Учебная газета To Jour как медиаобразовательный компонент вуза и творческая лаборатория для первокурсников
В статье представлен опыт создания и функционирования учебной студенческой газеты To Jour, рассмотрена ее специфика и отличия от иных учебных изданий, роль в формировании профессиональных компетенций будущих журналистов и место в медиаобразовательном пространстве вуза.
Ключевые слова: медиаобразовательное пространство, студенческая газета, профессиональные компетенции
Медиаобразовательное пространство современного вуза включает как технологический, так и содержательный аспекты. Как отмечает Жилавская И.В., «медиаобразовательная среда складывается на всех уровнях: в процессе информатизации и развития компьютерных технологий, в образовательных программах, во внеучебной деятельности, студенческом самоуправлении, в структуре студенческих медиа, в системе общественных связей вуза» (Жилавская 2014: 64).
По мнению автора, учебные СМИ наряду со студенческими относятся к медиаобразовательному пространству вуза. В отличие от студенческих СМИ, процесс выпуска учебных СМИ регламентирован программой курса, а не редакционным уставом, тем не менее он также направлен на формирование необходимых профессиональных компетенций будущих специалистов. В условиях практико-ориентированного подхода к подготовке будущих журналистов актуализируется значимость данной дисциплины. Подходы к организации и выпуску учебных СМИ в каждом вузе индивидуальны: где-то эта дисциплина сохранила свое традиционное название, где-то трансформировалась в проектную деятельность или дисциплину «Творческие мастерские».
Дисциплина «Творческие мастерские» является необходимой составляющей образовательного процесса студентов-журналистов в Южном федеральном университете. Это практико-ориентированный компонент учебной программы современного вуза, ведущего подготовку по направлению «Журналистика». Содержательно-функциональное наполнение «Творческих мастерских» преподаватель формирует самостоятельно в зависимости от курса и учебного плана.
На первом курсе ключевая задача заключается в усвоении и закреплении студентами навыков написания профессиональных новостных журналистских текстов на основе актуальной социально-значимой информации. Несмотря на то, что одним из условий поступления на направление «Журналистика» является наличие творческого портфолио, демонстрирующего первоначальные способности и умения абитуриента, практические занятия выявляют ряд устойчивых недочетов, требующих коррекции. В первую очередь это касается доминирования личностно-оценочного начала в текстах первокурсников, тяги к жанру эссе при написании новостных материалов, многословности и витиеватости стиля, наличия длинных сложноподчиненных предложений.
Именно эти шероховатости необходимо шлифовать преподавателю, при работе с первым курсом. Наилучшим способом является погружение студентов в профессионально-творческий процесс с первых занятий. Первокурсники отрабатывают технику написания журналистских текстов на основе действительных инфоповодов вуза, вычленяя и освещая главные аспекты событий и оперативно сдавая тексты преподавателю.
Приблизительно через три недели после начала курса студенты готовы обсуждать тематику газетного номера, над которым им предстоит работать. В рамках дисциплины «Творческие мастерские» в результате совместных обсуждений с преподавателем было придумано название учебной студенческой газеты To Jour, разработан заголовочный комплекс издания. Особенность этой газеты заключается в том, что она выходит в качестве приложения к общеуниверситетской газете «Южный федеральный».
Как следствие, от студенческого приложения требовалась периодичность аналогичная общеуниверситетской – раз в месяц, что изначально настроила группу на работу в строго установленные сроки и в соответствии с дедлайном. В зависимости от объективных условий группе удавалось впустить в течение семестра от одного до двух номеров.
Главным стимулом для первокурсников является понимание, что они работают не для себя, а для более широкой аудитории, выходящей за пределы вуза (тираж газеты «Южный федеральный» – одна тысяча экземпляров). Это дисциплинировало и стимулировало творческий процесс. Ребята активно включались в поиск и разработку тем, коллективно обсуждали их актуальность, возможные источники информации. Сразу же совместно утвердили верстальщика, выпускающего редактора, корректора, фотографа, определили сроки сдачи текстов, порядок взаимодействия авторов с преподавателем и ответственными за выпуск номера.
Занятия проходили в формате еженедельных редакционных планерок. Первый номер газеты вышел 30 ноября 2016 года. К моменту написания этой статьи в выпуске газеты уже приняли участие первокурсники двух потоков: наборов 2016 и 2017 годов, и к настоящему времени уже вышло семь номеров.
Особенность такой формы работы заключается не только в творческой самостоятельности первокурсников, но и в использовании технологии опережающего обучения. Студенты достаточно быстро освоили методы работы с новостными материалами и, понимая уместность новости как продукта СМИ, расширили тематический и жанровый спектр выпусков, выйдя за пределы заметки и репортажа.
Темами студенческих материалов были интересные личности и их достижения, взгляды (например, интервью с Данилом Корецким – журналистская удача первокурсницы Маши Попрядхиной и гвоздь всего предновогоднего номера от 30 декабря 2016 г.); события и новинки киноиндустрии позволили первокурсникам освоить жанры рецензии, обзора. Для разработки более масштабных тем, например: возможности дополнительного образования для студентов, отношение молодежи к выборам, межличностные взаимоотношения – ребята активно проводили опросы, работали с документами, используя методы анализа и обобщения. В июньском номере за 2018 г. опубликовали стихотворение – типологический портрет студентов разных факультетов ЮФУ.
Еще одной особенностью студенческого приложения является его тематическое разнообразие – все, что интересует студенческую молодежь. Поэтому события, темы и проблемы публикаций часто выходили за пределы университетской жизни. Каждый автор помнит о визуальной составляющей своего материала и самостоятельно обеспечивает его иллюстрациями.
В целом можно сказать, что газета To Jour по своим типологическим характеристикам отличается определенной двойственностью. С одной стороны, ее можно отнести к студенческой газете, поскольку она выходит в качестве приложения к университетской газете «Южный федеральный» и полностью создается усилиями студентов. С другой стороны, To Jour не является студенческой газетой с точки зрения принятой типологии вузовских изданий. Это учебный проект, обучающая технология, предназначенная для формирования профессиональных навыков и развития творческого потенциала будущих специалистов. Именно поэтому сама по себе газета To Jour не развивается как самостоятельное издание, не располагает постоянной редакционной коллегией, ее информационная политика не формируется администрацией вуза и, несмотря на семестровую смену редакционного состава, ее коллективу всегда восемнадцать.
Также стоит отметить, что семестровый опыт работы над выпуском газеты включает у большинства студентов необратимый механизм, приводящий в движение творческую активность любого профессионального журналиста – постоянный поиск инфоповодов – и таким образом стимулирует первокурсников непрерывно искать возможности для новых публикаций. Так, после завершения курса группа студентов организовала собственный мультимедийный проект SFEDUMEDIA, канал которого работает в социальной сети «Вконтакте» и включает видео, фото и тексты; кто-то продолжает писать для газеты «Южный федеральный»; кто-то начинает сотрудничать со СМИ города. В дальнейшем студенты более уверенно предлагают и создают свои собственные медиа в рамках проектной деятельности.
__________________
Список литературы:
Жилавская И.В. Медиаобразовательная среда ВУЗа // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2. С.64
__________________
EDUCATIONAL NEWSPAPER "TOUJOUR" AS A MEDIA EDUCATIONAL COMPONENT OF THE UNIVERSITY AND A CREATIVE LABORATORY FOR FIRST YEAR STUDENTS
Annotation. The article presents the experience of establishing and functioning of the student newspaper "To Jour", considers its specificity and differences from other educational projects, the role in the creation of professional competences of future journalists and the place in the media educational space of the University.
Key words: media educational space of the University, educational progect, student newspaper professional competences