Современный дискурс-анализ

Наверх

Алёна БОЧАРНИКОВА
Анна ЧЕРКАШИНА

Проблемный репортаж в региональном телеэфире

Современное телевидение всё чаще выполняет функцию «помощника» в решении социальных проблем граждан. В статье представлена основная тематика проблемного репортажа на региональном телевидении, а также описаны основные этапы работы корреспондента над проблемным репортажем.

Ключевые слова: региональное телевидение, ГТРК «Белгород», проблемный репортаж.

Осмысление роли телевидения как средства постановки, а иногда и разрешения социальных проблем, привлекает к себе внимание исследователей. Региональное телевидение во всех своих формах характеризуется особой близостью к аудитории, востребованностью у населения, способностью выражать на экране непосредственные зрительские интересы и проблемы, что, несомненно, важно для самоидентификации территориальных общностей в России. Тележурналист как посредник между обществом и властью иногда бывает последней надеждой для определенного человека. Поэтому сегодня тележурналист, соблюдая морально-этический кодекс, должен честно служить народу, каждый новостной сюжет или передача должна помогать людям решать проблемы или разбираться в каком-то вопросе, а для этого ему нужно быть образованным человеком, понимающим и разбирающимся во многих социально-экономических процессах [Муратов 2007: 104].

Когда тележурналисты в своих репортажах поднимают актуальные социальные проблемы, они, так или иначе, способствует привлечению к ним внимания и решению этих проблем. Выступая посредником между властью и народом, тележурналисты первыми показывают, какие трудности существуют в современном обществе, убеждают население в том, что волнующие его вопросы не останутся без внимания. Первостепенная социальная миссия тележурналиста, конечно же, состоит не в самом факте описания общественных проблем, а в анализе и разрешении их. Ведь у тележурналистов есть множество возможностей для того, чтобы помочь людям, которые не могут достучаться до правды и нуждаются в поддержке [Новикова, 2001].

Продюсерская служба ГТРК «Белгород» ежедневно ведет мониторинг всех обращений граждан, которые поступают в редакцию. В ходе работы с эмпирическим материалом нами были рассмотрены официальные жалобы, поступившие в продюсерскую службу в 2015-2017 гг. Рассмотрим основную тематику подобных обращений.

1. Деятельность управляющих компаний.

Большое количество жалоб направлено в адрес управляющих компаний. Например, жители одного из многоэтажных домов в г. Белгороде написали коллективное письмо, подписанное каждым собственником, в котором указали на то, что их дом находится в плохом состоянии. Жильцы не раз обращались с просьбой к управляющей компании устранить неполадки – отремонтировать кровлю и фасады, но в итоге каждый раз получали отказ. Все эти документы есть, отказ в письменной форме предоставлен. Поэтому наличие такого пакета документов даёт возможность журналисту приступить к работе.

2. Качество водоснабжения.

Проблемы с водой – тема не менее серьезная и встречается часто. Так, жители микрорайона «Таврово-4» Белгородского района обратились за помощью в компанию. На протяжении долгих лет в летнее время у них полностью отсутствует водоснабжение. К письму были приложены копии писем, которые отправлялись в Роспотребнадзор и другие инстанции. Ответы получены: «Ждите решения проблемы». Решения ждали несколько лет. Недовольство и безысходность очевидны в тексте письма граждан, которое заканчивается словами: «Жить стало невозможно, надеемся, благодаря вам нас наконец-то услышат и предпримут меры».

3. Благоустройство территории.

Жители села Беломестное Белгородского района обратились с просьбой о помощи, после того как на их просьбу благоустроить территорию, прилегающую к трассе, необходимого ответа не поступило. А именно, как поясняется в письме: «Мы обращались к местным властям и Департамент городского хозяйства. Но наши просьбы остаются без внимания: инстанции ссылаются одна на другую».

За 2015-2017 гг. был реализован ряд проектов по благоустройству сельских территорий. Эта тема часто освещалась телерадиокомпанией. После выхода в эфир этих сюжетов начало поступать ещё больше писем жителей, в которых они просят уделить внимание их поселению. Вот как начинается письмо от жителей села Ближняя Игуменка Белгородского района: «По вашему каналу только и слышно о благоустройствах сельских поселений, просим помочь и нам». Люди просили осветить проблему отсутствия тротуарных дорожек, спортивного комплекса, хотели «избавиться от заросшего пустыря». Администрация их просьбы игнорировала, журналистам пришлось вмешаться в этот вопрос.

Белгородцы нередко жалуются и на плохое качество или вовсе отсутствие дорожного покрытия. Жители улицы Катукова г. Белгорода просили разобраться в непростой ситуации: основная дорога, ведущая к их домам, отсутствовала. За счет личных средств жители сделали временную дорогу. Через некоторое время строительная организация все же начала работу на их участке, временный грунт убрали, но через пару дней работы были свернуты, технику увезли. Таким образом, новая дорога не построена, временная уничтожена. Люди пишут в письме: «Что нам теперь делать? Сколько еще жить без дороги?». Руководство компании дало задание работать над этой темой, взять официальный комментарий у строительной организации.

4. Социальные вопросы.

Часть обращений граждан связана со сферами медицинского обслуживания и социальной защиты населения. Невыплата заработной платы – еще одна проблема, с которой в службу ГТРК «Белгород» обращаются зрители. Не дождавшись ответа от прокуратуры, коллективы (по 150 человек) пишут в редакцию целые петиции. Например, сотрудники шахтостроительного предприятия из г. Губкина собрали подписи работников и направили нам письмо с просьбой решить их вопрос. Три месяца работникам предприятия не выплачивают заработную плату. Самое интересное, что официальный ответ не дает ни одна инстанция в этой цепи. Несмотря на то, что на руках было только письмо работников, журналисты организовали съёмку и начали работать.

Практические все основанные на обращениях жителей сюжеты – проблемные репортажи. Этот жанр является ключевым в телевизионной журналистике, он всегда один из первых в верстке. Работа над ним у журналиста чаще занимает несколько дней. Отметим, что жанр проблемного телерепортажа требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Задача корреспондента – скомплектовать всю информацию в популярную, увлекательную форму, желателен нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные для всех подробности. Исследователь Р.А. Борецкий отмечает, что «проблемный и аналитический телерепортажи представляют сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие оценочного, комментарного момента» [Борецкий 1989: 85]. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития.

Разберем принцип работы корреспондента в жанре проблемного репортажа на примере сюжета о невыплате заработной платы сотрудникам муниципального предприятия «Городской пассажирский транспорт», который вышел в эфир 12 февраля 2016 года. Письмо в редакцию прислали работники предприятия. Жаловались, что уже восемь месяцев их держат «на голодном пайке». На месте выяснилось, что к моменту съёмки уже более 50 человек уволились, не получив расчётные деньги.

Первый комментарий в жанре опроса в сюжете дали работники предприятия:

«Я проработала семь месяцев. Пришла, чтобы немножко подработать. За семь месяцев не получила ни копейки. Сначала собрали собрание, сказали, чтобы потерпели. Сейчас положение тяжелое <…> Как дальше жить?».

Наличие комментария у другой стороны конфликта – обязательная составляющая проблемного сюжета. Если в официальном комментарии отказано, об этом также следует сообщить в репортаже. Руководитель компании пояснил, что вся проблема в невыполнении поставленного плана: денег не заработали, так как упал пассажиропоток. Одна из причин происходящего – нелегальные водители маршруток. Редакция компании запросила официальный комментарий у прокуратуры г. Белгорода. Оказалось, что работники десятками писали заявления. Заместитель прокурора по г. Белгороду ответила, что после того, как будет сформировано судебное производство, судебные приставы исполнят это решение.

Главный показатель результативности работы журналиста –последующие действия, которые направлены на решение вопроса. После выхода сюжета в эфир заработную плату работникам предприятия начали выплачивать. Однако через несколько дней в редакцию ГТРК «Белгород» пришло очередное письмо от работников предприятия. В нем говорилось о том, что деньги работникам выдают мелочью. Здесь принцип работы немного изменился, так как мы уже поднимали эту тему и хорошо знакомы с ситуацией, поэтому официальное письмо с приложенными доказательствами ждать не стали. Вместе с работниками съёмочная группа выехала на место, где должны были выдавать заработную плату. Корреспондент с оператором запечатлели момент, где женщине выдали зарплату за несколько месяцев пятирублевыми монетами. С истории этой сотрудницы корреспондент и начала свой сюжет под названием «Зарплата монетами», который вышел в эфир программы «Вести – Белгород» 16 февраля 2016 года:

«Нина Денисенко проработала на муниципальном транспортном предприятии почти 34 года. Уволилась лишь недавно. Сдали нервы, работать на голом энтузиазме больше не осталось сил. Сегодня приехала в некогда родные стены с тележкой, вывозить свою зарплату за четыре месяца, которую выдали пяти- и десятирублевыми монетами. «Повезло! считает Нина. Коллега накануне вывозил груз весом почти 80 килограммов, так как заплатили монетами номиналом в два рубля».

Работники жаловались, что монетами не всегда удается расплатиться. В магазине не принимают, не каждый банк готов поменять монеты на бумажные деньги. Лишь только после третьей попытки в продуктовом магазин удалось расплатиться монетами. Затем журналист с работником предприятия пошли в банк. Журналист прибегает к использованию стендапа:

«Операция по обмену денег заняла почти час. Устав считать вручную, монеты начали взвешивать. В итоге 25 тысяч рублей потянули почти на 18 кило весом. Для женщины в возрасте – а Нине Денисенко под 70 – груз более чем существенный».

В дирекции предприятия комментария о сложившейся ситуации не дали. Сюжет вышел в эфир и набрал большое количество просмотров. Далее «тема о зарплате монетами» распространилась в социальных сетях. Только после этого руководство предприятия пригласило журналистов для официального комментария. Оказывается, сюжет вызвал настоящий резонанс, поэтому предприятие поспешно начало исправлять сложившуюся ситуацию. Руководители «Городского пассажирского транспорта» объясняют это сложной экономической ситуацией. По факту проведено служебное расследование и приняты все соответствующие решения, пояснил в интервью нашему каналу директор предприятия Игорь Мялицын:

«В настоящее время предприятие находится в сложных экономических условиях из-за присутствия на рынке перевозок нелегальных перевозчиков. Тем не менее, предприятие изыскивает возможности для осуществления выплат заработной платы сотрудникам. В соответствии с регламентом на предприятии до 12 часов производится обмен металлических денежных средств на бумажные купюры».

Впоследствии звонков с жалобами по этому вопросу не было.

Региональное телевидение – это то СМИ, которое лучше всего понимает своего зрителя, определяет степень важности информации, необходимой жителям региона. В редакцию ГТРК «Белгород» ежедневно поступают звонки, письма граждан, которые хотят через новостную программу «Вести-Белгород» решить различные проблемы. Корреспондент в своем сюжете освещает объективную картину, в которой особенно важно соблюдение журналистом этических правил. Работая над подобными сюжетами, журналист должен «не навредить» – наполнять закадровые тексты только фактической информацией.

__________________

Список литературы:

Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М.: Прогресс, 1989.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2007.

Новикова О.С. Коммуникативные процессы как функциональная и символическая культурная среда // Сопоставительное изучение языков и культур: лингводидактические аспекты межкультурной коммуникации: Материалы 45 научно-методической конференции «Университетская наука – региону». Ставрополь, 2001. С. 110-114.

__________________

PROBLEM REPORTING ON LOCAL TELEVISION

Today television more often helps people in solving their social problems. In this article background events of the problem reporting are presented. The authors have also described the main actions of a local TV journalist in the process of problem reporting.

Key words: local television, state broadcasting company «Belgorod», problem reporting.

Об авторах

Бочарникова Алёна Сергеевна – корреспондент ГТРК «Белгород» (г. Белгород)

Черкашина Анна Александровна – кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород)

cherkashina@bsu.edu.ru