Современный дискурс-анализ

Наверх

Владимир ИЗОТОВ
Елена ИЗОТОВА

Отражённый медиадискурс в творчестве В.С.Высоцкого

В статье рассматривается преломление медиатехнологий в поэтическом творчестве В.С.Высоцкого, отражение дискурсивных практик журналистики, рекламы и PR в художественной литературе.

Понятие медиадискурс в настоящее время во многих аспектах остаётся предметом дискуссии (см., например [Уварова 2015]). Вместе с тем понятия дискурс и медиадискурс расширяют сферу своего применения, и впору говорить от отражённом дискурсе (медиадискурсе): речь идёт прежде всего об отражении медиатехнологий в художественной литературе. В настоящей статье речь пойдёт об отражении медиатехнологий в творчестве В.С.Высоцкого, о том, как преломляется через призму его творчества проблемы журналистики, рекламы и PR. Исходные положения данной теории изложены в работах [Изотов, Изотова, Изотов 2016] (дискурс PR через призму художественной литературы) и [Изотов 2010] (отражение PR-технологий в творчестве В.С.Высоцкого).

1.

Творчество В.С.Высоцкого настолько многомерно, что позволяет найти самые разные сопряжения, в том числе и с самыми различными профессиями. Героями поэта были люди самых различных профессий…

… но вот журналистов среди них нет (мы имеем в виду именно главных героев песен). Да и само слово журналист в поэзии Высоцкого не фигурирует. Оно присутствует, насколько можно судить, только в письмах, дневниках, устной прозе (выступления на концертах)[1].

В тех случаях, когда речь идёт об отечественных журналистах, характеристика им даётся не весьма лестная. И это вполне объяснимо, если вспомнить о травле поэта в печати, о замалчивании его творчества.

Однако и упоминание смежных и околожурналистских специальностей тоже предстаёт у поэта далеко не в радужном свете (в лучшем случае упоминания нейтральны).

Вот, например, песня «Я все вопросы освещу сполна…», которая представляет собой своего рода интервью. Поэт отвечает на досужие вопросы: «Да, у меня француженка жена, Но русского она происхожденья»; «Нет, у меня пока любовниц нет»; «Не пью примерно около двух лет»… Да и интервьюеры выглядят, скажем, не очень привлекательно: «В блокноты ваши капает слюна»; «Вопросы будут, видимо, о спальне» (правда, и что-то человеческое просматривается: «вот густо покраснел интервьюер», хотя краснеет человек не только от стыда, но и от удовольствия).

В определённом смысле близки к этому тексты песня «Я не люблю» и стихотворение «Я к вам пишу», в которых содержатся ответы на вопросы, которые задавались поэту (или могли быть заданы).

В 1972 году В.С.Высоцкий создаёт стихотворение (его иногда называют поэмой) «Я первый смерил жизнь обратным счётом…» (иногда это произведение публикуется под названием «Первый космонавт»).

Л.Л.Горелик выделяет в стихотворении Высоцкого 4 темы, среди которых «суета средств массовой информации вокруг первого космического полёта и личности Гагарина» [Горелик, 2003:441].

Журналистская деятельность проявляется в следующих фрагментах: «Горн и меха земных газетных кузен Раздуют это дело на века» (грандиозное событие – первый полёт в космос! -, да ещё и совершённое советским человеком – мощный информационный повод); в то же время отмечается, пусть и косвенно, определённая засекреченность многого, что связывается с полётом. Так, говоря о дублёре первого космонавта, поэт пишет: «Пока что на него не тратят шрифта: Запас заглавных букв - на одного». Та же таинственность окружает и генерального конструктора: «Вот - тот, который прочертил орбиту, При мне его в лицо не знал никто».

Показательны строки, характеризующие обычное для журналистики описание того, что в той или иной мере касается различных событий из жизни героя, а также мнение людей, знавших его в разной степени близости:

И, словно из-за дымовой завесы,

Друзей явились лица и семьи:

Они все скоро на страницах прессы

Расскажут биографии свои.

Их - всех, с кем вел я доброе соседство, -

Свидетелями выведут на суд.

Обычное моё босое детство

Обуют и в скрижали занесут.

Можно отметить ещё два момента, в которых тема журналистика в том или ином виде проявляется в стихотворении:

И неуютно сделалось в эфире,

Но Левитан ворвался в тесный зал -

Он отчеканил громко: «Первый в мире!»

Он про меня хорошее сказал.

Хотя искусство теледиктора впрямую и не относится к журналистике, но показательно, что голос Левитана разрывает неуютность эфира.

И ещё один фрагмент, в котором травестируется знаменитая гагаринская фраза:

Между «нулём» и «пуском» кому-то показалось,

А может - оператор с испуга записал,

Что я довольно бодро, красуясь даже малость,

Раскованно и браво «Поехали!» сказал.

Герой стихотворения выражает сомнение в том, что он реально произносил эту фразу, поскольку Высоцкий на протяжении всего произведения показывает изнанку космического полёта, тяжёлые испытания, выпавшие на долю первого космонавта, и это резко дисгармонирует с бравурным освещением полёта средствами массовой информации: «Таким образом, тема прессы в большинстве случаев является чужой для космонавта, противоречит его подвигу» [Горелик 2003:442].

В 1960 году Высоцкий написал «поэму-песню в сорока девяти днях» «Сорок девять», обозначенную им как «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков». Поводом для написания этого текста послужили декларативно-пафосные материалы, опубликованные в тогдашних газетах о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших в открытом океане на оторвавшейся от берега баржи 49 дней. Они не имели связи с землёй, у них практически не было запасов пищи и питьевой воды, однако они не сдались стихии и были чудом спасены.

Как отмечает В.И.Новиков, «характерно, что Высоцкий чётко разграничивает жизненный материал и его художественное освоение. Ирония поэта прицельно направлена на халтурщиков, эксплуатирующих престижно-злободневную тематику, спекулирующих на чужих подвигах и свершениях. Казалось бы, бесспорная истина: самая достойная тема, освоенная затасканными, шаблонными приёмами, даёт в итоге отрицательный результат, слабое произведение» [Новиков 1989:42].

Общий пафос высоцковедов, так или иначе касающихся этого текста, сходен: «Высоцкий в своём стихотворении откровенно пародирует советский газетный и журнальный материал, представляет собственное видение 49-дневного дрейфа баржи» [Савчук, 2012:345]; «… истинными героями его песни были не те, кто дрейфовал на барже, а те, кто создал очередной трескучий «патриотический» фильм» [Цыбульский, 2012:148].

Таким образом, в данном тексте журналисты конкретно не названы, но показаны рецепты их деятельности по созданию произведения ложно-пафосного, выполняющего государственный заказ на злобу дня.

Поразительно, но, насколько нам известно, никто из исследователей, изучавших данное стихотворение, не обратил внимание на его сходство со знаменитым «Торжественным комплектом» Остапа Бендера, описанным в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Золотой телёнок».

Наш анализ изображения журналистики и образов журналистов в творчестве поэта был бы неполным, если бы мы не упомянули представителей журналистских профессий, упомянутых поэтом в различных текстах.

«Теперь вокруг корреспонденты бесятся», - говорит герой «Песни про метателя молота», победивший, очевидно, с рекордом, и именно тягу к сенсационности демонстрируют журналисты у Высоцкого. Однако и главный герой оказывается законченным продуктом своей эпохи, поскольку его ответ вполне традиционен:

Мне помогли, - им отвечаю я, -

Подняться по крутой спортивной лестнице

Мой коллектив, мой тренер и моя семья!

Негативно характеризуется и ещё один спортивный журналист: «Комментатор из своей кабины Кроет нас для красного словца» («Комментатор из своей кабины…»).

В целом и упрямо скучающий за спиной вратаря (песня «Вратарь») фоторепортёр получает отрицательную характеристику, поскольку уговаривает вратаря пропустить гол:

Обернулся – слышу голос из-за фотокамер;

«Извини, но ты мне, парень, снимок запорол.

Что тебе – ну лишний раз потрогал мяч руками, -

Ну а я бы снял красивый гол.

В «Песенке про прыгуна в длину» поэт изображает комментатора, который «даже приуныл», поскольку прыгун в длину показывает рекордные результаты, но всё время заступает за черту.

В ещё одной спортивной песне «Марафон» говорится о восприятии бегуном-марафонцем слов комментатора, сопровождающих этот забег.

Опасается японского репортёра и герой стихотворения «Я тут подвиг совершил…».

2.

Слово реклама (и производное от него) встречается в поэтических текстах Высоцкого четырежды: «Моё имя не встретишь в рекламах Популярных эстрадных певцов» («У меня было сорок фамилий…»); «Без реклам, без эмблем, В пимах косолапых» («То ли – в избу и запеть…»); «Муром занялась прокуратура. Что ему – реклама! – он и рад» («Комментатор из своей кабины…»); «А теперь – что ж сигналить рекламным щитам?!» («Песня о двух красивых автомобилях»).

Применительно же к самому творчества поэта можно говорить, по-видимому, только о двух случаях создания текстов, напрямую связанных с рекламой. Речь идёт о песнях «О знаках Зодиака» и «Через десять лет».

Песня «Знаки зодиака» написана в 1974 году. Вот что известно о предыстории этой песни: «Ленинградский завод «Русские самоцветы» в 1974 г. решил выпустить рекламный фильм о планировавшихся к выпуску золотых ювелирных изделиях со знаками Зодиака. Госкино РСФСР распределило эту заводскую заявку на Ленинградскую студию документальных фильмов. В это время в Ленинград гастролировал Театр на Таганке. Редактору рекламного объединения киностудии Сергею Бондарчику удалось встретиться в Владимиром Высоцким. Он предложил последнему написать песню о знаках Зодиака, которая должна лечь в основу рекламного фильма. Высоцкий согласился» [Петров, 2012:245].

Вторая песня – «Через десять лет» (1979). Как сообщает А.В.Скобелев, соответствующий договор с Высоцким о рекламе Аэрофлота был заключён 6 июля 1978 года Центральным рекламно-информационным агентством (ЦРИА) Министерства гражданской авиации СССР (МГА) [Скобелев, 2011:144]. «Любая информация об «Аэрофлоте» (в том числе и его «реклама») в эпоху Высоцкого, прежде всего была составляющей общегосударственной пропаганды советского образа жизни и технического прогресса социалистического общества (выпускались почтовые марки, конверты и открытки, «Аэрофлоту» посвящённые, календари, спичечные этикетки, значки с изображениями отечественных пассажирских самолётов)…» [Скобелев, 2011:145].

3.

Последовательное изучение проблемы отражения PR-технологий в творчестве поэта намечено в работах В.П.Изотова (и его соавторов). В первой из них рассматривались общие проблемы отражения PR-технологий в творчестве поэта, указывались некоторые конкретные технологии (имиджирование, слухи и сплетни, выборные технологии) [Изотов 2010].

Работа [Изотов 2014] посвящена функционированию слухов и сплетен в поэзии Высоцкого: в ней последовательно разбираются пять текстов Высоцкого, в которых представлены мотивы слухов и сплетен («Песенка о слухах», «Нет меня - я покинул Рассею…», «Я все вопросы освещу сполна…», «Я бодрствую, но вещий сон мне снится…», «Я к вам пишу») и рассматриваются они через призму конкретных PR-технологий формирования и управления и функционирования слухами и сплетнями.

Ещё одна статья посвящена отражению четырёх моделей PR-кампаний в песне «Кто за чем бежит» [Изотов 2016].

В песне Высоцкого изображена тактика бега четырёх спортсменов, которая удивительным образом перекликается с четырьмя стратегиями PR-кампаний: первый бегун «рвёт подмётки как герой», что соотносимо со стратегией рывка; второй, являя «пример целеустремлённости», олицетворяет стратегии быстрого финала; стратегия большого событии реализуется по мнению автора, в поведении третьего бегуна, который «умудрён и убелён» и которому «нужен спурт – иначе крышка и хана»; манера четвёртого бегуна соотносится с крейсерской стратегией – доминированием на протяжении всей PR-кампании:

Ярким примером манипулирования сознанием человека с помощью телевидения является песня В.С.Высоцкого «Жертва телевидения».

В самом начале песни мы уже можем заметить то, что главный герой зависим от телевидения, оно для героя все:

Есть телевизор - подайте трибуну,-

Так проору - разнесется на мили!

Он - не окно, я в окно и не плюну,-

Мне будто дверь в целый мир прорубили.

Все на дому - самый полный обзор:

Отдых в Крыму, ураган и Кобзон,

Фильм, часть седьмая - тут можно поесть:

Я не видал предыдущие шесть.

Далее видим, что телевидение берет верх над героем, заполняет его сознание и ему уже кажется, что события происходящие на телеэкране начинают становиться реальными.

Вот тебе раз! Иностранный глава -

Прямо глаз в глаз, к голове голова,-

Чуть пододвинул ногой табурет -

И оказался с главой тет-на-тет.

По последним четверостишиям стихотворения мы можем с уверенностью сказать, что главный герой «помешался» на телевидении и вся его жизнь «плавно переместилась в психиатрическую» больницу.

...Ну а потом, на Канатчиковой даче,

Где, к сожаленью, навязчивый сервис,

Я и в бреду все смотрел передачи,

Все заступался за Анджелу Дэвис.

Одно из самых стремительно развивающихся сейчас направлений в паблик рилейшнз – территориальный брендинг.

Брендинг через символизацию определённых элементов территорий у поэта можно обнаружить довольно часто: например, в песне «Нет меня – я покинул Рассею…» символами Парижа выступают Триумфальная арка и заводы Рено, присутствуют в тексте и Елисейские поля. Однако в данном тексте мы имеем дело со своеобразным снижением бренда: «Я теперь свои семечки сею На чужих Елисейских полях».

Таково, по мнению сплетников, в сознании которых поэт оказался выдворенным за пределы страны, занятие поэта в Париже.

Закономерен и ответ главного героя:

А кто поверил – тому по подарку,

Чтоб хороший конец, как в кино:

Забирай Триумфальную арку,

Налетай на заводы Рено.

Такое же сниженное отношение к составляющим бренда демонстрирует и герой песни «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже»:

И вот уже плевал я, Ваня, с Эйфелевой башни

На головы беспечных парижан!

Однако в других текстах Париж представлен «своими всемирно известными признаками, такими, как Гранд-Опера, Елисейские поля, Триумфальная арка, заводы Рено, Сена, Нотр-дам и его химеры (изваяния на соборе), Лувр, «Куполь», Сорбонна…» [Кормилов 2002:264]. К сожалению, С.И.Кормилов не расшифровывает отношение героев произведений Высоцкого в деталях бренда Парижа.

Приведём ещё пример неоднозначного показа ещё одного территориального бренда – Одессы:

Всё в Одессе - море, песни,

Порт, бульвар и много лестниц,

Крабы, устрицы, акации, мезон шанте.

Да, наш город процветает,

Но в Одессе не хватает

Самой малости - театра-варьете!

Как видим, здесь традиционные характеристики составных частей бренда Одессы завершаются указанием на отсутствие ещё одного необходимого компонента. Правда, следует иметь в виду, что «Куплеты Бенгальского», которые завершаются процитированными выше словами, написаны для фильма «Опасные гастроли», действие которого совершается в начале ХIХ века…

… Изучение отражённого медиадискурса ещё в самом начале, и данная статья – приглашение к размышлению.

__________________

Примечания:

[1] «А употреблять моё имя в непристойном контексте журналисты не стесняются, а, наоборот, крайне оперативны. Могу только сожалеть, что авторы комментария безнаказанны, и я не могу ответить на статью в печати и изложить всё вышенаписанное мною публично...» (Письмо в МГК КПСС, отдел культуры, апрель 1973); «У Марины почта колоссальная. В основном все просят день­ги: налоги, страховки, помощь, штрафы, гонорары адвокатам, которые что<-то> там писали, отписывались, атаковали, за­щищались от Турнье и его адвокатов, которые делали то же, только им платит Турнье. Звонки были от журналистов, чтобы делать фото для тележурналов» (Дневники, 20 января – конец февраля 1975); «По поводу картины «Место встречи изменить нельзя» я не буду давать интервью. И не потому, что мне нечего ска­зать, - не выманите, не выудите, я ушлый человек. Если вы обратили внимание, я вообще никаких интервью не даю. По­началу они не хотели, теперь уже я не хочу - потому что журналисты всегда натягивают, перевирают. Они почему-то всем одинаково дают выражаться - все у них получаются та­кие умные» (Устная проза, 1979-1980).

__________________

Список литературы:

Горелик Л.Л. Миф о первом полёте в космос в интерпретации В.Высоцкого (на материале стихотворений «Памяти Гагарина» А.Твардовского и «Я первый смерил жизнь обратным счётом…» В.Высоцкого) // Владимир Высоцкий: взгляд их ХХI века: Материалы Третьей Международной научной конференции (Москва, 17-20 марта 2003 года). М, 2003. С.437-448.

Изотов В.П. Элементы PR-деятельности в творчестве В.С.Высоцкого: предварительные материалы // Connect-Универсум – 2009: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической Интернет конференции с международным участием. Томск, 2010. С.96-97.

Изотов В.П. Слухи как PR-технология в творчестве В.С.Высоцкого // PRостранство текста. Коллективная монография. Орёл, 2014. С.26-36.

Изотов В.П. Отражение стратегий PR-кампаний в песне В.С.Высоцкого «Кто за чем бежит» // Массово-коммуникативное пространство (журналистика, пиарология, социальные сети, эссеистика, публицистика): Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 200-летию создания первого орловского журнала «Друг Россиян и их единоплеменников обоего пола, или Орловский Российский журнал» (Орёл, 22-25 сентября 2016 г.). Орёл, 2016. С. 32-36

Изотов В.П., Изотова И.В., Изотов В.В. Дискурс PR и художественной литературы: к вопросу о взаимопроникновении // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Международная научно-практическая конференция. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международный научный семинар. Белгород, НИУ «БелГУ», 5-7 октября 2016 г.: сборник научных работ /под ред Е.А.Кожемякина, А.В.Полонского. Белгород, 2016. С. 29-36

Изотов В.П., Изотова И.В., Изотов В.В., Зайцева М.В., Изотова Е.С. Журналистика, реклама и PR у Высоцкого // Высоцковедение и высоцковидение. 2016. Орёл, 2016. С.47-51.

Кормилов С.И. Города в поэзии В.С.Высоцкого // Мир Высоцкого: альманах. Вып. VI. М, 2002. С.234-272.

Новиков В.И. В Союзе писателей не состоял... Писатель Владимимр Высоцкий. М, 1991.

Петров В.А. Владимир Высоцкий и съёмка рекламного фильма «Знаки зодиака» // Мир Высоцкого: альманах. Вып. VII. М., 2012. С.245-249.

Савчук И.Н. Высоцкий и Воронеж: миф и реальность // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2011-2012 гг.: сб. науч. тр. Воронеж, 2012. С.342-352.

Скобелев А.В. Материалы к комментированию произведений В.С.Высоцкого // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2009-2010 гг.: сб. науч. тр. Воронеж, 2011.С.115-154.

Уварова Е.А. Медиатекст и медиадискурс: к проблеме соотношения понятий // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2015, № 5. С.47-54.

Чумиков А.Н. Записки PRофессионала. СПб, 2008.

Цыбульский М. «Суров же ты, климат охотский…» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2011-2012 гг.: сб. науч. тр. Воронеж, 2012. С.143-148.

__________________

REFLECTED MEDIA DISCOURSE IN VLADIMIR VYSOTSKY’S WORKINGS

The paper discusses the reflexion of media technologies in the poetry by Vladimir Vysotsky, i.e. the representation of discursive practices of journalism, advertising and public relations in the literature.

Об авторе

Изотов Владимир Петрович - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики и связей с общественностью Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» (г. Орёл),
vpizotov@yandex.ru

Изотова Елена Сергеевна - магистрант кафедры журналистики и связей с общественностью Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева» (г. Орёл)