Концептуальное развитие телевидения Китая: задачи и возможности
В статье анализируется трансформация концепции китайского телевидения и дискурсивного поля медиаполитики под воздействием новейших коммуникационных технологий, а также связанные с этим процессом внутренние и внешние факторы, влияющие на современную информационную политику Китая. В общем развитии китайских СМИ выделяются задачи по реформированию телевидения и возможности их реализации, подкрепленные реальными решениями руководства страны.
Ключевые слова: телевидение КНР, дискурсивное поле медиаполитики, концепция СМИ.
По результатам многих социологических исследований и рейтинговых замеров современный Китай в общемировом масштабе демонстрирует феноменальный успех. Цифровые показатели являются свидетельством грамотного курса руководства страны и, как следствие, причиной пристального внимания со стороны специалистов и аналитиков. Важная роль в политике страны отводится информационному сопровождению задач и решений, направленных на реформирование современного китайского общества, формирование новой китайской культуры, проведение общей медийной политики с сохранением китайской национальной специфики. Приоритетная роль в ряду средств коммуникации отдается телевидению. В то же время в Китае присутствует жесткий государственный контроль за развитием СМИ, в том числе и телевидения, которое в Китае продолжает оставаться в подавляющем большинстве либо государственным, либо под идеологическим и финансовым контролем государства.
За последние два десятилетия существенно поменялась концепция организации телевидения и в целом телевизионного вещания. Изменилось дискурсивное поле, представляющее симбиоз интеллектуального и социального, когда происходят изменения в акцентах социальной практики, совершенствуется категориальный аппарат, характеризующий явления, появившиеся в жизни общества в связи с новыми технологиями, а люди становятся проводниками новых идей и поведения.
Решения состоявшегося в октябре 2017 года XIX съезда КП Китайской Народной Республики направлены на концептуальное развитие нового китайского телевидения (XIX съезд КПК …: 2018). Уже в марте 2018 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая принимает план по углублению реформы партийных и государственных институтов. Одной из ключевых тем этого документа является модернизация средств массовой информации и коммуникации. Предложено упразднить государственное Главное управление радио и телевидения по делам прессы и изданий и сформировать Государственную администрацию радио и телевидения. Основными обязанностями этого ведомства предполагается осуществление пропагандистской политики партии, формулирование политики и мер для управления радио и телевидением и контроль в их осуществлении, общее планирование и руководство для координации развития радио и телевидения и промышленности. Для продвижения реформы институциональных механизмов в области радио и телевидения новое управление призвано контролировать и управлять контентом и качеством вещательных и телевизионных и сетевых аудиовизуальных программ, отвечать за импорт, сбор и управление радио- и телевизионными программами, координировать и продвигать работу радиовещания и телевидения на местах.
Другим важным организационным решением было формирование Центрального радиовещания и телевидения. С этой целью, как сказано в документе, следует придерживаться правильного руководства общественным мнением, большое значение придавать строительству и инновациям методов коммуникации, повышать авторитет СМИ. Руководство, влияние и доверие – это важный отправной пункт для прочного лидерства идеологической работы. В целях укрепления централизованного строительства партии и управления важными позициями общественного мнения для повышения общей силы и конкурентоспособности радио- и телевизионных средств массовой информации формирование Центрального радио и телевидения как государственного учреждения, непосредственно при Государственном Совете под руководством Центрального отдела пропаганды, будет содействовать интеграции радио и телевизионных средств массовой информации и новых медиа. В свою очередь, упразднены Китайское международное телевидение CCTV (один из каналов), Центральная народная радиовещательная станция и Китайское «Радио Международное». Внутреннее вещание сохраняет первоначальный позывной, внешнее – унифицирует позывной «Голос Китая».
Все эти меры будут содействовать развитию мультимедийной интеграции, укреплять международный коммуникационный потенциал и позитивно показывать китайскую действительность. Информационное сопровождение развития экономики Китая есть часть экономической государственной стратегии, которая направлена на вовлечение в процесс новых производительных ресурсов, противостояние конкуренции, а также поиск креативных путей дальнейшего процветания страны. Об этом свидетельствуют материалы традиционных СМИ, программы новейших медиа, работа журналистов всех поколений, их публицистическая практика в современной медиаиндустрии. Подобные организационные решения показывают серьезность позиции Китая как игрока на глобальном уровне, утверждают неслучайный выбор стратегии руководства страны в развитии межгосударственных политических и экономических отношений.
В условиях новых медиа открываются новые возможности национального телевидения, которое является уникальным явлением, обусловленным коллективистским менталитетом китайского народа. Отсюда вытекает первостепенная задача по его реформированию. Один из самых динамично развивающихся рынков телекоммуникационных услуг – это рынок КНР. С одной стороны, общегосударственное телевидение ССTV, а с другой – провинциальные и городские станции ведут активную конкурентную борьбу за зрителя, и рыночные отношения фактически ослабили прежнюю монополию государства. Во-вторых, специфика медийного пространства Китая обусловлена активным направляющим началом со стороны руководства страны и государственного контроля в плане развития СМИ, что является уникальным феноменом в мировой практике как симбиоз капиталистическо-социалистической платформы. Наконец, политика, проводимая современным китайским руководством, предполагает вытекающее из этого симбиоза одновременное включение Китая в мировое информационное пространство, стратегически направленное на построение глобального информационного общества и сохранение китайской национальной партийной специфики.
Трансформация концепции китайского телевидения требует серьезной научной аналитики. Исследователи коммуникационных процессов в своих работах затрагивают вопросы, связанные с китайской практикой СМИ. Однако большинство публикаций касается печатных средств информации, отдельных проблем экономики и менеджмента прессы. Ощущается недостаток исследований как в целом роли китайских СМИ в модернизации информационного процесса, так и телевидения КНР в частности. Среди китайских исследователей современных электронных средств массовой информации КНР можно назвать таких ученых, как Ван Сяохун (Теория журналистской деятельности, Пекин, 1998, на кит. яз.), Фу Ханчжан (Журналистика КНР, Гуандун, 1997, на кит яз.), Дин Джин Де (Исследование китайского радио и телевидения, Пекин, 2000, на кит. яз.), Щю Юон (Замысел телепрограммы, Нанкин, 2000, на кит. яз.), Вэй Сучин (О телепрограмме, Пекин, 2001, на кит. яз), Юй Де (Художественная программа телевидения, Пекин, 1999, на кит. яз.), Чан Шокан (Замысел рубрики телепрограммы, Пекин, 2000, на кит. яз.), Чан Динмин (Замысел и редактирование программы телевидения, Нанкин, 2001, на кит. яз.), Хуан Канмин, Лю Си (Теория телевизионного вещания, Пекин, 1999, на кит. яз.), Ван Киим (Национальная культура и трансграничное телевидение, Пекин, 2008, на кит. яз.). Китайские авторы анализируют телевизионную практику КНР в отдельных статьях и исследованиях как на китайском, так и на русском языках.
В теоретическом осмыслении концептуального развития китайского телевидения используются публикации российских и белорусских исследователей, которые анализируют общие вопросы, связанные с построением информационного общества, действием информационного права, а также компаративной практикой международной журналистики. Это известные ученые – Вартанова Е.Л. (Вартанова 2003) Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003), Вершинин М.С. (Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб., 2001), Землянова Л.М. (Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999), Корконосенко С.Г., Ворошилов В. В. (Право и этика СМИ. СПб., 1999), Снетков В. Н. (СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. СПб., 2002), Короченский А.П. (Гибридизация медиатекстов под влиянием рыночных факторов функционирования СМК. Белгород, 2014), Мельникова Л.И. (Белорусское телевидение ХХI в. как смыслообразующий феномен. Минск, 2017), Фрольцова Н.Т. (Медиахолдинги в модернизации производства массовой информации. Минск, 2014).
В опубликованных исследованиях, посвященных китайскому телевидению, анализируются взаимовлияние социальных, культурных и политических процессов и развития, жанровые особенности, перспективы электронных масс-медиа КНР, связанные с динамичным развитием интернет-технологий. Основываясь на выводах ученых по трансформации и концептуальной позиции СМИ, можно утверждать, что факторы, характеризующие способы совершенствования телевидения, являются управляемыми, то есть повышение уровня организации и качества ТВ возможно за счет совершенствования менеджмента, подкрепленного научно обоснованной теорией, системного руководства, а также технического переоснащения на основе новейших технологий, которые используют новые медиа в промышленно развитых странах и которые становятся доступными в глобальном мире. Можно констатировать, что в настоящее время китайское телевидение в значительной степени включено в систему мирового информационного пространства.
В условиях КНР, когда государство сохраняет монополию и контроль в формировании идеологии и китайского общественного мнения, очень важно понимать, что не только и не столько внешние технические и организационные новшества являются показателем высокого уровня медийного развития. Еще большую роль играет телевизионный контент, также претерпевающий существенную трансформацию и приобретающий новые черты. С развитием спутникового телевидения и Интернет расширились возможности культурно-информационного влияния мощных информационных корпораций ведущих зарубежных стран на национальные медийные рынки. Располагая новейшей техникой и технологией, богатым опытом телевещания и опираясь на свою экономическую мощь, они непосредственно подчиняют и нередко навязывают более слабым странам свои культурные и потребительские стандарты. В концептуальном плане это определяет для китайских практиков не менее важную задачу формирования дискурса медиаполитики с учетом рисков и интеллектуальной безопасности.
Медиаполе КНР является на сегодняшний день интенсивно развивающимся сегментом мирового пространства. Это накладывает определенную ответственность и обязанность проведения бескомпромиссной информационной политики со стороны руководства страны, соответствующей новому курсу и уникальному национальному экономическому развитию Китая. Важность стратегии и безошибочность концепции развития китайского телевидения определяют оценку и место КНР в мировом масштабе.
Вектор технологического переоснащения влияет на имиджевые показатели страны. Так, в последнем международном рейтинге, составленном Economist Intelligence Unit – аналитическим отделом британского журнала The Economist – были представлены около 80 стран мира (Preparing for disruption Technological Readiness Ranking 2018: http). Результат высчитывали на основе трех критериев: это использование Интернета (и компаниями, и жителями стран), инфраструктура для цифровой экономики (онлайн-торговля, электронное правительство, уровень кибербезопасности), открытость для инноваций (исследовательская и инфоструктура). Первое место рейтинга технологически развитых стран Technological Readiness Ranking-2018 разделили Австралия, Сингапур и Швеция. В 2017 году среди лидеров была Финляндия, а в 2018 году она разделила 4-е место с еще пятью странами – Францией, Нидерландами, Германией, Японией и США. Китай оказался на 32-й позиции вместе с Россией, Словенией и Аргентиной.
Для развивающихся рынков это способ двигаться ближе к технологической границе, в то время как для развитых рынков это может помочь сохранить конкурентоспособность. Такие расходы в Китае фиксируются на уровне 2,1% ВВП, и по этому показателю КНР обогнала Европейский Союз. Финансирование предпринимательства на сегодняшний день является крупнейшим приоритетом для Китая и важнейшим источником его интенсивного развития. В число наиболее динамично развивающихся кластеров изобретательской деятельности в мире в 2017 году включены китайские Гонконг и Пекин. Однако по количественным показателям пользователей Интернета в рейтинге стран мира КНР относится к третьей категории в группе с 40-59% к общему числу населения страны, значительно уступая промышленно развитым государствам. Поэтому, несмотря на значительные и быстрые успехи экономического развития, китайские СМИ и национальное телевидение в частности все еще находятся в периоде реформирования. Их концептуальные изменения представляют определенный потенциал, реализация которого ожидается в ближайшем будущем.
__________________
Список литературы:
XIX съезд КПК: новая эпоха политической жизни Китая// Политаналитика: интернет-издание. – 2018. – Режим доступа: https://www.politanalitika.ru/world/xix-sezd-kpk-novaya-epoha-politicheskoj-zhizni-kitaya – Дата доступа: 16.07.2018.
Preparing for disruption Technological Readiness Ranking // A report by The Economist Intelligence Unit. – 2018. – Режим доступа: http://pages.eiu.com/rs/753-RIQ-438/images/Technological_readiness_report.pdf. – Дата доступа: 05.07.2018
__________________
CONCEPTUAL DEVELOPMENT OF CHINESE TELEVISION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES
The article analyzes the transformation of the concept of Chinese television and the discursive field of media policy under the influence of the latest communication technologies and related internal and external factors affecting the modern information policy of China. In the overall development of Chinese media are highlighted the tasks of reforming television and the possibility of their implementation, supported by real decisions of the country's leadership.
Keywords: Chinese television, the discursive field of media policy, the concept of media.