Деятельность пресс-служб органов местного самоуправления: направления совершенствования
В статье рассматриваются правовые вопросы, актуальные для совершенствования работы пресс-служб органов местного самоуправления.
Ключевые слова: пресс-служба, орган местного самоуправления, право
Одной из наиболее значимых составляющих деятельности современного государственного учреждения является организация работы пресс-службы, обеспечивающей разнообразные функции этого учреждения. Пресс-службы выступают средством организации сотрудничества и делового партнерства местных органов власти с общественностью. Главной целью этого сотрудничества является развитие гражданского самосознания и пробуждение у населения активного интереса к проблемам местного самоуправления.
В задачи, реализуемые пресс-службой органов местного самоуправления, входит информирование общественности о политике и повседневной деятельности местной администрации; предоставление возможности высказать свое мнение о новых проектах и планах администрации до принятия окончательных решений; ознакомление граждан с работой системы местного самоуправления, их правами и обязанностями (Василенко 2003: 41).
Деятельность пресс-служб органов местного самоуправления полифункциональна; исследователи называют следующие функции: информирования; идеологическая; культурно-образовательная, связанная с формированием у общественности умения использовать демократические механизмы воздействия на власть; рекламно-справочная; имиджеформирующая; организаторская; управленческая; аналитико-прогностическая; интегративная; публичная (гражданская); функция деполитизации общественных отношений на местном уровне (см.: (Долгополов 2006 http), (Смолева 2007: 34-35) и др.).
Большинство исследователей сходятся во мнении относительно главенствующей роли коммуникативной функции, для реализации которой пресс-службы сотрудничают со средствами массовой информации; проводят пресс-конференции, брифинги; готовят и распространяют пресс-релизы и информационные сообщения, обеспечивая регулярное присутствие в информационном поле органа местного самоуправления и повышая к нему интерес как к источнику оперативной, актуальной и достоверной информации.
Качественная реализация коммуникационной функции, безусловно, требует от сотрудников пресс-служб местного самоуправления постоянного совершенствования своей квалификации.
В июне 2018 года для работников пресс-служб органов местного самоуправления г. Белгорода МАУ «Институт муниципального развития и социальных технологий» провел обучение по программе дополнительного образования «Вопросы обеспечения открытости информации о деятельности органов местного самоуправления». В программу были включены темы, представляющие первоочередной интерес для слушателей.
Например, актуальным было обсуждение вопроса о формах взаимодействия сотрудников пресс-службы администрации местных органов власти с журналистами, которые обращаются за разъяснениями по поводу разнообразных актуальных и проблемных ситуаций, находящихся в ведении органов власти.
По форме коммуникация между сотрудниками пресс-службы и журналистом может быть устной или письменной. Устная форма более оперативна, что удобнее для журналиста, которому требуется срочно получить информацию. Для ньюсмейкера более предпочтительной может выступать письменная форма, так как она позволяет, во-первых, получить время для подготовки тщательно продуманного ответа; во-вторых – обеспечить возможность использования компетентных источников. Таким образом, интересы представителей прессы и работников органов власти могут находиться в некоторых противоречиях.
Для разрешения этих противоречий работникам пресс-службы необходимо учитывать, что журналисты в поисках информации руководствуются требованиями ст. 38 ФЗ «О СМИ»: «Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности госорганов, органов местного самоуправления, … их должностных лиц». Понятие «оперативное» не разъясняется.
В соответствии с основным законом страны – Конституцией (ч. 2, ст.24), сотрудники органов власти обязаны предоставлять гражданам требуемую информацию, в том числе по запросам редакций, путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Однако закон не уточняет, что эти требования следует удовлетворять незамедлительно.
В каждом конкретном случае пресс-секретарю необходимо выбрать приемлемый способ взаимодействия с сотрудником СМИ. Например, это может быть устный телефонный разговор по оперативному информационному поводу – в том случае, если ньюсмейкер обладает достаточным объемом информации. В другом случае рекомендуется перенести время общения с представителем редакции на более удобное и заранее договориться о вопросах, которые необходимо осветить. Если же речь идет о комплексной проблеме или о вопросах, требующих ответа компетентных специалистов, тогда сотрудник пресс-службы может предложить журналисту обратиться с письменным запросом, оформленным в соответствии со ст. 39-40 ФЗ «О СМИ». Такой запрос должен быть подписан редактором либо лицом, его замещающим; должен касаться деятельности органа местного самоуправления; быть адресованным руководителю (органа власти или пресс-службы). Закон устанавливает срок ответа на такой запрос: 7 дней с момента получения.
Форма и способ выбираются таким образом, чтобы обеспечить эффективное и бесконфликтное взаимодействие между органом власти и общественностью, осуществляемое посредством СМИ.
Если пресс-секретарь органа местного самоуправления дает интервью журналисту или организовывает интервью представителя органа власти, то респондент является соавтором интервью, он вправе вносить изменения в свою речь (но не в текст журналиста).
Согласие на фотографирование во время интервью не означает автоматического согласия на распространение изображения, то есть следует получить разрешение на опубликование изображения, предпочтительно в письменной форме (необходимо учитывать положения ст. 49-50 ФЗ «О СМИ», ст. 152.1 ГК РФ).
При обсуждении с сотрудниками пресс-служб органов местного самоуправления г. Белгорода темы «Защита чести, достоинства и деловой репутации при освещении деятельности органов власти» прежде всего рассматривался вопрос о том, каким образом должны воспринимать информацию о своей деятельности представители власти. Это достаточно болезненная и чувствительная для чиновников тема, поскольку СМИ часто критикуют их деятельность. Нередко представители власти обращаются за судебной защитой своих якобы нарушенных прав. Однако краеугольным принципом, которым руководствуется Европейский Суд при рассмотрении дел о нарушении ст. 10 Европейской конвенции по защите прав и свобод человека, является «принцип “повышенной терпимости” публичных фигур (в том числе политиков) к критике в свой адрес. Впервые этот принцип был закреплен в решении по делу Лингенс против Австрии (решение от 8 июля 1986 г.). В деле Кастеллс против Испании (решение от 23 апреля 1992 г.) Европейский Суд указал, что “правительство должно иметь еще больший уровень терпимости к критике, чем политики”» (Володина 2006 http). В соответствии с указанным принципом руководителям и сотрудникам органов власти следует проявлять лояльность к повышенному интересу СМИ и общества к их деятельности и к ним персонально.
Достаточно актуальными для сотрудников пресс-служб органов местного самоуправления г. Белгорода являются вопросы использования объектов авторского права, включающие ряд аспектов. Так, функционирование служебных произведений, создаваемых сотрудниками пресс-служб в рамках выполнения своих служебных обязанностей, регулируется ст. 1295 ГК РФ. При создании контента сайта (в частности, сайта органа власти) могут использоваться объекты авторского права: тексты, фотоиллюстрации, инфографика и т.п. Эти произведения имеют авторов или правообладателей, с которыми необходимо урегулировать условия использования (ст.ст. 1229, 1251, 1265 ГК РФ).
Таким образом, для совершенствования деятельности пресс-служб органов местного самоуправления г. Белгорода были актуальны вопросы эффективного взаимодействия с представителями СМИ в правовом поле.
__________________
Список литературы:
Василенко И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти: западный опыт // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 4/03. - С. 39-43.
Володина А.Н. Применение судами статьи 10 Европейской конвенции и принципов, выработанных Европейским Судом по правам человека при рассмотрении дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц // Российская юстиция. – 2006. - № 10. (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://iteam.ru/publications/legal/section_107/article_4259. В
Долгополов А.Ю. Пресс-службы органов местного самоуправления в Российской Федерации: попытка функционального подхода // RELGA. - 2006. - № 9. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=969&level1=main&level2=articles
Смолева С.С. Службы по связям с общественностью муниципальных органов власти и управления в современной России: проблемы становления и функционирования. – Дисс. …. канд. политич. наук. – М., 2007. – 171 с. – То же: (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sluzhby-po-svyazyam-s-obshchestvennostyu-munitsipalnykh-organov-vlasti-i-upravleniya
__________________
PRESS SERVICE ACTIVITIES IN MUNICIPAL BODIES: PATHS OF IMPROVEMENT
The paper discusses the legal issues of the improvement of press services activities in Russian municipal bodies.
Keywords: press agency, municipal body, law