Современный дискурс-анализ

Наверх

Дарья КАТОРГИНА

Блогинг как форма коммуникации

В статье рассматривается новое явление сети Интернет – блогинг, активно развивающийся в последние десятилетия. Автор сделал попытку очертить границы блогинга как формы коммуникации, описать характерные черты и характеристики блогосферы.

Ключевые слова: блогинг, блогосфера, коммуникация.

Современный человек – это, в первую очередь, активная личность, находящаяся в постоянном поиске новой информации. Конец ХХ и начало ХХI веков подарили человечеству практически безграничный доступ к информации. Появление и активное внедрение в общественную и личную жизнь Всемирной паутины раскрыло новые горизонты в различных сферах деятельности, в том числе и в медиасфере. На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных изучению феномена сети Интернет, влияние его на общество, коммуникацию и многое другое (Акулич М.М., Анисимова И.В., Астафьев В.А., Кочетов А.Н и др.). Однако прогресс не стоит на месте, и мы не так давно стали свидетелями активного развития в Интернете новой формы коммуникации – блогинга.

Термин «блог» происходит от английского слова «weblog». Автор книги «Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай» Е. Литвин дает подробное описание истории происхождения термина от английского слова weblog (logging the web – «записывать события в сети»), которое в результате шуточного разделения термина П. Мерхольцем превратилось в we blog, а далее было сокращено создателем Twitter Э. Уильямсом до blog, blogger и blogging [Литвин 2012]. С 2003 года все три термина официально внесены в «Оксфордский словарь английского языка».

Таким образом, мы видим, как новое явление вносит изменения в лексический состав не только разговорного, но и литературного языка. Можно сказать, что спустя два десятилетия появилась новая форма коммуникации – блогинг. Этот вид общения объединяет в себе визуализацию, письмо, устную речь, аудиосопровождение и ряд других признаков традиционных форм коммуникации.

В пределах блогосферы (от англ. blogosphere – совокупность всех блогов как сообщества или социальной сети) мы можем наблюдать образование совершенно нового способа коммуникации, со своей субкультурой, культурой цитирования, культурой ссылок, со своим кодексом этикета.

Цитация в блогах осуществляется разными способами от простого копирования нужного текста (Рис. 1) до написания специальных тегов. Текст может быть оформлен различными шрифтами, цветами, кеглями и т.п. (Рис. 2).

Рис 1


Рис. 2


Ссылки в блогах (в отличие от печатных изданий) обладают уникальной возможностью не только ссылаться на автора какого-либо издания, книги, словаря и т.п., но и при необходимости перейти к первоисточнику при помощи одного клика (гиперссылки). Так же как и цитаты, ссылки могут быть оформлены в различных стилях и форматах.

Блогосфера способствовала переходу людей от пассивного способа восприятия и потребления информации к интерактивному. Сегодня любой пользователь сети Интернет может не только прочитать новость, но и выразить свое мнение по этому поводу в комментариях или же стать автором собственного информационного продукта. Такая свобода действий несет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, блогинг – общедоступный, оперативный способ коммуникации, с другой – субъективизированый и практически нерегулируемый.

Коммуникация в блогах имеет свои особенности: передача информации происходит горизонтально (от пользователя к пользователю), направленность и частотность поступления информационных потоков регулирует сам пользователь, цензура чаще всего отсутствует. Таким образом, общение на просторах веб-страниц довольно демократично, и, чтобы оно не стало анархичным, уже сейчас маститые блогеры разрабатывают и вводят так называемый «Кодекс блогера» или сетевой этикет, предлагающие правила поведения в блогообщении.

В мае 2014 года в России была сделана попытка на законодательном уровне урегулировать блогинг. Были внесены изменения в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» [Российская газета 2014], известный в народе как «Закон о блогерах», который содержал ряд требований и ограничений, предъявляемых блогерам, имеющим аудиторию более 3000 пользователей в сутки. Однако данный документ фактически прекратил свое действие летом 2017 года. На сегодняшний день нет единой точки зрения по поводу того, нужны ли какие-либо ограничения на просторах Интернета или нет, поэтому каждый блогер пользуется в первую очередь собственным «внутренним моральным кодексом».

Блогинг как новая сфера общения имеет свой специфический лексический состав. Так, в нашу речь порядка десяти лет назад вошли неологизмы – аватар, блог, пост, вирус, соцсеть и т.п. Сейчас данные термины перешли в активный лексический словарь людей, так или иначе соприкасающихся с мировой паутиной. Чаще всего лексемы имеют английские корни и активно пополняют ряды англицизмов в русском языке, что беспокоит лингвистов.

Исследование неологизмов блогосферы учеными-лингвистами началось не так давно, однако уже имеется ряд исследований, показывающих частотность употребления несловарных слов в социальных сетях. Так, Н. Муравьев, А. Панченко и С. Объедков в статье «Неологизмы в социальной сети Фейсбук» анализируют несловарные слова, употребляемые в данной сети русскоязычными пользователями с открытыми интерфейсами. Согласно исследованиям, большинство заимствований являются англицизмами или носят смешанный характер, гораздо реже встречаются неологизмы исконного происхождения, это слова типа госуслуга, ржач, вкусняшка и др.

Словарный запас современного общества в значительной степени пополняется лексемами интернет-дискурса, в том числе и блоголексики. В нашей речи все чаще появляются термины, используемые, а порой и созданные самими блогерами:

· хост – посетитель, которого впервые зафиксировал сервис статистики за определенный период времени;

· стоп-слова – предлоги, союзы, местоимения и т. п.;

· серп – результаты поиска;

· индекс – база данных поисковиков;

· бурженет – зарубежный интернет;

· апдейт – изменение позиций сайтов в выдаче поисковиков по определенным запросам;

· постинг – процесс написания и публикации статей на блоге;

· нуб – новичок;

· сплог – блог, полностью состоящий из чужого (взятого без разрешения) контента;

· сабж – тема разговора.

Блогосфера является новой, еще недостаточно сформированной и исследованной, однако активно развивающейся и продуктивной формой коммуникации. За последние несколько десятилетий блоггинг стал неотъемлемой частью жизни большинства людей. Мы не мыслим себя отдельно от информационных технологий, от общения в сети Интернет. Наш словарный запас активно пополняется блоголексикой. И от того, как дальше будет развиваться культура общения в данной форме коммуникации, зависит развитие культуры молодежи и развитие языка в целом.

__________________

Список литературы:

Литвин Е.Н. Прибыльный блог: создай, раскрути и заработай [Электронный ресурс] / Е.Н. Шпринц. – Питер, 2012. – Режим доступа: https://it.wikireading.ru/14547

Муравьев Н.А. Неологизмы в социальной сети Фейсбук [Электронный ресурс] / Н.А. Муравьев, А.И. Панченко, С.А. Объедков. – 2014. – Режим доступа: http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2014/materials/pdf/muravyevna.pdf

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [Электронный ресурс] / Российская газета. – Федеральный выпуск № 6373 (101). – 2014. – Режим доступа : https://rg.ru/2014/05/07/informtech-dok.html

__________________

BLOGGING AS A FORM OF COMMUNICATION

The article discusses a new phenomenon of Internet blogging, actively developing in recent decades. The author made an attempt to outline the boundaries of blogging as a form of communication, to describe the characteristics and characteristics of the blogosphere.

Keywords: blogging, blogosphere, communication.

Об авторе

Каторгина Дарья Юрьевна – ассистент кафедры журналистики и медиакоммуникаций Луганского национального университета имени Тараса Шевченко (г. Луганск)

katorginalnu@yandex.ua