Современный дискурс-анализ

Наверх

Анна СОПОВА

Отражение социально-политических процессов в медийной публицистике А.И. Солженицына

В статье рассматривается многогранность характерных особенностей отображения в медийной публицистике А.И. Солженицына тех социально-политических процессов, которые происходили в России и за ее рубежами в начале XXI века, а также указывается на то, что писатель-публицист был предельно объективным и беспристрастным летописцем своей эпохи. Солженицын и поныне является одним из авторитетных адресантов в публицистической коммуникации с читателями, при этом он не просто передает адресатам информационную составляющую, выступая не только инициатором предлагаемого им дискурса, но и активным участником двустороннего диалога с аудиторией, поэтому его медиатексты часто переиздаются в российских и зарубежных газетах и журналах.

Ключевые слова: газетно-журнальная периодика, гражданское общество, дискурсивные стратегии и тактики, авторская информационно-коммуникационная система, медийная публицистика А.И. Солженицына, проекционно-ретроспективный взгляд.

Введение. Исследовательская перспектива

Медийная публицистика А.И. Солженицына, безусловно, оказала огромное влияние на выработку, развитие и определение ключевых позиций общественного мнения, на принципиальное совершенствование отношения современных людей к нравственности, духовности, гражданственности, приверженности общепринятым национальным и общечеловеческим ценностным ориентирам, определяющим во многом основные духовно-нравственные и общественно значимые опорные узловые моменты развития современного российского социума.

Целью данной статьи является определение и формирование алгоритма рассмотрения авторской системы отображения своей индивидуально-личностной гражданской позиции А.И. Солженицыным, которая прослеживается в каждой строке его публицистических произведений в контексте медийной коммуникации и, непременно, с невероятной силой побуждает читательскую аудиторию проявлять лучшие патриотические чувства во время прочтения и переосмысления его речевых сообщений, в огромной степени отражающих социально-политические процессы, происходящие в стране и в мире.

Объектом исследования стали тексты писателя-публициста, опубликованные в газетно-журнальной периодике 2000-х гг., такие как: выступление на встрече с читателями в Российской государственной библиотеке «Духовное падение гораздо страшнее физического», интервью Приволжской лиге журналистов, интервью «Человек и власть» для программы «Вести недели», программная статья «Размышления над Февральской революцией», интервью немецкому журналу «Der Spiegel», обращение «К сербам, остающимся жить на неправедно отрезаемой исторической земле края Косово», статья «Что нам по силам» (Солженицын, 2000, 2002, 2005, 2007, 2008).

Необходимо обратить особое внимание на то, что в своих публицистических работах он обращался к детальному рассмотрению и всестороннему анализу многоаспектных и разноуровневых проблем научно-технического прогресса, исторического развития, политических процессов, социальных изменений и реформ, которые на страницах его медийных текстов детально рассматривались как с точки зрения всестороннего анализа в свете современной общественно-политической ситуации в стране и в мире, так и в методологическом аспектуальном рассмотрении в качестве публицистического дискурса.

Общетеоретической базисной основой исследования явились труды по журналистике Е.В. Ахмадулина, А.А. Грабельникова, С.Г. Корконосенко, Ю.В. Лучинского, А.А. Тертычного и др. (Ахмадулин, 2009, Грабельников, 2001, Корконосенко, 2011, Лучинский, 2011, Тертычный, 2011), работы по теории медиатекста Т.Г. Добросклонской, Н.Б. Кирилловой, С.И. Сметаниной, А.В. Федорова (Добросклонская, 2014, Кириллова, 2006, Сметанина, 2002, Федоров, 2012), а также специальные исследования публицистики А.И. Солженицына в контексте медийной направленности Л.И. Сараскиной, А.С. Соповой (Сараскина, 2014, Сопова, 2016).

Такое понятие, как оппозиция государство / общество, является приоритетным и определяющим для развития двух направлений русской философской публицистики – политической и социальной (Семенова, 2012). Важно отметить, что на рубеже ХХ и XXI веков А.И. Солженицын придавал им исключительное значение и видел в их развитии особенный смысл прогрессивного становления медийного слова.

С тревогой и озабоченностью он принципиально поднимал актуальные, наболевшие вопросы и проблемы, которые, безусловно, важны для каждого человека, без практического разрешения которых не может быть социального развития всей многосторонней общественной жизни и осуществления необходимо важных реформ государственно-политического характера.

Актуальность публицистических текстов А.И. Солженицына в информационном пространстве начала XXI века

Именно в публицистике последних лет А.И. Солженицын показал развернутый социально-политический и нравственно-психологический портрет современной эпохи, в котором отразились все стороны современного сознания и бытия всех слоев общества. Он, использовав разнообразные свойства и характеристики совокупных множественных пересечений и смысловых параллелей, определяющих его повествовательные линии в рамках потенциальных возможностей современного медийного пространства, сформулировал внутри него авторскую информационно-коммуникационную систему. Созданный им структурно-сопрягающийся механизм логически смыслового взаимодействия с читательской аудиторией целиком и полностью отображает его мировоззренческие позиции и создает определенно обозначенную матрицу, детально проецирующую его ценностные ориентиры и позволяющую полноресурсно и широкомасштабно осуществлять объективную оценку социально-политической картины современного мира.

А.И. Солженицын активно использовал принципиально важные возможности современных СМИ: инициативно выступал по радио и телевидению, читал свои произведения в прямом эфире, давал многочисленные интервью, публиковал статьи, в которых обращался как к россиянам, так и к народам мира, особенно европейским и братским славянским. Он был предельно честен и искренен в своем творческом дискурсе при общении с читательской аудиторией любого уровня и, несомненно, при этом никогда не манипулировал общественным мнением, не навязывал свою точку зрения, не считал только свои идеи исключительно верными. Рассуждая над данной проблемой, Е.Л. Вартанова указывает на то, что «масс-медиа работают на свою аудиторию, и идеальный язык конкретного СМИ должен соответствовать языку целевой аудитории» (Вартанова, 2012: 5).

Солженицын деликатно предлагал ознакомиться с его размышлениями и умозаключениями, видением насущных проблем, волнующих общественное сознание, и старался посредством идейных соображений, заложенных в его публицистических текстах, способствовать формированию у читателей, зрителей и слушателей твердых идейных убеждений, духовно-нравственных понятийных начал, которые бы в корне отвечали идеалам гуманизации народного сознания и идейно-культурного совершенства.

Ю.В. Лучинский справедливо утверждает, что «общецивилизационная тенденция, связанная с кардинальными мировоззренческими процессами инновации, совпадает с формированием обновленной национальной социокультурной модели, ускоряемой процессом медиатизации» (Лучинский, 2011: 7).

А.И. Солженицын активно участвовал как в газетно-журнальном процессе, так и выступал по радио, в телевизионных информационно-новостных программах, обращался с призывами к народам разных стран, давал интервью отечественным и зарубежным СМИ, публиковал статьи. В каждом медиатексте он аргументировал точность и подлинность своих авторских идей, неукоснительно основывающихся на неоспоримых доказательствах, которые отражают объективную авторскую картину мира: «В публицистическом творчестве А.И. Солженицына ярко отразились и его общественно-политические взгляды, и его идейно-нравственные воззрения, духовные начала, первостепенно значимые для гражданского и национального самосознания народа» (Сопова, 2019: 273).

Солженицын делает умозаключения и выводы не только как публицист, работающий в рамках информационного медиапространства, но также как общественно-политический деятель – гражданин России, выразитель интересов наибольшей части ее населения. В своей публицистике он обращал большое внимание на первостепенные вопросы социально-политического, историко-философского и других аспектов общественной жизни постиндустриального общества, при этом он неизменно обращался к прошлому и даже осуществлял прогнозы на будущее.

Основные темы медийной публицистики 2000-х гг.

А.И. Солженицын остро поднимал социальные проблемы и в полной мере отображал политические процессы, происходящие в России и за ее рубежами. В своих публикациях, медийных выступлениях, призывах, обращениях, созданных в начале XXI века, он напрямую апеллировал к властям и российскому народу с кардинально взвешенными, полными подлинных патриотических чувств и намерений предложениями о спасении и сохранении Отечества и лучшем его политическом и социальном устройстве.

В мае 2000 года в Российской государственной библиотеке (РГБ) состоялась встреча А.И. Солженицына с читателями, выступая на которой, он поднял актуальные проблемы отечественного научно-образовательного и культурного развития. Его речь носила ярко выраженное символическое название «Духовное падение гораздо страшнее физического». Главным лейтмотивом и смысловой доминантой конференции было рассмотрение актуальных вопросов, посвященных трудностям развития новой России, разрыву культурного пространства государства (возрастного, исторического, географического, мировоззренческого), пробуждению русского национального самосознания. С особенной тревогой он констатировал факт разрыва культурно-информационного пространства страны, что весьма негативно сказалось на образовательной среде, возникли сложности при доставке централизованных печатных изданий, методических пособий, при обмене мнениями. Его как школьного учителя волновали проблемы отечественного обучения и воспитания, поэтому он открыто делился своими искренними размышлениями о том, каким должно быть образование – динамичным, современным, высоконравственным, прочно основанным на системе духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей народа (Солженицын, 2000).

Солженицын неизменно указывал на то обстоятельство, что главным долгом государства во все времена является сбережение народа, по его авторитетному мнению именно это утверждение должно стать фундаментальной основой внутренней политики Российского государства во все времена. Он крайне настойчиво и неустанно обращал внимание первых лиц государства и правительства, гражданского общества страны, духовных лидеров нации на то обстоятельство, что в России приоритетно должна главенствовать идея «сбережения гибнущего народа», при этом он достаточно скептически и весьма прохладно относился к «национальной идее» и считал, что дискуссия в российском обществе на данную тематику преждевременна (Солженицын, 2000).

В феврале 2007 года к 90-ой годовщине драматических событий 1917 года в «Российской газете» вышла в свет статья «Размышления над Февральской революцией». После публикации данного материала была организована дискуссия, в которой приняли участие писатели, историки, философы, журналисты, политики, высказывающие свое авторитетное мнение о происходившем в те годы и обсуждающие последствия и их влияние на ход развития страны в XX веке.

Тему Февральской революции А.И. Солженицын неоднократно поднимал в своих статьях, выступлениях, интервью, именно ее автор «Красного Колеса» считал основным поворотным событием, которое привело к масштабным историческим итогам, войнам и политическим кризисам в столь трудном и противоречивом XX столетии как в России, так и во всем мире. Он убедительно подчеркивал то, что революция является хаотическим движением народных масс с едва уловимой стержневой основой (Солженицын, 2007), которая и служит детонатором последующей смуты. Общенародное обсуждение проблем и закономерностей, безусловно, привело к совокупно и объективно обозначенному единству выводов российского гражданского общества, что явилось важным обстоятельством, благодаря которому А.И. Солженицын стал «консолидирующей фигурой общенационального масштаба» (Сараскина, 2009: 893). Искренне переживая за судьбу Отечества, он неустанно ратовал за справедливые реформы, отстаивал прогрессивные программы по обустройству страны, ее общественных институтов и проектов по действенной организации подлинного народного самоуправления.

Статья «Что нам по силам», опубликованная 5 февраля 2008 года в еженедельной газете «Аргументы и Факты», предваряла общенациональный диспут под названием «Какой быть России?». Именно после данной публикации развернулась полемика по обсуждению и рассмотрению вопросов реформирования и обустройства всех жизненно-важных сторон российского общества. В ходе дискуссии состоялся обмен мнениями о будущем страны, ее экономике, культуре, духовно-историческом наследии, наиболее значимых социальных проектах. Он, не переставая, боролся силой печатного слова за возрождение прежней славы, социально-экономического процветания и политического могущества России, выступая за целесообразное усиление обороноспособности и силовой компоненты обустройства государства, за значительный подъем сельскохозяйственного производства и продовольственную безопасность населения страны, за прогрессивное реформирование народного образования и повышение интеллектуально-культурной и духовно-нравственной составляющих бытийного существования российского народа, медицинского обслуживания и всех социально важных сфер жизни людей. Солженицын беспощадно критиковал службы ЖКХ, действия чиновников на местах и при этом настойчиво призывал соотечественников к активной созидательной работе, заявляя, что народ должен учиться прогрессивным формам хозяйствования (Солженицын, 2008).

Автор-публицист выступал в роли логически последовательного неутомимого борца с отрицательными явлениями в обществе, носящими крайне негативный характер. Он настоятельно обращал особое внимание на необходимость четко слаженной и хорошо скоординированной работы центральной власти и местных органов самоуправления, что безмерно значимо для обеспечения необходимых жизненных условий и успешной трудовой деятельности людей. А.И. Солженицын твердо считал, что гражданское общество страны способно сплотиться и самоорганизоваться, чтобы добиться существенных успехов в обустройстве жизни и осуществлении прогрессивных реформ. Именно об этом он говорил в статье «Что нам по силам», приводя примеры самоорганизации обманутых дольщиков и движения автомобилистов. Огромные надежды писатель возлагал на «трудолюбивое и талантливое многолюдье России» и «благодатные пространства» земли русской (Солженицын, 2008: 3). Фундаментальной основой и опорной конструкцией властного устройства он принципиально считал местное самоуправление, о чем постоянно говорил в своих выступлениях, интервью, беседах, писал в статьях, обращениях.

В ответах на вопросы корреспондентов Солженицын четко и ясно очерчивал круг политических проблем, наиболее остро стоящих в современной мировой и отечественной политике, обозначив при этом место России в глобальном пространстве и напомнив о важной, ключевой роли Красной Армии в освобождении Европы и мира от порабощения фашистскими войсками и их сторонниками в годы Второй мировой войны.

Особое место в публицистическом творчестве великого мастера занимают вопросы национальных и межгосударственных отношений как внутри России, так и во внешней политике страны, которые, безусловно, носят политический характер. В начале ХХI века Солженицын дал целый ряд интересных и содержательных интервью российским и зарубежным СМИ (интервью Приволжской лиге журналистов, интервью программе «Вести недели», интервью журналу «Der Spiegel» и др.).

В интервью Приволжской лиге журналистов в 2002 году он поведал, как с особенной тревогой следил из Вермонта за начинающимися на Родине преобразованиями, как пытался путем многочисленных обращений через СМИ предупредить власти о неприемлемости очень быстрых перемен и молниеносных реформ, предлагая им выбрать путь разумной эволюции, чтобы избежать разрушительного хаоса революций. Крайне волновали А.И. Солженицына и проблемы межнациональных отношений в стране, и условия существования и развития малых народов. Он справедливо считал, что малочисленным народам сложно сохранять государственность, поэтому свою автономию им следует поддерживать в союзе с соседними более крупными странами (Солженицын, 2002).

Огромное значение придавал Солженицын русскому патриотизму, благодаря которому народ выстоял и победил во многих войнах, способствуя сохранению не только своего государства, но и большинства стран Европы и даже стран мира. Особенно он подчеркивал, что именно здоровый русский патриотический настрой народа и его историко-философские, православные и духовно-нравственные истоки нам необходимо беречь (Солженицын, 2002).

Его острый и прозорливый проекционно-ретроспективный взгляд на происходящие процессы в стране и в мире в значительной степени усиливал их вневременной статус, повышал характер политической злободневности его историософских представлений, демонстрируемых через призму истории, его критических воззрений и умозаключений относительно геополитической стратегии США, их политики в вопросах глобализации (Сопова, 2016).

В интервью «Человек и власть», которое Солженицын дал программе «Вести недели», он вновь поднял вопросы взаимодействия народа и власти в стране, местного самоуправления и обсудил с корреспондентом А. Кондрашовым опыт стран Европы в этом направлении. Писатель высказал свое отношение к пониманию значения «парламентаризм»: «Что такое вообще парламент, зачем он нужен? Это народное представительство, только оно должно быть народным представительством. Избиратели должны зорко знать, как и что их представитель делает» (Солженицын, 2005: 1). Данное утверждение подразумевает, что истинная демократия должна включать в себя проявление всех сторон жизни общества и грамотно выстроенный диалог между представителями власти и избирателями.

В июле 2007 года в интервью журналу «Der Spiegel» он с уверенностью пророчески заявлял о том, что в ХХI веке Соединенным Штатам Америки и Европе необходимо будет сотрудничество с Россией, подчеркивая при этом, что именно наша страна является исторически ключевой державой, без политической воли которой невозможно справедливое и полноценное решение мировых геополитических проблем. Беседуя с журналистами немецкого издания, он рассуждал о трагических уроках истории XX века и их последствиях, которые человечество испытывает и поныне, анализировал результаты неудачных перестроечных реформ, говорил о наболевших проблемах и народном бытие (Солженицын, 2007).

А.И. Солженицына остро волновали проблемы народов бывшей Югославии. В своих интервью, выступлениях, публицистических статьях, призывах он актуализировал проблемы сербского народа как братского, славянского, православного, сильно пострадавшего в 90-е годы прошлого столетия в ходе распада Югославского государства, который сопровождался вооруженными конфликтами на Балканах. В интервью газете «Труд» в 1999 году, когда весь мир ежедневно в теленовостях наблюдал бомбежки Сербии натовскими войсками, Солженицын с особой горечью обращал внимание мирового сообщества на то, что Соединенные Штаты Америки и их союзники по военно-политическому блоку НАТО придерживаются лишь силового сценария (Солженицын, 1999). Сербский народ был искренне благодарен Солженицыну за его авторитетную поддержку в те трудные роковые дни, когда во время тяжелейшей и кровопролитнейшей войны авиация военно-политического блока НАТО сбрасывала тоннами смертоносные бомбы на мирные сербские города и села. О наступающей новой эпохе в политике и так называемой дружбе между народами автор-публицист с горечью и огромным сожалением сказал: «Мы вступили в эпоху, когда не будет закона – а просто сильная группа диктует. Вот это самое страшное – новая эпоха на земле…» (Солженицын, 1999: 1).

16 ноября 2004 года Сербская православная церковь удостоила А.И. Солженицына своей высшей награды – Ордена Святого Саввы Сербского 1-й степени, «за сохранение памяти о миллионах пострадавших в России и его заботу о сербском народе» (Коммерсант, 2004).

20 февраля 2008 года в газете «Вечерње Новости» было опубликовано обращение лауреата Нобелевской премии по литературе А.И. Солженицына (Solženjicin, 2008) к косовским сербам, в котором он призывал их не бросать свои дома, а оставаться на родной земле, принадлежащей им на протяжении многих веков. Он с искренней надеждой просил измученных боевыми действиями людей пребывать возле своих святынь и могил предков (Солженицын, 2008). Вознося свою праведную молитву к Господу, с огромным состраданием писатель взывал к братскому сербскому народу, перечисляя все тяготы и лишения, которые выпали на долю многострадальных сербов, проживающих в крае Косово, разрушенном войной.

Заключение

Публицистические произведения А.И. Солженицына, созданные им в начале ХХI века, в высшей степени их всесторонней многогранности и всеохватности отличают высокоуровневые социально-политические, духовные и идейно-нравственные начала. Он постоянно и настоятельно обращал внимание читательской аудитории на взаимоотношения людей в рамках современной цивилизации, на отношение граждан страны к сложившейся действительности, к социально-общественному развитию в условиях современных процессов, он также актуализировал политические, стратегические, социокультурные, духовно-нравственные проблемы, стоящие перед отечественным социумом и мировым сообществом в целом.

Необходимо также отметить и то обстоятельство, что он чрезвычайно осознанно несет свою авторскую ответственность как публицист, общающийся с читательской аудиторией, за практический выбор и полноценную реализацию дискурсивных стратегий и тактик в рамках медийной коммуникации, неукоснительно соблюдая правовые, этические и профессионально ценностные установки.

В этом случае справедливо утверждение о том, что «авторская мысль, образ автора – это центр, фокус к которому сходятся и которым определяются все главные черты стиля автора» (Солганик 2006: 209)

Солженицын строго следует своим этическим соображениям в выборе приемов и средств подачи информации. Его медийная публицистика несет в себе объективную и мощную информационную новизну, обладающую социально значимой и четко векторно целенаправленной составляющей, заключающей в себе определенно обозначенные духовную, идейно-нравственную и политическую компоненты.

Четкая гражданская позиция А.И. Солженицына прослеживается в каждой строке его медиатекстов, автор призывает читательскую аудиторию проявлять чувство патриотизма, стремление к справедливости, готовность отстаивать правду, реформировать жизнь к лучшему, служить родной земле, возрождать национальную гордость и содействовать единству гражданского общества страны.

__________________

Список литературы:

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики / Е.В. Ахмадулин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 350 с.

Вартанова Е.Л. Язык российских СМИ как индикатор социальных перемен / Е.В. Вартанова // Язык СМИ и политика / под. ред. Г.Я. Солганик. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Ф-т журналист. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. – С. 3-7.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы / А.А. Грабельников. – М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. – 336 с.

Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь / Т.Г. Добросклонская. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 264 с.

Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2006. – 448 с.

Корконосенко С.Г. Введение в журналистику / С.Г. Корконосенко. – М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.

Лучинский Ю.В. Масс-медиа США и Канады: динамика глобализации/ Ю.В. Лучинский. – Краснодар: TRIVIUM, 2011. – 260 с.

Сараскина Л.И. Солженицын / Л.И. Сараскина. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 959 с.

Сараскина Л.И. Солженицын и медиа в пространстве советской и постсоветской культуры / Л.И. Сараскина. – М.: Прогресс-Традиция, 2014. – 608 с.

Семенова А.Л. Русская философская публицистика начала ХХ века: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / СПбГУ. – СПб., 2012. – 33 с.

Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века) / С.И. Сметанина. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 383 с.

Солганик Г.Я. Стилистика текста / Г.Я. Солганик. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 256 с.

Солженицын получил орден Сербской церкви (Электр. ресурс) // Коммерсант. – 2004. – 16 нояб. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/979193 (Дата обращения: 08.09.2020).

Солженицын А. Духовное падение гораздо страшнее физического: (выступление А. Солженицына на встрече с читателями в Российской государственной библиотеке / записал В. Радзишевский) // Лит. газ. – 2000. – № 21 (5790). – 24–30 мая. – С. 1, 11.

Солженицын А. Будущее России вижу трудным (Электр. ресурс): (интервью Приволжской лиге журналистов) // Республика Татарстан. – 2002. – № 212-213 (24767). – 24 окт. – Режим доступа: http://rt-online.ru/p-rubr-obsh-37483/ (Дата обращения: 17.08.2020).

Солженицын А. Написано кровью: (интервью журналу «Der Spiegel»)// Профиль. – 2007. – № 28 (536). – 23 июля. – С. 75-82.

Солженицын А. О балканской трагедии: (ответ на вопрос телекорреспондентов, Москва, 27 апр. 1999) // Труд. – 1999. – 29 апр. – С. 1.

Солженицын А. Размышления над Февральской революцией // Российская газета – Федеральный выпуск. 2007. – № 40 (4303). – 27 февр.– С. 1, 3, 11-14.

Солженицын А. К сербам, остающимся жить на неправедно отрезаемой исторической земле края Косово (Электр. ресурс): (в ст. Солженицын призвал сербов остаться в Косово) // Информ.-аналитич. изд. фонда историч. перспект. «Cтолетие»: интернет-газета. – 2008. – 21 февр. – Режим доступа: http://www.stoletie.ru/lenta/ solzhenicin_prizval_serbov_ostatsya_v_kosovo.htm (Дата обращения: 23.08.2020).

Солженицын А. У нас нет ничего похожего на демократию: (из интервью А.И. Солженицына программе «Вести недели») // Знание–Власть! 2005. – № 23 (241). – С 1.

Солженицын А. Что нам по силам // Аргументы и факты. 2008. – № 5 (1422). – 30 янв.-5 февр. – С. 3.

Сопова А.С. Медийная публицистика А.И. Солженицына начала XXI века: монография / А.С. Сопова; науч. ред. В.К. Чумаченко. – Краснодар: Экоинвест, 2016. ‒ 187 с.

Сопова А.С. Медийная публицистика А.И. Солженицына начала XXI века и ее роль в формировании общественного сознания и гражданской позиции в Российском социуме / А.С. Сопова // Александр Солженицын: взгляд из XXI века: Матер. межд. науч. конф., посв. 100-летию со дня рождения. Москва 10–12 декабря, 2018 г. / сост. Л.И. Сараскина: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Правительство Москвы, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Российская государственная библиотека, Дом русского зарубежья им. А. Солженицына. – М.: Русский путь, 2019. – С. 273-279.

Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста / А.А. Тертычный. – М.: «ВК», 2011. – 560 с.

Федоров А.В. Анализ аудиовизуальных медиатекстов / А.В. Федоров. – М.: МОО «Информация для всех», 2012. – 182 с.

Solženjicin А. Srbima koji ostaju da žive na nepravedno otcepljenoj istorijskoj zemlji, pokrajini Kosovo (Электр. ресурс): (в ст. Solženjicin: Ostanite kraj svojih grobova) / текст Branko Vlanović // Вечерње Новости. – 2008. – 20 февр. – Режим доступа: http://www.novosti.rs/vesti/planeta.299. html: 210801-Solzenjicin-Ostanite-kraj-svojih-grobova (Дата обращения: 28.08.2020).

__________________

SOCIO-POLITICAL PROCESSES REFLECTION IN A.I. SOLZHENITSYN’S MEDIA PUBLICISM

The article discusses the manysidedness of the socio-political processes display in A.I. Solzhenitsyn’s media publicism, which took place in Russia and abroad at the beginning of the XXI century, and also indicates that the writer-publicist was very objective and impartial chronicler of his epoch. Solzhenitsyn is still one of the authoritative addresser in publicistic communication with the readers; he doesn't just transfer the information component to the recipients, acting not only as the initiator of the proposed discourse, but also an active participant in bilateral dialogue with the readership, that's why his media texts are often republished in Russian and foreign newspapers and magazines.

Key words: newspaper and magazine periodicals, civil society, discursive strategies and tactics, author's information and communication system, A.I. Solzhenitsyn's media publicism, projection-retrospective view.

Об авторе

Сопова Анна Сергеевна – кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской части Кубанского государственного университета (г. Краснодар)
anna_s.aquv@mail.ru