Немецкое ток-шоу о здоровье как информационный жанр медийного медицинского дискурса
Статья посвящена проблеме изучения медийного медицинского дискурса, который довольно разносторонен и популярен в наши дни. В данной работе рассматриваются различные подходы к одному из жанров исследуемого типа дискурса, а именно ток-шоу. Подробный анализ фактического материала позволил нам выявить релевантные характерные черты немецкого ток-шоу о здоровье, на основе которых мы даем свою дефиницию данному термину.
Ключевые слова: медийный медицинский дискурс, ток-шоу, коммуникация, адресат, адресант, речевые жанры.
В настоящее время медийный дискурс все более значим в жизни каждого человека. В сфере филологических наук он привлекает к себе внимание различных современных ученых. Это объясняется тем, что медиадискурс представляет собой быстро развивающийся, динамичный тип коммуникации.
По статистике каждую минуту 2,7 миллиона человек смотрят телевизионные программы в нашей стране. Ежегодно появляются новые форматы телепередач и, как следствие, иные типы масс-медийного дискурса. Опираясь в рамках нашего исследования на ряд различных работ о медийном дискурсе таких исследователей как (Календр 2016; Кудрявцева 2017; Павлова 2012; Шамне 2014 и др.), мы можем сделать вывод о том, что данный тип дискурса остается во многом неизученным явлением.
Информирование, воздействие и развлечение представляют собой релевантные функции медийного дискурса. Следует отметить, что информирование представляет собой первичное предназначение настоящего типа коммуникации. Следовательно, достаточность информации является разной для любого источника информации. Исходя из этого, процесс информирования всегда связан с воздействием на реципиента. Данные две функции рассматриваемого типа дискурса могут давать как положительные, так и отрицательные результаты в сфере общения, и, в большей мере это зависит от адресанта, способен ли он донести свое высказывание в интересной и увлекательное манере до адресата. Нельзя оставить без внимания и развлекательную функцию, поскольку в настоящее время возрастает «игровой компонент жизни» (Календр 2016: 326).
Сегодня ток-шоу представляет собой один из самых популярных жанров в масс-медийном пространстве, именно поэтому объектом нашего исследования мы избрали немецкое ток-шоу медицинской тематики «Hauptsache Gesund». Ведущий программы является основной фигурой телевизионного действа; его профессиональные навыки, личностные качества, способность воздействовать на массы людей, артистичность, интеллект, особенности речи, поведенческие стратегии скрепляют всю передачу, делают ее неповторимой и определяют ее успех среди довольно широкого круга слушателей. Анализ фактического материала позволил отнести рассматриваемую передачу к информационному жанру, поскольку адресату передаются не только научные, но и научно-популярные данные о современных медицинских проблемах, разработках, болезнях, частных клинических случаях. Многие выпуски посвящены темам здорового образа жизни, а именно спорту, красоте и правильному питанию.
Изучив разнообразные подходы к определению ток-шоу (Ильина, Покидов 2017: 65; Гмызина htttp; Кондратьева htttp; Ларина htttp; Чжао, Почкай 2017: 179 и др.), мы пришли к выводу, что позиция Э.В. Могилевской нам наиболее близка. Автор трактует данный термин как разговорный тележанр, организованный в вопросно-ответной форме с непременным участием привлекательного модератора, зрителей, которые находятся в студии, квалифицированных специалистов и приглашенных гостей, имеющих свою точку зрения (Могилевская 2006: 44).
Современные исследователи Н.Б. Егорченкова, А.А. Петрова, Н.Л. Шамне отмечают, что высокая популярность ток-шоу обусловлена следующими параметрами: 1) вариативностью тематики; 2) значительной вовлеченность героев передачи в процесс медийного общения, которое основано на акценте особых, социально значимых факторов поведения между отдельными индивидами и группами людей; 3) увеличением значимости определенных ценностных ориентиров общества; 4) индивидуальными навыками и способностями участников ток-шоу, которые представлены в виде иерархии механизмов воздействия, содержащей структурные и функциональные принципы; 5) целостностью лингвистических и экстралингвистических средств (Петрова, Егорченкова, Шамне 2016: 52).
Возникновению все новых видов ток-шоу способствует его популярность. Н.В. Вакурова выделяет такие разновидности ток-шоу, как теледебаты, телемост, беседа и дискуссия. Под теледебатами автор понимает ток-шоу разговорного жанра, участники или аудитория которого могут противоборствовать друг с другом или даже конфликтовать во время, например, предвыборной кампании, что производит впечатляющий эффект на зрителя. Такой формат проведения программы позволяет массовой аудитории определиться со своим выбором, структурировать свои знания на основе полученной информации. Телемост, по мнению Н.В. Вакуровой, тоже является ток-шоу разговорного жанра, в котором противопоставляются аудитории с разным менталитетом. Кроме этого, они могут находиться в разных точках мира, а коммуникация между ними осуществляется благодаря спутниковой связи. Беседа представляет собой диалог или полилог, в некоторых случаях в качестве дополнения используются фотодокументы. Беседы могут организовываться для освещения некой социально-резонансной темы или с привлечением людей, появление которых на большом экране способно вызвать интерес у массовой аудитории. Дискуссия – это, по мнению автора, в большинстве случаев полилог, участниками которого являются ведущий и несколько представителей противоположных точек зрения на ту или иную социальную проблему (Вакурова, Московкин 1997: 27).
Е.Г. Ларина выделяет следующую типологию ток-шоу: развлекательные передачи, политико-аналитические программы, детективные, интеллектуальные и пародийные ток-шоу. Развлекательные передачи представляют собой довольно простой и свободный жанр, они призваны занимать массовую аудиторию, развлекать ее. При этом телезрителем приобретается какой-либо житейский опыт. Целью политико-аналитических программ является рассмотрение политических проблем, обсуждение вопросов, связанных с важными государственными и социальными ситуациями. Детективные ток-шоу посвящены криминальным сюжетам о преступлениях, которые задерживают зрителя у телеэкрана, захватывают его странной и запутанной историей, от которой сложно оторваться, пока загадочное дело не будет раскрыто. В интеллектуальных ток-шоу речь идет о культурной и научной жизни общества. Пародийные ток-шоу рассматриваются автором как пародия на все вышеперечисленные виды ток-шоу (Ларина htttp).
Ранее мы отметили, что изучаемое нами немецкое ток-шоу о здоровье принадлежит к информационному жанру. Важно отметить то, что рассматриваемая программа отличается набором важных характерных черт:
1) Информативность – все монологи и диалоги, реализуемые участниками анализируемого нами медицинского ток-шоу, содержат информацию о здоровье, правильном образе жизни, красоте и спорте.
2) Полисубъектность – совместная коммуникативная деятельность трех необходимых партнеров: модератора (ведущий телепрограммы), опрашиваемого (приглашенный врач, эксперт или пациент) и адресата (широкая массовая аудитория), для которой предназначена та или иная информация (Лавринова 2009: 68). В проводимом исследовании адресат отсутствует во время коммуникации и может только следить за ней по телевидению. Однако, он представляет собой обязательного непосредственного участника ток-шоу вследствие того, что вся передаваемая информация направлена на него. Анализируемый жанр является достаточно непростым в отношении диалогичности и характерной предназначенности, поскольку и коммуниканты (врачи, эксперты и пациенты) и непосредственные участники программы (телезрители) представляют собой получателя сообщения.
3) Исследуемое ток-шоу о здоровье обладает такой особенностью, как институциональность, поскольку все обсуждения героев передачи затрагивают медицинскую сферу. Кроме этого, в отношении участвующих в ток-шоу врачей и экспертов мы можем применить такой термин, как институциональный субъект, подразумевая под ним представителя медицинской профессии.
4) В рамках рассматриваемого медицинского медиадискурса применяются выявленные нами такие речевые жанры, как: монолог, диалог, опрос, обращение, закадровый голос, комментарий, способствующие передаче медицинской информации.
5) Последней характерной чертой немецкого ток-шоу о здоровье является акцент на роли личности модератора программы. Обязательные личностные характеристики ведущего, его ум, обаяние, инициатива, находчивость, активность, способность нравиться окружающим, остроумие превращают телепередачу в уникальный и завершенный продукт. Именно ведущий является модератором дискуссий, поскольку он направляет беседу, задавая вопросы врачу или пациенту, от него зависит развитие сюжета ток-шоу. Участники программы, отвечающие на вопросы, как правило, имеют свое отношение к обсуждаемой проблеме, готовы делиться своим опытом или проблемой.
Таким образом, изучив некоторые подходы к определению такого понятия как «ток-шоу», мы бы хотели дать свою дефиницию данному термину. Ток-шоу понимается нами как сложный информационный телевизионный жанр, охватывающий такие речевые жанры, как диалог, опрос, обращение, монолог, закадровый голос, комментарий, обладающий высокой степенью информативности, с активным участием ведущего, экспертов из сферы медицины, врачей с профессиональным мнением и пациентов с интересным опытом.
__________________
Список литературы:
Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции // Учебное пособие. М., 1997. С. 24–36.
Гмызина Э.В. Телевизионное ток-шоу как модель глобальной массовой культуры // Сетевое общество «Российская культурология»: (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.culturalnet.ru/main/person/157. (Дата обращения: 25.08.2020).
Ильина И.А., Покидов Д.К. Дискурс-анализ общественно-политических ток-шоу // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2017. № 2 (58). С. 62-74.
Календр А.А. Медийный дискурс как преобразование информации // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 326-329.
Кондратьева Н.Е. Ток-шоу как жанр современной массовой культуры // Cyberleninka: (Электронный ресурс). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tok-shou-kakzhanr-sovremennoy-massovoy-kultury. (Дата обращения: 25.08.2020).
Кудрявцева А.Ю. Речевые реализации стратегии доминирования в официальном полилоге (на материале ток-шоу): дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01 // Санкт-Петербург, 2017. 184 с.
Лавринова Н.И. Текстообразующие характеристики политического интервью // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2009. №5. С.68–71.
Ларина Е.Г. Ток-шоу как жанр телевизионного дискурса и его конститутивные признаки // (Электронный ресурс). Режим доступа: www.volsu.ru/download.php?id=00000024912-1.doc. (Дата обращения: 25.08.2020).
Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Акценты: новое в массовой коммуникации: альманах. Воронеж, 2006. Вып. 5-6. С. 40-47.
Петрова А.А., Егорченкова Н.Б., Шамне Н.Л. Мультимодальное взаимодействие в интерактивном пространстве медиа-политического дискурса: монография // Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. 144 с.
Павлова Н.Д., Григорьева А.А. Средства воздействия в масс-медийном дискурсе: сравнительный анализ теледебатов, телебесед и ток-шоу // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 122-125.
Чжао Д.Д., Почкай Е.П. Стратегии китайских ток-шоу // Век информации. 2017. № 1. С. 178-186.
__________________
GERMAN TALK-SHOW ABOUT HEALTH AS AN INFORMATIONAL GENRE OF MEDIA MEDICAL DISCOURSE
The article deals with the problem of studying of the medical media discourse, which is quite versatile and popular today. In this work, various approaches to one of the genres of the studied type of discourse, namely talk-show, are considered. A detailed analysis of the actual material allowed us to identify the relevant characteristics of the German health talk-show, on the basis of which we give our definition to this term.
Keywords: medical media discourse, talk-show, communication, listener, speaker, speech genres.