Youtube – каналы как феномен в медиаиндустрии (приоритет электронных СМИ над традиционными)
В статье анализируется развитие youтube-каналов в современной системе электронных СМИ. Особое место в анализе уделяется приоритету электронных медиа над традиционными на примере контент-анализа тематических каналов на YouТube и телевидении. Автор подробно рассматривает суть нового формата СМИ, приводит факторы и преимущества, которые влияют на рост популярности youtube-каналов среди пользователей, доказывая тот факт, что данная электронная платформа вещания является полноценным средством массовой информации.
Ключевые слова: YouТube, электронные медиа, видеохостинг, блог, пользователь.
В XXI веке трудно представить человека, не имеющего цифрового гаджета. Без электронного общения, вещания, доступа к огромным объемам информации стабильная работа огромной, сложной системы под названием «общество» просто невозможна. И стоит ли говорить о том, в какой зависимости находятся государства и население всех стран от удивительной, космической, глобальной сети Интернет. Паутина плотно затянула умы и большую часть жизни людей в свои сети, из которых довольно сложно выбраться, да и нужно ли?
Ежедневно интернет-коммуникации завладевают всё большим количеством пользователей масс-медиа, используя в своей работы различные приемы: ленты новостей, сайты, онлайн-вещание, форумы, чаты, электронную почту и т.д. И неудивительно, что на данный момент электронные СМИ являются наиболее полными, оперативными и доступными источниками информации и средством массовой коммуникации. Логичным будет то, что современная массовая аудитория значительно отличается от своей предшественницы, что ярко проявляется в использовании альтернативных каналов информации СМИ.
Согласно «Теории поколений», дети, родившиеся в период примерно с 1995-го года и по настоящее время, относятся к так называемому Generation Z (также известное как iПоколение) [Теория поколений в России http]. Представители поколения Z активно используют всевозможную цифровую технику. Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Исходя из смысла второго названия, можно сразу предположить, что эти дети рождены «с телефоном в руках», а их лучшим другом станет компьютер с выходом в Интернет. Традиционно люди поколения Z рассматриваются как дети родителей из поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z уже настоящее [51 факт о Поколении Z http]. Это первое по-настоящему цифровое поколение. Родителей детей, ставших впоследствии поколением Z, называют цифровыми иммигрантами, так как в их детстве подобных технологий не было. Теперь Интернет не ограничивается домашним компьютером и может быть доступен в любой момент благодаря новым мобильным телефонам, смартфонам или карманным устройствам. К тому же поколение Z – первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма.
Именно поколение Миллениума способствовало резкому подъему электронных СМИ и появлению совершенно новых видов распространения информации.
Одним из излюбленных средств массовой коммуникации современных пользователей в последнее время принято считать не совсем привычный сайт, канал или новостную ленту. Огромное количество пользователей сети Интернет находятся в пространстве известнейшего мирового видеохостинга YouTube. Слово YouTube – сложное слово, первый компонент которого – американский жаргонизм (tube – труба или телевизор), переводится на русский язык как «ваш телеканал» [YouTube в медиамире http].
Для многих пользователей, особенно молодежи, Youtube заменяет современное телевидение (например, каналы «КиноСалон», «Новинки кино и мультфильмов», «Корпорация фильмов). Или же каналы полностью посвященные контенту телевизионной версии, такие как «Первый», «ТНТ», «Че» и т.д. В данном видеохостинге пользоваться архивами каналов намного удобнее, чем в поисковой сети. В настоящее время на Youtube нередко проходят онлайн-трансляции концертов, лекций и практик, которые пользователи сервиса смотрят уже в прямом эфире. Для того чтобы иметь доступ к прямым трансляциям, достаточно войти в раздел «Прямой эфир», и вот перед вами сверка каналов. В ней подобрано вещание как ТВ-каналов, так и каналов блогеров. Стоит сказать о том, что на видеохостинге существует каталог каналов, где собрано всё вещание сайта, разделенное по тематике: юмор, фильмы, мода и красота, спорт и т.д. Они в вою очередь тоже имеют подразделы. Также есть главная подборка канала «Лучшее на YouTubе», куда входит видеоконтент, набравший наибольшее количество просмотров пользователей за временной отрезок от недели до месяца. Но в этот список могут попасть видео, отобранные по популярности и количеству положительных отзывов зрителей за считанные часы.
Первыми разработчиками видеохостинга являются три бывших сотрудника компании PayPal: Чад Херли, Стив Чен и Джавед Карим. Самое первое видео на YouTube – 18-секундный ролик любительской съёмки Джаведа Карима в зоопарке Сан-Диего – было размещено на YouTube 23 апреля 2005 года в 20:27 по местному времени. При создании сервиса Youtube была использована технология Flash Video (flv). С её помощью удалось добиться сравнительно хорошего качества изображения при небольшом размере видеоролика. Проект сразу же зарекомендовал себя как прекрасное средство развлечения, и вокруг него быстро сформировалось своё сообщество. Ежегодно система вещания YouTube улучшает свои технологическую платформу, качество и форматы загруженных материалов.
Сегодня YouTube – это видеохостинговая компания, предоставляющая пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное и делиться теми или иными видеозаписями. Благодаря простоте и удобству использования YouTube стал популярнейшим видеохостингом и вторым сайтом в мире по количеству посетителей. В январе 2012 года ежедневное количество просмотров видео на сайте достигло 4 млрд. На сайте представлены фильмы, музыкальные клипы, трейлеры, новости, образовательные передачи, а также любительские видеозаписи, включая видеоблоги, слайд-шоу, юмористические видеоролики и прочее. По данным «Российской газеты», в апреле 2017 года 12% аудитории сервиса, или около 100 миллионов человек, составляли россияне [Андрей Благовещенский: «51 миллион человек в России смотрят YouTube» http]. Судя по последним данным, среди аудитории YouTube преобладают люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Огромная популярность YouTube среди молодого населения нашей страны легко объяснить несколькими факторами.
1) Бесплатный доступ к большей части контента сервиса (лишь некоторые каналы требуют платной подписки).
2) Огромные возможности пользования. Пользователи могут оставлять свои комментарии, оценивать чужие комментарии, добавлять аннотации и титры к видео, а также выставлять рейтинг просмотренным видео, если такую возможность им предоставил автор. Человек, загрузивший видео, также может запретить «встраивание» (embedding) своего видео на другие сайты, блоги и форумы. Также по выбору он может преобразовать загруженное видео из 2D в 3D).
3) Выбор качества и форматов видео. Видео на YouTube доступны в разных диапазонах уровней качества. Прежние названия стандартного качества (SQ), высокое качество (HQ) и высокой чёткости (HD) были заменены числовыми значениями, представляющими вертикальное разрешение видео: видеовоспроизведение в разрешении 720p или выше.
4) Предоставление нужной информации в интересном для пользователя контексте, формате, обзоре (онлайн-каналы ТВ, обозрения, подборки, целые тематические каналы и т.д.).
YouTube сегодня – это не просто мировое видеохранилище, где собраны видеозаписи разного качества, авторов, тем. YouTube – это полноценное средство массовой информации, которое смещает новостные ленты и информационные каналы в Интернете со строчек популярности вниз.
В видеохостинге представлены «Новости», где собрана самая интересная, а главное – актуальная информации со всех уголков света. В считанные секунду на портале появляются выпуски новостей со всех федеральных каналов, которые разнятся по степени актуальности и важности для аудитории. Например в подборке «Главные новости» собраны лучшие новости с каналов за последние сутки. Кроме того, все новости поделены на тематические разделы: «Новости спорта», «Новости шоу-бизнеса», «Мировые новости», «Новости России» и т.д. То есть, каждый пользователь может подобрать новости для себя, исходя из своих интересов и приоритетов, не мучаясь в долгих поисках на различных сайтах или ТВ-каналах. Пользователь выбирает свой канал, подписывается на него и получает интересующие его факты и события ежедневно, без траты времени и дополнительных средств. После просмотра выбранного видео пользователю предоставляется ряд других видео, обобщенных по выбранной теме и собранных с разных каналов YouTube. Данный прием получил название «умной подборки», что упрощает поиски различных мнений и видений проблемы по одной теме. Кроме того, ещё одним плюсом YouTube являются прямые трансляции как с федеральных каналов, так и с каналов блогеров. Стоить учесть, что новости в блогах отличаются непосредственностью вещания и отсутствием какой-либо цензуры, обзоры важных событий некоторых блогеров могут быть полезнее и содержательнее специальных расследований каналов «РБК» и «НТВ».
Не только свободный доступ и широкий спектр информации привлекает современных пользователей, но и особенности визуализации вещания. Так сложилось, что поколение Z избаловано качеством видео и звука, а также падко на красивые картинки и всякого рода визуальные «примочки». YouTube – это пространство для веб-дизайна, использования неповторимых стилей, красивых подборок актуальных логотипов, иконок, всплывающих окон. Кроме того, в сюжет видео вставляются различные мини-реплики, мини-видео и так далее.
Уникальные возможности платформы YouTube ежедневно способствуют росту числа пользователей. Сегодня информационные каналы и блоги заменяют привычные газеты и «Новости» на «Первом» канале. Если же рассмотреть такие ниши, как развлекательную, спортивную и научную, то здесь YouTube играет главенствующую роль. Так, например, создаются целые научно-популярные и образовательные каналы. Оказалось, что понимать, как устроен мир вокруг, не только полезно, но куда интереснее, чем могло показаться из школьной программы. И YouTube в этом смысле просто кладезь, где можно найти интересную информацию обо всём, от современной философии до астрофизики, при этом в интересном формате. По сравнению с многими традиционными каналами СМИ, каналы YouTube могут похвастаться невероятно широким набором тем, по которым сняты и одиночные лекции, и целый курс. Все видеолекции загружены на официальном youtube-канале, а на сайте – их текстовые варианты. Ведущие российские ученые рассказывают о науке и технологиях в области астрономии, математики, физики, а также о русском языке и многом другом. Кроме того, манера вещания отличается простотой и доступностью для пользовательской аудитории, что отличает YouTube от федеральных научных каналов. Зрителям интересно, и они действительно вникают в сказанное с экрана, так как ролики, представляющие собой рисованную анимацию того или иного факта, намного привлекательнее сухого текста. И это только один из вариантов представления материалов на YouTube.
Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью сказать, что сегодня развивается новый тип средства массовой коммуникации, которое получит название видеожурналистика. Она будет отличаться от телевизионного вещания простотой и привлекательностью представления материалов, новыми форматами вещания, удобным доступом и «умным» контентом для пользователей сети. Кто знает, что станет с системой СМИ России через 10-15 лет, если уже сегодня даже представители взрослого поколения предпочитают получать информацию с YouTube, а не с привычных федеральных каналов.
О приоритете вещания этого рода над традиционным можно утверждать, проведя сравнительный контент-анализ тематических каналов на YouTube и ТВ (например, кулинарный блог и передача на НТВ «Едим дома», или же тревэл-блоги и «Орел и Орешка» на канале «Пятница»). Можно проанализировать статистику, наглядно представляющую интересы аудитории и её количество, и увидеть, что вещание в блогах, или в режиме реального времени, а также удобства выбора контента привлекают пользователей намного больше привычных средств массовой коммуникации. Безусловно, популярность им обеспечивают не только простота в пользования, отличный уровень визуализации, но разнообразие используемых блогерами жанров.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день YouTube завоевывает ума и сердца пользователей Интернета, провозглашая тем самым эру цифровой журналистики и онлайн-коммуникаций не только за границей, но и в России. Граждане нашей страны стали намного грамотнее в сфере информационных технологий и всё чаще выбирают электронные платформы вещания (куда входят газеты, порталы, радио, ТВ).
__________________
Список литературы:
51 факт о Поколении Z [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trainings.ru/library/education_experience/?id=17222.
Андрей Благовещенский: «51 миллион человек в России смотрят YouTube» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2013/04/24/youtube-site.html. – Загл. с экрана.
Теория поколений в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mihailovka8.ucoz.ru/News/teorija_pokolenija.pdf
YouTube в медиамире. – Режим доступа: http://www.gpedia.com/ru/gpedia/YouTube. – Загл. с экрана.
__________________
YOUTUBE – CHANNELS AS A PHENOMENON IN THE MEDIA INDUSTRY (A PRIORITY OF THE ELECTRONIC MEDIA OVER TRADITIONAL
In this article the author analyzes the development of YouTube-channels in the modern system of electronic media. A special place in the analysis is given to the priority of electronic media over traditional ones on the example of content analysis of thematic channels on YouTube and television. The author describes in detail the essence of the phenomenon of the new media format, as well as the factors and advantages that affect the growth of the popularity of YouTube channels among users. In the article the fact that this electronic broadcasting platform is a full-fledged mass media is proved by real examples.
Keywords: YouTube, electronic media, video hosting, blog, user.