О некоторых языковых средствах создания положительного образа врача (на материале русскоязычных СМИ)
В статье рассматриваются способы объективации положительного образа врача в отечественных СМИ. Материалом для анализа послужила авторская картотека текстовых фрагментов о врачах, содержащая языковые средства, с помощью которых репрезентируется исследуемый феномен «человека лечащего». В результате проведенного анализа были выявлены ведущие средства и приёмы вербализации стереотипного положительного образа медицинского работника, в частности, приемы гиперболы и парцелляции, адъективы с положительной коннотацией, синтаксический параллелизм.
Ключевые слова: образ-стереотип, языковые средства реализации, положительный образ врача, русскоязычные СМИ.
Ведущей сферой на сегодняшний день, в которой активно формируются социальные образы, являются СМИ. Основная функция масс-медиа – воздействовать на мнение и сознание массового читателя посредством передачи информации. Освещение работы врачей (медицинских работников) в публикациях газет и журналов – один из наиболее распространенных тематических блоков в современных СМИ. В исследованиях ученых последнего десятилетия, в рамках науки о языке, описанию языковых средств и способов объективации сложившихся в обществе мнений о враче уделено недостаточное внимание.
События и истории с аксиологической окрашенностью привлекают большое внимание со стороны общества. Индивиды в подобных статьях отыскивают важную информацию, которая в будущем, по их мнению, позволит избежать случаев, описанных в текстах, или, наоборот, успокоит и даст уверенность и доверие к работникам области здравоохранения. Мы разделяем мнение А.П. Васильковой, которая считает: «Труд врача – один из наиболее сложных видов профессиональной деятельности человека» (Василькова 1998: 3). Безусловно, медицинские работники выполняют колоссальный объем работы, который не всегда виден пациентам. Люди, обращающиеся за помощью в лечебные учреждения, эмоционально зависимы и находятся под влиянием СМИ, в которых описываются две группы случаев: подвиги и неудачи врачей. Следовательно, образ сотрудников медицинских учреждений моделируется в положительном и отрицательном вариантах.
Исследования, посвященные изучению образов и стереотипов в языке, активно представлены в науке в настоящее время. В частности, в работе Е.Л. Вилинбаховой «Стереотип в лингвистике: объект или инструмент исследования?» описаны случаи использования средств языка для объективации стереотипов разных видов. В статье автор указывает на то, что есть два способа реализации типизированных суждений: вербальный и невербальный. Актуальным является первый вариант, который может быть представлен «средствами разных компонентов (или, следуя традиции, уровней) языка: фонологического, морфологического, номинативного, синтаксического» (Вилинбахова 2012: 25).
Изучив особенности этностереотипов, Л.П. Крысин приходит к выводу о том, что ведущими способами их репрезентации в языке являются: атрибутивные словосочетания (американская деловитость, русский размах); сравнительные обороты (точен, как немец); фразеологизмы (уйти по-английски); модальные наречия: просто, прямо, прямо-таки; импликатуры (Он русский, но не пьет) и другие (Крысин 2003: 452-454).
О способах экспликации обобщенных мнений о профессиях на примере русского языка пишет Е.Л. Вилинбахова. По мнению ученого, к средствам выражения стереотипов в языке можно отнести следующие: устойчивые выражения, пословицы, поговорки; стилистически окрашенные синонимы,
употребление имен собственных вместо названия профессии (сантехник дядя Вася) (Вилинбахова 2010: 146-150).
Любое явление, субъект и объект окружающей действительности может стать объектом стереотипизации и объективироваться в определенном языке разными его средствами. Далее мы рассмотрим и проанализируем вербальные случаи реализации положительного образа врача
Материалом для исследования послужили около 100 текстовых фрагментов, отобранных из онлайн-версий российских СМИ методом сплошной выборки, о врачах. Многие ученые отмечают высокий уровень влияния СМИ на мнения, существующие в обществе. Так, М.А. Зейтунян считает, что масс-медиа сегодня «… это источник сведений, ориентирующий индивида в обществе» (Зейтунян 2010: 65). Мы разделяем точку зрения автора, поскольку в эпоху мессенджеров и интернета традиционное общение между людьми, предусматривающее личные встречи, отходит на второй план. Любая информация находится в открытом доступе и является общедоступной.
Многочисленные опросы, анкетирования позволили выявить тот набор признаков, которыми, по мнению опрошенных, должен обладать хороший и профессиональный врач. З.О. Алборова в своем диссертационном исследовании выделила основные качества, характеризующие профессионального медицинского работника, приведем некоторые из них: «развитая словесно-логическая долговременная память (способность в нужный момент оказать своевременную медицинскую помощь, порекомендовать лекарственное средство, необходимое для данного заболевания); ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур; быстрота реакции; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли)» (Алборова 2012: 19). Безусловно, врач должен быть опытным, внимательным, спокойным, коммуникабельным, ответственным, способным принимать быстрые и верные решения.
Отобранные нами статьи из русскоязычных онлайн-версий печатных изданий отразили в себе все вышеназванные качества. Далее мы приведем наиболее частотные языковые средства, посредством которых указанные признаки вербализуются в тексте.
Прежде всего, в статьях встречается большое количество оценочных прилагательных с высокой степенью проявления признака, например: «Талантливый, умный, успешный, врач»; «Это человек открытый, отзывчивый, добрый по натуре, но и в то же время он очень требовательный»; «затем почти невидимую брюшную стенку удалось зашить ювелирными движениями». Мы разделяем мнение Е.А. Новинкиной, указавшей на активное употребление адъектив в публицистическом стиле, по ее мнению: «Они определяют предмет массмедийного текста, подчеркивая его специфику и уникальные качества» (Новинкина 2016: 320). Все прилагательные из нашей картотеки передают высший уровень мастерства врачей, ответственно выполняющих свои обязанности.
Помимо этого, авторы текстов о медицинских работниках используют глаголы активных профессиональных действий в сочетании с наречиями, выражающими высшую степень профессионализма, например: «Ему пришлось делать (операцию) почти вслепую…»; «Каждое движение рук, пальцев у Баира Дамбиевича рассчитаны буквально по миллиметру».
Синтаксический параллелизм и повтор разных лексических единиц также представлены в современных СМИ, например: «Пока одни врачи подготавливали челюсть, другие готовили к трансплантации фрагменты малоберцовой кости, из которой и реконструировали челюсть. Затем уже другие специалисты сшивали нервы и сосуды». Умение работать вместе, прислушиваться к коллегам – один из основополагающих признаков, характеризующих профессионала своего дела.
Другим способом выражения экспрессивности в синтаксисе является парцелляция (парцеллят с присоединительно-распространительным значением). Названный прием позволяет выделить в контексте значимые моменты, в рассматриваемом далее примере это – последний – сложность – важно: «Последний этап – особо ответственный. Сложность операции по реконструкции челюсти состоит в том, что медикам недостаточно просто перенести фрагмент ткани из одного участка тела в другой. Важно вернуть пациенту возможность артикуляции и жевания, поэтому вместе с костной тканью переносятся мягкие ткани с сосудами и нервами».
Стилистические фигуры дают возможность авторам добавить эмоциональности в текст. Среди наиболее распространенных можно выделить гиперболу: «Светлана Столяр всю жизнь проработала в медицине. На своем участке трудится вот уже десять лет и отношения с родителями маленьких пациентов сложились хорошие».
Проведенный анализ языкового материала позволил определить некоторые из ведущих способов объективации положительного образа врача. В отечественных СМИ наиболее распространенными явились средства лексического (адъективы, глаголы) и синтаксического уровней (параллелизм и парцелляция) языка. Авторы текстов активно используют возможности многогранного русского языка для привлечения внимания читателя. В последующих статьях планируется рассмотреть реализацию положительного образа медицинского работника посредством морфологических, стилистических и графических средств языка.
__________________
Список литературы:
Алборова З.О. Профессионально важные качества (ПВК) в структуре субъектных свойств врача // СИСП., 2012. №7. С.19–25.
Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: автореф. дисс. … канд. психол. наук / Санкт-Петербург, 1998. 19 с.
Вилинбахова Е.Л. Способы репрезентации стереотипов профессий в языке // Русская филология. 21. Сборник научных работ молодых филологов. Тарту, 2010. С.145–150.
Вилинбахова Е.Л. Стереотип в лингвистике: объект или инструмент исследования? // Проблемы языка: Сборник научных статей по материалам Первой конференции-школы "Проблемы языка: взгляд молодых ученых". М., 2012. С.19–28.
Зейтунян М.А. Проблема социализации молодежи в информационном обществе: теоретическое осмысление // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2010. №.2. С.65–71.
Крысин Л.П. Этностереотипы в современном языковом сознании: к постановке проблемы // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. С.450–456.
Новинкина Е.А. Языковая объективация феминности на страницах глянцевых журналов // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: II Международная научно-практическая конференция. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международный научный семинар. Белгород, НИУ «БелГУ», 5–7 октября 2016 г.: сборник научных работ / под ред. Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2016. С.316-322.
__________________
SOME MEANS OF LANGUAGE OF THE POSITIVE DOCTOR`S IMAGE FORMATION (BASED ON RUSSIAN-LANGUAGE MASS MEDIA)
The article deals with an objectivation methods of positive doctor’s image in Russian mass media. The material for analysis is the author’s card file of text fragments about doctors, which included means of language, which represent the phenomenon of "a treating person". As a result the author demonstrates the main representation means and methods of the stereotyped positive medical worker image, particularly, hyperbola, parcellation, adjectives with positive connotation, syntactic parallelism.
Key words: stereotyped image, realization means of language, positive doctor’s image, Russian-language mass media.