Современный дискурс-анализ

Наверх

Екатерина ЛОБАНОВСКАЯ

Сравнительный анализ использования стратегии геймификации в ежедневной повестке российских интернет-СМИ

В настоящее время современное интернет-пространство перенасыщено разного рода информацией. Интернет-СМИ стремятся использовать новые формы репрезентации контента, которые бы транслировали нужные смыслы, но при этом не перегружали аудиторию информационными сообщениями. Второй проблемой, обуславливающей развитие интернет-СМИ, является тот факт, что большое количество распространяемого через глобальную Сеть контента, зачастую, усваиваются человеком не полностью. Причиной этого считается психология и физиология нашего восприятия информации с экрана. Последние несколько лет такой формой является геймификация.

В нашей работе мы сравним, как используется стратегия геймификации в федеральном издании Meduza и региональном сетевом издании FONAR.TV в ежедневной повестке, а также насколько часто используются геймифицированные материалы по сравнению с ежедневным контентом, выпускаемым редакциями и насколько они просматриваемы.

Мы постараемся ответить на вопрос, какими дискурсивными средствами производится выработка контента в современных российских интернет-изданиях и проведём сравнительный анализ вопроизведения медиа-ресурсов со стороны площадок федеральных и региональных каналов.

Развитие геймификации как стратегии развития современной интернет-журналистики

Одной из главных целей любых средств массовой информации является привлечение аудитории к своему изданию, телеканалу и т.д. Руководители СМИ используют разные средства для увеличения количества читателей, слушателей и зрителей. Самым ярким и эффективным способом привлечения аудитории считается игра.

А.Ф. Иванько и Л.В. Козлова дают следующее определение понятию «геймификации»: «это использование игровых элементов в неигровых ситуациях, которое подразумевает получение заранее определенного награждения при достижении результата» [Иванько, Козлова 2016].

Исследователи выделяют несколько принципов и особенностей геймифицированных игр в журналистике. Это наличие рутинного процесса, прогрессия, цель, простроенный маршрут выполнения заданий, система наблюдения, стимулирующие элементы, конкуренция, возможность рассказать друзьям о своих достижениях, трудности и способы их преодоления. Именно при сочетании данных принципов журналисты получают интересный геймифицированный материал, а пользователи —возможность реализовать себя в игре и добиться определенных задач, которые заложены в данном продукте.

Геймифицированные материалы выполняют ряд функций. Они привлекают аудиторию на сайт, могут сами быть инфоповодом, являются эффективной формой подачи сложной информации. Геймификация — это форма подачи сообщений, которая выделяет издание из других конкурирующих СМИ. Благодаря геймифицированным материалам журналист может просто и доступно донести информацию. Наконец, геймифицированные журналистские продукты могут быть одной из форм подачи рекламной информации.

Однако с другой стороны, постоянное использование стратегий геймификации загружает СМИ. Читатель начинает воспринимать издание, которое регулярно использует геймифицированный контент, как развлекательное.

Мы обратились к российскому опыту, использующие геймификацию в своей ежедневной повестке. Для анализа мы возьмём федеральное издание Meduza, а для регионального — сетевое издание FONAR.TV. Временной промежуток, рассматриваемый нами — с 25 по 31 мая 2018 года.

Интернет-издание Meduza.

Meduza — зарегистрированное в Латвии русскоязычное интернет-издание, созданное бывшим главным редактором интернет-издания Lenta.ru Галиной Тимченко. Проект стартовал в 2014 году. Основой СМИ стали бесплатные мобильные приложения для iOS, Windows Phone и Android.

Согласно исследованию TNS Russia, через три месяца после открытия количество российских читателей интернет-издания составило 1,3 млн человек в месяц. К маю 2015 года посещаемость сайта meduza.io, по данным владельца LiveInternet Германа Клименко, снизилась. В частности, по информации SimilarWeb, количество ежемесячных пользователей упало с 23,6 миллионов на начало марта 2015 до 13,4 миллионов на начало апреля. По состоянию на декабрь 2017 года, аудитория «Медузы» составляет 33 млн посетителей в месяц. В марте 2015 «Медуза» отключила на своём сайте публичные счётчики посещаемости LiveInternet и MediaMetrics.

Для анализа ежедневного контента мы возьмём геймифицированные материалы из рубрики «Игры», а также материалы из рубрики «История». Материалы из разделов «Новости» и «Шапито» мы не будем брать за основу анализа, так как материалы из этих разделов пополняются ежечастными и не являются авторскими.

Материалы издания Meduza из рубрики «Истории»

Материал

Время выхода

Просмотры в соцсетях

«Если хотите угодить небесам — пейте так, чтобы они содрогнулись». Фрагмент книги Марка Форсайта «Краткая история пьянства»

26 мая 2018

ВК - 494

ОК - 27

ФБ – 298.

«Свои» Руты Ванагайте о Холокосте в Литве и ещё четыре книги о коллективной памяти

26 мая 2018

ВК – 334

ОК – 10

ФБ - 458

«Процесс» — документальный фильм о суде над Олегом Сенцовым. Смотрите полностью на «Медузе».

26 мая 2018

ВК – 390

ОК – 28

ФБ - 943

Букеровская премия назвала пять лучших книг за 50 лет. Какие из них вы читали?

27 мая 2018

ВК – 992

ОК – 43

ФБ – 1,3

Окрошка — лучший суп для жаркого дня! Вот идеальный рецепт

27 мая 2018

ВК – 574

ОК – 27

ФБ - 309

Мы навсегда запомним эту Лигу чемпионов. И вот почему: разгромные победы, невероятные голы, фантастические камбэки и много новых рекордов.

27 мая 2018

ВК – 295

ОК – 12

ФБ - 487

В США умер создатель фузза Гленн Снодди. Рассказываем о легендарном гитарном эффекте с помощью плейлиста

27 мая 2018

ВК – 541

ОК – 19

ФБ - 717

Ирландия проголосовала за либерализацию законов против абортов.

26 мая 2018 года

ВК – 1,4

ОК – 5

ФБ – 939

Вратарь Александр Филимонов завершил карьеру. Миллионы россиян помнят только один эпизод его биографии.

28 мая 2018

ВК - 278

ОК - 11

ФБ – 366

В СССР не было мультикультурности. И здесь не будет. Константин Бенюмов рассказывает, как в Германии живут миллионы русских немцев — и почему им там не всегда рады

28 мая 2018

ВК – 943

ОК – 46

ФБ – 1,6

Боевики напали на артиллерийскую батарею в Сирии, погибли по меньшей мере четверо россиян

28 мая

ВК – 196

ОК – 8

ФБ – 38

Финал Кубка Стэнли будет невероятным: команда-новичок против команды-лузера

28 мая

ВК – 291

ОК – 2

ФБ – 137

В Кремниевой долине вымирают кроличьи сычи. Всё из-за того, что сотрудники Google очень любят кошек

29 мая

ВК – 427

ОК – 9

ФБ - 150

«Все подумали, что я умерла, что меня убили». Интервью Галины Каторовой, которую осудили за убийство избивавшего её мужа. Теперь приговор отменили

29 мая

ВК – 662

ОК – 21

ФБ – 89

«Пожалуйста, помни, что ты неотъемлемая часть фильмов». В Лондоне выставили на аукцион письма Алана Рикмана. Он был разочарован своей ролью в «Гарри Поттере»

29 мая

ВК – 612

ОК – 4

ФБ – 411

У нас тут все звёзды эстрады были. А вы говорите – захолустье. Что происходит в посёлке Псебай после жестокого убийства местной жительницы и массовых акций

30 мая

ВК – 574

ОК – 23

ФБ – 66

«От холодной войны к горячему миру» Майкла Макфола. О чем говорится в новой книге самого известного американского посла в России

29 мая

ВК – 369

ОК – 3

ФБ – 64

Девушку из Владикавказа насиловали четыре месяца. Ее показания признали недостоверными из-за «психического состояния», а дело закрыли

29 мая

ВК – 952

ОК - 36

ФБ – 2,5

Режиссёр Константин Богомолов дебютировал в опере с ораторией Генделя. Автор либретто Владимир Сорокин. Что из этого получилось?

29 мая

ВК – 77

ОК – 2

ФБ – 97

Что делают российские олигархи, когда их включают в санкционные списки? Вот несколько примеров

30 мая

ВК – 205

ОК – 24

ФБ - 62

«Ненависть — это первый элемент хип-хопа». Noize MC написал оперу. Мы брали у него интервью — и тут появился Оксимирон

30 мая

ВК – 1,1

ОК – 20

ФБ – 630

Материалы из рубрики «Игры» в издании Meduza

Материал

Время выхода

Просмотры в соцсетях

В России 94 процентов импортной картошки фри. А помидоров? А сыра? Тест «Медузы»

29 мая

ВК – 336

ОК – 7

ФБ – 81

«Броги или эглеты?» Что вы знаете про обувь? Тест «Медузы» и Rendez-Vous

30 мая

ВК – 310

ОК – 10

ФБ – 279

Насколько вы опытный путешественник? Тест «Медузы» и Volkswagen

31 мая

ВК – 135

ОК – 1

ФБ – 20

Веласкес или Малевич? Проверьте свои знания о знаменитых нападениях на произведения искусства

31 мая

ВК – 347

ОК – 4

ФБ - 35

Найди двух одинаковых губернаторов: игра «Медузы». Политическая версия классической игры «Мемори»

31 мая

ВК – 265

ОК – 4

ФБ - 85

По анализу выпускаемого контента мы видим несколько различных факторов:

1. Количество материалов выпускаемых в рубрике «Истории» гораздо больше, чем в рубриках «Игры». Это связано с тем, что на электронном ресурсе «Медуза» основным контентом являются аналитические и новостные материалы. «Игры» редко используются в качестве основы для разбора или аналитики.

2. Количество репостов в социальных сетях «ВКонтакте», FaceBook и «Одноклассники» зависит, в основном, от темы того или иного материала. Однако в публикациях в рубрике «Игры» их меньше, чем «Истории». Большую популярность материалы из рубрики «Игры» приобрели у пользователей «ВКонтакте», так как там самая молодая аудитория из перечисленных социальных сетей.

3. Некоторые материалы из рубрики «Игры» имеют особенность — они созданы совместно с рекламодателями. Отметим, что в рубрику «Истории» попадают самые читаемые новости и фотогалереи. Это позволяет остаться им в ТОПе на сайте дольше, чем если бы они оставались в рубрике «Новости».

Сетевое издание FONAR.TV

Сетевое издание Fonar.tv рассказывает о новостях и событиях Белгородской области. «Фонарь» показывает и объясняет ситуации с разных сторон, привлекая экспертов и обращаясь за комментариями к специалистам. Дата запуска — март 2015 года.

Материалы издания FONAR.TV рубрики «Статьи»

Материал

Время выхода

Просмотры в соцсетях

«Всё началось с солнечного затмения». Как в Белгороде появились вечера тратуарной плитки

26 мая

ВК – 0

ОК – 1

ФБ – 5

Доживём до нового конкурса. Начальник департамента городского хозяйства — о Яндекс.Транспорте, «нелегалах» и автобусах, ходящих не по расписанию

28 мая

ВК – 1

ОК – 2

ФБ – 1

Белгородцы провели выходной на футбольном поле

29 мая

ВК – 2

ОК – 0

ФБ – 1

Геймифицированные материалы издания FONAR.TV

Материал

Время выхода

Просмотры в соцсетях

Идеальная свадьба. Event-компания «Золотая рыбка» — о свадьбах «под ключ» и почему надо экспериментировать

28 мая

ВК - 2

ОК – 0

ФБ - 0

Тратим с умом. Как сэкономить студенческий бюджет

30 мая

ВК – 12

ОК – 0

ФБ – 0

Выводы по анализу контента на сетевом издании FONAR.TV:

1. За анализируемый нами период в сетевом издании FONAR.TV нет отдельных игр. На сайте имеются геймифицированные материалы, в которых внедрены тесты и опросы.

2. Материалы, в которых использовались приёмы геймификации, пользуются меньшей популярностью у пользователей соцсетей. По нашему мнению, это связанно с тем, что эти материалы рекламные.

3. В издании FONAR.TV в рекламных материалах часто используют приёмы геймификации для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Вывод

В проделанной работе мы выявили следующую закономерность: несмотря на то, что приёмы геймификации облегчают получение информации, редакторы интернет-СМИ используют эту стратегию нечасто. Такие материалы пользователи социальных сетей репостят реже, чем аналитические статьи и лонгриды. Также большинство материалов, в которых есть геймифицированные приёмы, носят развлекательный характер. В региональных СМИ, таких как FONAR.TV, геймификация не используются в чистом виде. Её приёмы внедряются в аналитические материалы.

__________________

Список литературы:

Иванько А.Ф., Козлова Л.В. 2016, Геймификация СМИ: новостные игры

Об авторе

Лобановская Екатерина Юрьевна – магистрант по направлению подготовки «Журналистика» Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород).