет в современных условиях политику пропаганды. Что касается фейк ньюз в социальных сетях, то фейк ньюз нужно маркировать.

__________________

Список цитируемой литературы:

1. 1. Бушев А. Б. Языковая личность профессионального переводчика. Монография. Тверь,ИНЖЭКОН-ТВЕРЬ, 2010.265. с.

2. Готфрид П. Палеоконсерваторы: правые изгои Америки// Тетради по консерватизму, 2016 № 1, С. 77-84.

3. Кучинов А. М. Подходы и методики для исследования текстов и дискурса в политологии: опыт классификации . – Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 80-96.

4. Современный дискурс-анализ: повестка дня, проблематика, перспективы: коллективная монография / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. – Белгород: ИД «Белгород», 2016. – 244 с.

5. Breitbart News (http://www.breitbart.com)

__________________

MEDIA LITERACY AS PRECONDITION FOR POST-TRUTH POLICY

Abstract:The paper analyses the phenomenon of alternative right and its interrelations with the culture of new media.”. The phenomena of post truth policy and fake news are discussed in connection with the net character of politi-cal movement under study. The paper emphasizes the role of social networks in communication of politicians with unor-thodox ideas. Unthe cases like these the right to promote one’s political ideas collides with the right to protect the society against hate speech. The substantiality of this discourse is represented by memes. Defamation, libel and extremism in this discourse are important in shaping the world of post-modernist politics.

Keywords: post-truth, alt-right, memes, net character of politics net political culture, fake news, new media, global media discourse

Об авторе

Бушев Александр Борисович – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тверского государственного университета (г. Тверь)  

alex.bouchev@yandex.ru