Современный дискурс-анализ

Наверх

Ольга СИДОРОВА
Ирина КАРПЕНКО

Профессиональные компетенции современного интернет-журналиста

В статье рассмотрен процесс трансформации журналистских компетенций ввиду бурного развития информационных технологий. В исследовании выявлены основные и дополнительные требования, предъявляемые к современному интернет-журналисту. В статье также рассмотрены перспективы развития профессиональных журналистских компетенций и предложены меры по улучшению работы кадровой политики в области подготовки современных интернет-журналистов.

Ключевые слова: масс-медиа, Интернет, интернет-СМИ, конвергенция, профессиональные компетенции журналиста, интернет-журналист.

В связи с активным внедрением информационных технологий произошла компьютеризация всех сфер жизни общества. Этот процесс не обошёл стороной и СМИ. К настоящему времени информационная революция существенно трансформировала традиционную журналистику, превратив её в мультимедийную или конвергентную. Такой контент, как мультимедиа становится основой современных интернет-изданий. Соответственно, требования к интернет-журналисту вышли за рамки общепринятых профессиональных компетенций, характерных для печати, радио и телевидения, так как они требуют большего взаимодействия с компьютером, с Интернетом и соцсетями. Так появляется необходимость в изучении основных профессиональных компетенций современного интернет-журналиста.

Компетентность любого специалиста основана на компетенциях, то есть на определённых требованиях. В кадровой политике компаний им отводится ключевая роль, тем более если речь идёт о подборе кадров творческих профессий, к которым относят журналиста. Любой специалист должен владеть общей компетенцией, то есть базовыми знаниями из всех сфер жизни общества. Эти знания должны постоянно обновляться. Для этого и существуют разнообразные пути расширения общего кругозора: самообразование, прохождение курсов повышения квалификации или накопление обширного жизненного опыта. Каждый способ по-своему эффективен, а в сочетании они могут способствовать успеху. Что касается журналиста, то его деятельность немыслима без широкой общей компетенции. Чаще всего журналисту приходится освещать в СМИ разные проблемы (например, в районных газетах один журналист может писать как о новшествах в образовании, так и о проблемах сельского хозяйства, ввиду того, что не хватает кадров).

Помимо общей компетенции существует узкое понятие – профессиональные компетенции. Под этим подразумевается «совокупность личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для эффективной работы» [Осипова 2014: http]. Компетенции делятся на желательные и на критически необходимые. Таким образом, можно условно выделить основные компетенции журналиста [Осипова 2014: http]:

1. Профессионализм. Умение разносторонне применять профессиональные знания при решении профессиональных задач и для достижения поставленных целей. Профессионализм журналиста определяется качеством информации, которую он дает.

2. Коммуникативность. Умение легко, но корректно общаться с людьми разного профессионального и социального статуса. В первую очередь для журналиста главное – научиться налаживать контакты, которые станут основой его дальнейшей деятельности, то есть пополнения базы ньюсмейкеров.

3. Креативность. Способность придумывать что-то новое, оригинальное. Отличительными чертами творческого мышления являются «новизна, полезность и продуктивность» [Осипова 2014: http].

4. Инициативность. В выигрышной ситуации оказываются наиболее инициативные журналисты. Они способны не только выдвинуть интересные идеи по поводу своего материала, но и реализовать их.

5. Развитая интуиция. Умение предугадать ход событий, подсознательно понимать интересы аудитории, предвидеть, какую реакцию может вызвать созданный вами медиапродукт.

6. Социальная адаптивность. Умение приспособиться к быстро меняющимся условиям.

7. Ответственность. Умение взять на себя ответственность за совершаемые действия, касающиеся профессиональной деятельности, за свои материалы, за любое сказанное или написанное слово.

8. Стрессоустойчивость. Способность преодолевать эмоциональные трудности, стресс, умение воздержаться от гнева, нервного срыва.

9. Умение преподнести информацию. Для журналиста в последнее время ввиду возрастания конкуренции важно научиться предоставлять информацию в том виде, в котором читателю будет удобно её воспринимать. Иначе потребитель СМИ найдёт себе интересную новость в другом масс-медиа.

Журналист и экономист Е.Л. Вартанова разделяет компетенции следующим образом [Алексеенко 2014: http]:

1) общенаучные компетенции (какие-либо знания об определённом объекте, умение проводить целостный и конструктивный анализ и оценку конкретных проблем, возникших в профессиональной сфере, понимать, как работает современное общество);

2) инструментальные компетенции (владение русским и иностранным языком, умение пользоваться Интернетом, знание основных юридических понятий и т.д.);

3) системные компетенции (умение придумывать новые идеи, навык самостоятельного обучения и т.д.)4

4) базовые общепрофессиональные компетенции (знать, понимать особенности работы журналиста, специфику функционирования различных типов СМИ, понимание интересов аудитории)

Несомненно, общепрофессиональные журналистские компетенции являются ведущим критерием, определяющим профессиональную пригодность журналиста, в том числе и в сфере Интернета. Однако компетенции конкретно интернет-журналиста, впрочем, как и журналиста любого типа СМИ, будут гораздо обширнее.

Студентам факультета журналистики НИУ «БелГУ» и интернет-журналистам белгородских изданий было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с профессиональными журналистскими компетенциями. В опросе приняли участие 60 человек.

На первый вопрос «каким Вы представляете себе современного интернет-журналиста?» большинство ответило, что интернет-журналист должен быть в первую очередь «компетентным» и «иметь широкий кругозор». В сфере интернет незаменимым окажется журналист, «умеющий работать с компьютерными программами, создавать сайты, знающий основы веб-дизайна», потому как на этом базируется его деятельность. Такой журналист также должен научиться «создавать мультимедийный контент, то есть уметь написать текст, сделать качественное фото, снять видео». Не будут лишними такие качества как «креативность, оригинальность, активность». Особенно важным является владение современной техникой. Некоторые определили интернет-журналиста как специалиста, не привязанного к определённой точке. Единогласным был ответ, что в плане образованности от журналиста требуется грамотность, осведомлённость во многих сферах жизни, быстрая обучаемость, критическое мышление, нелишним респонденты посчитали даже чувство юмора для определённых ситуаций. Многие сделали акцент на том, что интернет-журналист должен быть мобильным, подвижным, любознательным – человеком, «который следит за всеми новостями, трендами, событиями мира, их изменениями, остро мыслит и быстро анализирует, оперативно работает».

Второй вопрос, «какие ассоциации вызывает этот образ?», имеет непосредственную связь с первым. Наиболее популярными оказались такие ассоциации, как «постоянная работа», «создание сайтов, веб-программирование, работа с информацией», «Интернет, сайты, соцсети, инфографика, интерактивные карты», «многопрофильность». Это действительно так, ведь работа интернет-журналиста намного сложнее, чем работа журналистов других типов СМИ, ввиду новых и более широких требований, диктуемых интернет-контентом. Такой журналист определённо должен «шагать в ногу со временем».

Многие образно представили интернет-журналиста как художественного персонажа, например, необычными оказались ассоциации, связанные с образом Инспектора Гаджета, супергероя и гоночного автомобиля. В художественном контексте эти ассоциации как нельзя точно соответствуют действительности. Современный интернет-журналист, подобно этим героям, должен уметь схватывать всё на лету и использовать профессиональное техническое оборудование. Все вышеперечисленные критерии являются наиболее подходящими для характеристики современного интернет-журналиста. Следовательно, исходя из них, можно чётко сформулировать его профессиональные компетенции.

Третий вопрос был связан с осведомлённостью журналиста в сфере компьютерных технологий: «какие навыки работы с компьютерными программами являются, на Ваш взгляд, наиболее важными для современного интернет-журналиста?». В этом вопросе допускался выбор одного либо же двух вариантов ответа из четырёх предложенных.

Следует сказать, что 73,3% опрошенных сошлись на том, что для интернет-журналиста важно «владение программами для редактуры графической и видеоинформации». Это связано с тем, что интернет-контент обязательно должен быть визуализированным, так как аудитория интернет-СМИ, в первую очередь, обращает внимание на наличие в тексте перед его прочтением иллюстративного материала. Следовательно, навыки работы с программами обработки визуальной информации являются неотъемлемыми в профессиональной деятельности интернет-журналиста. Обработка фотографии, видеомонтаж – эти процессы позволяют сделать визуальные материалы привлекательными для зрителей.

Вторым по приоритетности респонденты посчитали такой навык, как «владение базовыми программами контент-менеджмента сайта». Однако существуют отдельные специалисты, контент-менеджеры, задача которых – наполнять контент различного рода информацией. В каком-то смысле они являются как журналистами, так и рекламщиками. Тем не менее, интернет-журналист зачастую становится многопрофильным специалистом, который объединяет в себе различные навыки, в том числе и работу, связанную с заполнением контента.

Ещё одним из важнейших навыков выбрано «владение базовыми программами для обработки текста». Несомненно, это умение остаётся ведущим в любом типе СМИ. Текст отражает суть события.

Наименее популярным среди опрошенных оказался навык «владение программами для создания веб-дизайна и знание основ языков веб-программирования». Оформлением сайта, как правило, занимается веб-дизайнер. Тем не менее журналистов в высших учебных заведениях обучают основам создания и разработки дизайна сетевых СМИ. Поэтому интернет-журналист, по крайней мере, на среднем уровне может быть знаком с веб-программированием. С другой стороны, готовые сервисы для создания сайтов зачастую заменяют языки веб-программирования, упрощая процесс разработки сетевого контента. Впрочем, знания основ, например, языка HTML до сих пор используются и остаются полезными в разработке сайта. Поэтому это умение следует ставить, если не в ряд с главными, то хотя бы в ряд с основными умениями, необходимыми для интернет-журналиста.

Следующий вопрос, который был предложен респондентам, предполагал выбор первостепенного умения для интернет-журналиста: «какое умение современного интернет-журналиста Вы считаете наиболее важным в профессиональной деятельности?». Оказалось, умение «максимально быстро обрабатывать информацию и создавать медиатексты» можно назвать определяющим критерием в работе онлайн-журналиста.

В связи с изменениями, касающимися периодичности выхода интернет-СМИ (обновление контента происходит каждый день, а то и несколько раз в день) требуется максимально быстро собирать важную информацию, а также уметь мгновенно обработать и проанализировать её, затем «упаковать». Вторым критерием опрошенные выбрали «оперативность и мобильность».

Далее – «умение находить информацию», которое в совокупности со вторым поможет журналисту стать незаменимым специалистом в конкурентной среде. Меньше всего выбирали такой ответ, как «умение адекватно и целесообразно использовать сервисы визуализации медиаконтента», это умение второстепенно, но также определённо важно в разработке самого контента.

Вопрос о том, должна ли быть определённая тематическая специализация у журналиста или нет, до сих пор остаётся спорным в журналистской науке. В опросе большинство (61,7%) склонилось к тому, что важнее «универсальность и способность журналиста создавать контент на любую тему». И зачастую это именно так, ведь мир постоянно меняется: то, что было модно и актуально сегодня, завтра уже будет забыто. Журналист не должен ограничиваться одним кругом вопросов. К тому же редакциям будет сложно подбирать конкретных специалистов на каждую существующую тематику или проблематику, ведь тем, интересующих аудиторию, бесконечное множество.

С другой стороны, согласно мнению других респондентов (38,3%), для интернет-журналиста важнее «специализация на монотематической области». Только так журналисты смогут создавать более «высокопрофессиональные материалы», ведь они будут написаны экспертом, который разбирается в данной сфере. Тем не менее, современные условия развития сетевых СМИ требуют от журналиста умение переключаться с одной темы на другую, в связи с повышением интереса аудитории к определённым явлениям действительности.

Следующий вопрос был о том, какой интернет-журналист окажется более нужным в работе современной конвергентной редакции: «как Вы полагаете, какие профессиональные свойства являются залогом успешной работы журналиста в интернет-редакции?». Одинаково важными опрошенные посчитали такие профессиональные свойства, как «грамотность» и «умение работать с компьютерными программами для визуализации журналисткой информации и способностью обрабатывать массивы данных». Нельзя не согласиться, что высокий уровень грамотности специалиста с точки зрения русского литературного языка – это одно из основных преимуществ. Суть онлайн-журналистики заключается в профессиональной работе со специализированными компьютерными программами, предназначенными для обработки текстового и иллюстративного материала, поэтому выбор этого варианта ответа: «умение работать с компьютерными программами для визуализации журналисткой информации и способностью обрабатывать массивы данных» – максимально обоснован.

Вопрос о знании иностранного языка также немаловажен для понимания журналисткой деятельности. По мнению большинства (60%), журналист должен пусть не в совершенстве, но на довольно высоком уровне владеть иностранным языком; 28,3% опрошенных не сомневаются в необходимости этого знания на среднем уровне. Незначительным оказался ответ «не считаю важным» (10%). Иностранный язык необходим, например, в освоении новых иноязычных журналистских компьютерных программ и интернет-сервисов, которые пока не имеют русского эквивалента и доступны только на языке оригинала. Владение иностранным языком – это ключевой навык для успешной работы в международной журналистике, в том числе в сети интернет.

Также отметим, что студенты факультета журналистики НИУ «БелГУ» направления «Журналистика» углубленно изучают такие дисциплины, как «Иностранный язык», направленный на освоение общих языковых аспектов, и «Основы иноязычного делового общения журналистов», имеющий непосредственную связь с журналистской деятельностью: здесь обучают устному и письменному профессиональному общению.

В 1982 году окончательно сформировался Интернет в качестве нового средства связи, и очень быстро произошла его «трансформация в полноценное информационно-коммуникационное пространство» [Карпенко 2011: http]. Интернет стал обыденным: «в информационное пространство глобальной Сети постепенно перешли известные нам социальные институты» [Карпенко 2011: http].

Такая платформа, как Интернет, стала «катализатором развития нового явления – интернет-СМИ» [Карпенко 2011: http]. В настоящее время Интернет «благодаря уникальным возможностям представления информации, главным образом – мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности» [Карпенко 2011: http] превратился сначала в одно из ведущих средств массовой коммуникации, а впоследствии стал площадкой для появления сетевых СМИ.

Основным процессом, определившим трансформацию современных СМИ, является процесс дигитализации (от английского термина digitalisation – «цифровизация»). Под ним понимается «перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат, понятный современным компьютерам» [Явления демассификации…: http]. Дигитализация помогает в транспортировке по каналу средств электронной массовой коммуникации. Таким образом, Интернет становится средой информации, в которой «медиапродукты благодаря своему цифровому формату способны преодолеть любые границы» [Явления демассификации…: http].

Чтобы понять, как и почему трансформировались профессиональные журналистские компетенции, обратимся к таблице возможностей СМИ и интернет-СМИ [Кихтан 2004: 91-92]:

Возможности СМИ

ТВ

Радио

Пресса

Интернет

Возможность выбора времени пользователем

X

X

+

+

Возможность хранения для повторного использования

X

X

+

+

Возможность получения/ передачи информации одновременно с событием

+

+

+

Форма передачи

Текст

+

+

+

+

Неподвижное изображение

+

+

+

Движущееся изображение

+

+

+

Звук

+

+

+

Необходимость в специальном оборудовании

+

+

+

Таблица 1. Возможности СМИ

Таблица 1 позволяет сделать вывод, что для создания любого типа СМИ существуют определённые критерии. СМИ разного формата предъявляют к журналистам соответственно разные требования. У интернет-СМИ гораздо больше преимуществ. Однако чем больше возможностей у СМИ, тем больше требуется ресурсов и усилий для создания мультимедийного контента. Первое – это возможность и даже необходимость вести онлайн-трансляции событий, в связи с развитием и усовершенствованием техники для съёмки. Можно заметить, что помимо привычной иллюстрации в определённых случаях может использоваться движущееся изображение gif, которое ранее не присутствовало в других типах СМИ (не считая видеоролики – прерогативу телевизионной журналистики). Важным является звуковое сопровождение, то есть необходимы навыки работы со специализированным оборудованием для качественной записи звука и видео в том числе.

Таким мы подошли к понятию «конвергентная журналистика» – «мультимедийное средство информации, которое совмещает в себе текстовую информацию, видео, звук, фото, графику – это ультрасовременное интернет-СМИ (сетевое СМИ)» [Сикачева 2015: http]. СМИ в сети интернет-СМИ как медиаплатформы в настоящий момент пользуются популярностью у аудитории «из-за оперативности, доступности на любом мобильном устройстве, возможности наблюдать за происходящим в режиме реального времени, наглядности» [Сикачева 2015: http].

Говоря о современных технологиях в сетевых СМИ, нельзя не упомянуть веб-технологии и принципы визуализации контента. Интернет-СМИ, видя тенденцию к тому, что наступает век информационной избыточности, стараются упростить процесс получения информации потенциальными читателями путём визуализации: дизайном сайта, удобной навигацией и интерфейсом, заранее продуманной рубрикацией. Для интернет-текста характерна краткость, компактность, соответствующее количество фотографий, видео, нередко и использование инфографики, которую иногда представляют как отдельный жанровый материал в какой-либо рубрике, как в РИА Новости. Недаром его считают одним из лучших способов наглядного представления статистической и другой информации, важной для сопоставления. Нынешние технологии в сфере медиа помогает улучшить рейтинговый уровень определённого интернет-СМИ и повысить интерес аудитории профессиональными материалами путём распространения информации по волнующей проблеме сразу на нескольких медиаформатах. «Технологии Интернета таким образом позволяют расширять информационное пространство и увеличивать аудиторию (пользователей)» [Сикачева 2015: http].

Развитие профессиональных компетенций начинается с профессиональной подготовки журналистов в высших учебных заведениях. В проведённом опросе среди студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ» и интернет-журналистов белгородских СМИ большая часть (85%) сошлась на том, что в журналистском образовании остались проблемы, а значит, есть стимул к совершенствованию.

Следующий вопрос был о необходимости журналистского образования в профессиональной деятельности интернет-журналиста. Большинство (36,7%) считает необязательным, но желательным журналистское образование. Также довольно большое количество опрошенных (35%) ответило, что можно обойтись без специального журналистского образования, важнее будет обучение в самой редакции. 18,3% опрошенных полагают, что журналистское образование обязательно для работы в конвергентной редакции. Остальные респонденты (10%) считают, что журналисту необходимо образование, однако не журналистское, а профильное, в той области, на которой он специализируется как журналист. Например, политика, экономика, медицина, спорт. До сих пор идут споры о необходимости журналистского образования, несмотря на разные взгляды на этот вопрос, журналистское образование будет идти на пути совершенствования, исходя из существующих недостатков.

Проблемы в образовании в настоящее время активно решаются. Например, в НИУ БелГУ студент-журналист вместе с теоретическими знаниями получает ещё и практические навыки, проходя каждый год практику (учебно-ознакомительную – 1 курс, производственные – 2 и 3 курсы, преддипломную – 4 курс). Материалы, опубликованные в различных СМИ, используются при защите дипломной работы (творческое досье) и являются ключевыми в выставлении итоговой оценки. Такой подход к обучению журналистов, мотивирует студентов уже с 1 курса включаться в профессиональную деятельность. Стоит отметить, что обучение журналистов на факультете журналистики НИУ «БелГУ» ведётся по четырём профилям, одним из которых является «Мультимедийная интернет-журналистика», предназначенный как раз для обучения основам онлайн-журналистики.

К сожалению, несмотря на нововведения в сфере подготовки журналистских кадров, существует ряд проблем, возникающих обычно уже после окончания университета. Журналист, приходя в редакцию, оказывается недостаточно компетентным в некоторых областях своей деятельности. Рассмотрим лишь две проблемы, препятствующие эффективной работе интернет-журналиста в конвергентной редакции.

1) Среди журналистов крайне редко встречаются специалисты, способные сделать качественный снимок к написанному материалу. Тогда основной своей задачей вузы и редакции СМИ должны ставить разностороннее обучение студентов и практикантов. Редакциям и вузам следует чаще проводить профессиональные тренинги или дополнительные курсы по фотографии. К тому же журналистов, способных совмещать должности корреспондента и фотокорреспондента, в материальном плане будут поощрять больше.

2) В региональных конвергентных редакциях практически нет профессиональных бильд-редакторов – отдельных специалистов, занимающихся подбором иллюстративного материала. Казалось бы, это проще простого, но на практике работа с иллюстративным оформлением контента намного сложнее. В настоящее время и эта проблема решается, на факультете журналистики НИУ «БелГУ» ведётся дисциплина по выбору «Бильдредактирование», которая направлена на то, что сформировать интерес к этому сложному, но необходимому виду деятельности.

Если говорить о перспективах развития журналистских компетенций, то следует упомянуть, что в нынешнее время редакторы СМИ задумываются о том, чтобы отвести значительную роль подготовке специалистов, которые «могли бы сочетать профессиональный журналистский подход к источникам информации с навыками работы в телекоммуникационных сетях» [Проблемы развития журналистики…: http]. Такой специалист должен существенно отличаться от своих коллег – журналистов других типов СМИ, не должен быть чистым гуманитарием, а «уметь работать с телекоммуникационными системами, постоянно расширяя их возможности в использовании СМИ, формируя самостоятельное поле онлайновой журналистики» [Проблемы развития журналистики…: http]. То есть перспективно развитие и совершенствование в интернет-журналисте двух областей знаний: гуманитарной как базиса, определяющего содержание контента, и технической – как того, что отвечает за форму подачи содержания контента.

Недавно появилось предположение о том, что скоро «главный редактор не будет «завершающей фигурой» иерархии пространства сетевых СМИ» [Перспективы и недостатки…: http]. Есть вероятность, что «на эту роль выйдут web-обозреватели, под свою личную репутацию рекомендующие аудитории познакомиться с теми или иными материалами на сайтах различных авторов». Их даже иногда называют «главными редакторами без подчиненных» [Перспективы и недостатки…: http]. То есть люди, которые профессионально ориентируются в сети Интернет и обладают широкой аудиторией, могут стать новыми главами сетевого пространства СМИ, распространяющими своё авторитетное мнение.

Таким образом, компетентный интернет-журналист должен обладать как традиционными для журналистики и филологии гуманитарными знаниями, особенно в области русского языка и литературы, так и техническими навыками, навыками работы с компьютером, специальными программами и сервисами, помогающими визуализировать контент. Ему следует идти в ногу с прогрессом и следить за современными технологиями, чтобы сделать своё сетевое СМИ максимально полезным и интересным для аудитории.

__________________

Список литературы:

Алексеенко Д.И. Профессиональные компетенции журналиста информационных агентств в работе с экономической информацией. Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12925 Дата обращения: 10.02.2018.

Карпенко И.И. Трансформация профессиональных компетенций журналистов интернет-радиовещания / И. Карпенко [Электр. версия печ. публ. ]// Журнал «Научные ведомости Белгородского государственного университета Серия: Гуманитарные науки». – Выпуск 12, №24 (119), 2011 г. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/transformatsiya-professionalnyh-kompetentsiy-zhurnalistov-internet-radioveschaniya Дата обращения: 01.03.2018.

Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике / В. Кихтан [Текст] – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004 г. – 156 с.

Осипова Е.В. Разработка модели компетенций журналиста. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – URL: http://vsoa.esrae.ru/pdf/2014/12/805.pdf Дата обращения: 21.01.2018.

Перспективы и недостатки интернет-журналистики [Электр. ресурс] – URL: http://www.opengl.org.ru/informatsionnye-tekhnologii-v-zhurnalistike/perspektivy-i-nedostatki-internet-zhurnalistiki.html Дата обращения: 17.04.2018.

Проблемы развития журналистики в Интернете [Электр. ресурс]– URL: https://studexpo.ru/98935/zhurnalistika/ perspektivy_razvitiya_avtorskih_internete Дата обращения: 16.04.2018.

Симкачева М.В. Интернет и сетевые технологии в журналистике. XII международная научно-практическая конференция «Информационное поле современной России: практики и эффекты», [Текст] – Казань, 2015 г. – URL: http://kpfu.ru/staff_files/F1987772493/ 1_Internet_i_setevye_tehnologii_v_zhurnalistike.pdf Дата обращения: 15.04.2018.

Явления демассификации и дигитализации СМИ – URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=25740 Дата обращения: 16.04.2018.

__________________

THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF A MODERN ONLINE JOURNALIST

The article is devoted to the establishment of discursive aspects of the modern filmmaking of the precedent name "Sherlock Holmes" with an accentuation of the subjective characteristics of a postmodern person. A special place in the construction of this image is occupied by the discourse of sexuality and the discourse of emotions as constitutions of the modern subject.

Key words: cinematic discourse, Sherlock Holmes, postmodern, emotionality, discourse of sexuality

Об авторах

Сидорова Ольга Сергеевна – студентка направления подготовки «Журналистика» Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород)

Карпенко Ирина Ивановна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород)

karpenkoirina@bsu.edu.ru