Современный дискурс-анализ

Наверх

Яна СТЕПАНОВА

Освещение внешнеполитической деятельности РФ в региональных СМИ на примере республики Карелия

В статье рассматриваются вопросы освещения внешнеполитической деятельности РФ в региональном медиадискурсе. В качестве материала исследования использованы СМИ Республики Карелия.

Ключевые слова: внешнеполитическая деятельность, региональные СМИ, Карелия.

Эффективность ведения внутренней и внешней политики каждого государства зависит от информационного освещения этой деятельности. Именно информационные ресурсы выстраивают контекст внешнеполитических событий для широкой общественности, формируют общественное мнение и оценку действий государств. Поэтому освещение внешнеполитических новостей требует особой подготовки и профессионализма, чтобы грамотно преподнести сложные политические события в доступной форме. Для государственных СМИ вопросы внешней политики страны являются важными и необходимыми для освещения, а для региональных СМИ это не является обязательным, они сконцентрированы на внутренней повестке дня.

Республика Карелия – это приграничный регион РФ, что обуславливает наличие внешних связей с соседними странами. Финляндия является соседом первого порядка, а это предполагает культурный обмен с Карелией, совместные проекты в различных сферах и взаимный интерес. Кроме того, природные ресурсы и пейзажи привлекают инвесторов и туристов в Республику. Ввиду устоявшихся связей с другой страной и наличия ресурсов, Карелия часто оказывается вовлечена в международную деятельность посредством выставок, проектов, мировой торговли, образовательных и спортивных программ, побратимских связей. В исследовании поднимается вопрос об освещении темы внешних связей в республиканских СМИ.

Изучая вопрос эффекта воздействия СМИ на аудиторию путем установления информационной повестки дня, исследователи долгое время не могли однозначно утверждать роль средств массовой информации в создании информационно-событийной картины дня в сознании широкой публики. В своей книге «Основы воздействия СМИ» Дженнингс Брайант и Сузан Томпсон обобщили данные исследования и попытались определить характер и степень влияния СМИ на общество (Брайант 2004: 121-123). Истоки теории «повестки дня» можно найти в книге У. Липпмана «Общественное мнение», опубликованной в 1922 году (Липпман 2004: 86-87). В первой главе, озаглавленной «Внешний мир и его образ в нашей голове», автор показал, что СМИ создают образ внешнего мира. СМИ публикуют те новости, которые наиболее легко встроить в уже имеющуюся систему координат, исторический контекст. Печатные СМИ задают общий тон, выстраивают иерархию общественных проблем и таким образом влияют на общественное мнение (Дьякова 2003: 54-55). Однако обычные наблюдения и существующая реальность дают нам возможность предположить, что включенные в «повестку дня» вопросы в ряде ведущих газет не являются приоритетными, не системны, не формируют позитивный образ страны.

Именно поэтому возникла необходимость в оценке количества и качества освещения вопросов внешней политики в региональных СМИ Карелии. Данное исследование является первым шагом в анализе причин дефицита внешнеполитических новостей в региональных СМИ – недостаточной заинтересованности районов в сфере внешней политики или намеренного «опускания» данной темы из повестки дня. Решение поставленной задачи невозможно без мониторинга ситуации информационного поля ведущих средств массовой информации по внешнеполитическим вопросам.

Проведен анализ 19 муниципальных газет Карелии и 4 электронных инфоресурсов за 2 месяца: декабрь и январь 2020 года. В основном данные о внешних связях представлены в разделе «Новая Карелия», который формируется пресс-центром Правительства РК и ИА «Республика» и отправляется в районные газеты. В ходе анализа получены следующие выводы:

На сайте Правительства РК за 2 месяца опубликовано 7 новостей по внешним связям Карелии. Несмотря на их небольшое количество, они все посвящены именно внешнеполитической деятельности Карелии, а не развлекательным мероприятиям, таким как международные фестивали и конкурсы, о которых чаще всего пишут муниципальные газеты. В среднем, на сайте появляется около 3-4 новостей каждый месяц, что вполне приемлемо для Карелии в те периоды, когда нет международных мероприятий и значимых событий.

«Петрозаводск говорит», один из самых читаемых инфоресурсов Карелии, опубликовал лишь 5 новостей о внешних связях за 2 месяца, и все они посвящены трудностям и проблемам, которые испытывают граждане при прохождении таможни. Хотя эта тема очень актуальна для Карелии, остро ощущается дефицит новостей именно про внешнеполитическую деятельность Республики, о чем читателям тоже следует знать. Столь широкое освещение связей с Финляндией обусловлено географической близостью к ней и активным взаимодействием. Однако Карелия проводит активную внешнюю политику не только в отношении Финляндии, но и других стран, о которых данный ресурс умалчивает. Кроме того, не представлено ни одной новости ни из раздела «Новая Карелия», ни с сайта Правительства РК.

Информационное агентство «Республика» представило 14 новостей о внешних связях. Следует заметить, что данный инфоресурс использовал сбалансированное освещение внешнеполитических новостей: кроме развлекательных новостей о победах в международных соревнованиях и участии в фестивалях, опубликованы статьи на узкую и профессиональную тематику внешней политики. Также было представлено полноценное освещение форума приграничного сотрудничества, что было важным событием для Республики Карелия. Таким образом, читатель получает полноценную картину связей Карелии во всех сферах – от культуры до экономики. «Республика» представила новости как с сайта Правительства, так и с раздела «Новая Карелия».

Четыре новости были опубликованы на сайте «Вести Карелии» за 2 месяца. Несмотря на небольшое количество, все новости представляют собой профессиональный анализ международной деятельности Карелии. Можно заметить частые упоминания Финляндии, страны-соседа Карелии.

Данные анализа 19 газет и 4 электронных ресурсов за 2 месяца представлены в таблице.

менее 3 новостей

3 новости «НК»

более 3 новостей

более 10 новостей

Авангард (1)

Диалог

Правительство РК (7)

Новости Костомукши (14)

Пудожский уездъ (0)

Беломорская трибуна

Петрозаводск говорит (5)

Республика (14)

Наше приполярье

Вести Карелия (4)

Новая Кондопога

Олония (4)

Советское беломорье

Новости Калевалы (5)

Суоярвский вестник

Новая Ладога (4)

Пудожский вестник

Муезерск лес (4)

Доверие (4)

Призыв (5)

Ладога (5)

Наша жизнь (6)

В проанализированных 7 номерах газеты «Олония» было 4 новости о внешних связях, 3 из них находились в разделе «Новая Карелия». Однако четвертая новость сообщала о связях с городом-побратимом Люкселе, Швеция.

В газете «Новости Костомукши» представлено рекордное количество новостей о международных связях – 14. Всего 3 новости является частью раздела «Новая Карелия», а остальные 11 редакция опубликовала самостоятельно. Примечательно, что часть новостей посвящена победам в международных соревнованиях (3), но больше писали о финской таможне и проблемах, которые возникали на границе (4). Положительно можно оценить новости о подписании меморандума с Финляндией и приграничной деятельности, которые занимают по целой странице. Еще 2 новости (о финской делегации и городе Тампере) также освещают внешнеполитические дела региона. Столь широкий спектр новостей о Финляндии связан с географическим положением Костомукши, её близости к этой стране.

5 новостей о внешних связях можно найти в «Новостях Калевалы», 3 из них традиционно находятся в разделе «Новая Карелия», еще одна описывает правила пограничного режима, а другая – побратимские связи.

В газете «Новая Ладога» кроме новостей в разделе «Новая Карелия» присутствует статья про путешествие в Париж, которая находится в рубрике «личный опыт». Несмотря на то, что данная новость не относится к внешней политике, она показывает жизнь другого государства.

Исключая 3 новости в разделе «Новая Карелия», в газете Муезерского района за 2 месяца появилась лишь 1 новость, связанная с внешними отношениями – про фестиваль в Финляндии.

Газета «Доверие» опубликовала 1 самостоятельную статью по тематике внешних связей, посвященную культуре Норвегии. Знание культуры другой страны может помочь в понимании её действий на международной арене.

Из 6 выпусков газеты «Призыв» только в 1 были новости на внешнеполитическую тему, написанные лично редакцией. Они связаны с прохождением карельско-финской границы и ограничениями ввоза продуктов.

В газете «Ладога» кроме раздела «Новая Карелия» опубликовано 2 новости по теме внешних связей, которые связаны с Финляндией.

Газета «Наша жизнь» представила 6 новостей о внешних связях Карелии, половина из них относится к разделу «Новая Карелия». Еще 2 новости посвящены семьям, у которых иностранные корни, но проживают они в Карелии. И последняя, шестая новость, описывает участие в международном фестивале.

«Пудожский уездъ» является частной газетой, а не государственной, поэтому у неё отсутствует раздел «Новая Карелия». Муниципальная газета акцентирует внимание на проблемах региона, а о мировой политике и международной деятельности Карелии публикаций нет.

Газета «Авангард» создана ОАО «Кондопога», поэтому она посвящена деятельности целлюлозно-бумажного комбината. Однако за 2 месяца 1 публикация по теме внешних связей все же была: про транспортировку бумаги в Австралию, что говорит о связях данного предприятия с другими странами в сфере торговли.

В 2 из 19 газет практически не освещена международная деятельность. «Авангард» публикует статьи о деятельности Кондопожского ЦБК, поэтому внешние связи игнорируются. «Пудожский уездъ» - частная муниципальная газета, поэтому внешнеполитическим вопросам внимание не уделяется.

Практически у половины газет (7 из 19) отсутствуют самостоятельные статьи по теме внешних связей. В этих изданиях можно найти всего по 3 новости за 2 месяца, которые находятся в разделе «Новая Карелия», который отправляется в муниципальные газеты. Жители районов, читающие газеты, не получают достаточно информации о внешних связях.

В 11 газетах опубликовано более 3 новостей за декабрь и январь. С одной стороны, это положительная тенденция, но можно заметить, что у 5 изданий присутствует всего 1 самостоятельная новость за исключением рубрики «Новая Карелия». Следовательно, у данной группы газет выходит 1-2 новости о внешних связях от редакции в месяц. Подавляющее большинство новостей связаны с культурными событиями в жизни Республики: фестивалями, спортивными соревнованиями и т.д. Более того, муниципальные газеты часто пишут о прохождении карелько-финской границы.

Более 10 новостей о внешних связях было опубликовано лишь у 2 источников. «Республика», как упоминалось ранее, использует комплексный подход в освещении внешнеполитических новостей. Газета «Новости Костомукши» акцентирует внимание на взаимодействии с Финляндией ввиду своего приграничного положения.

Для оценки качества освещения внешних связей в СМИ Карелии, было проведено интервью с руководителем программы приграничного сотрудничества в Карелии Базегским Дмитрием Васильевичем. Эксперт предпочитает использовать свои собственные ресурсы для освещения событий, т.к. это быстро и надежно, нет искажения фактов. По мнению Базегского, главной проблемой является то, что в республике мало специалистов по международным отношениям, поэтому освещение внешних связей республиканскими СМИ носит периферийный характер. Если вернуться к теме взаимодействия с Финляндией, можно заметить, что у республиканских журналистов мало контактов с финскими СМИ, поэтому нет возможности обмена сюжетами. Второй проблемой карельских СМИ является то, что у новостей нет системного продолжения. У Республики есть широкий спектр внешнеполитических тем, о которых можно писать. Эксперт утверждает, что приграничное сотрудничество – это актуальная тема, своеобразный бренд Карелии, с помощью которого она может себя продвигать как во внутригосударственных делах, так и в международной политике. Также это контакты на уровне побратимских связей, новости о Северной Европе, Баренц-регионе. Наибольшую трудность для СМИ представляет неподготовленная к восприятию внешнеполитических новостей общественность. Информация о внешних связях часто представлена для определённой целевой аудитории, следовательно, журналистам необходимо адаптировать тексты для более широкой публики. Базегский считает, что для формирования заинтересованной аудитории нужна систематическая работа.

Таким образом, исходя из количественно-качественного анализа новостей, лучшим электронным ресурсом можно назвать информационное агентство «Республика» и газету «Новости Костомукши». В целом, освещение в муниципальных газетах темы внешних связей слабое и недостаточное. Для того, чтобы исправить ситуацию выдвинуты следующие предложения:

1) Провести опрос среди местного населения регионов и города Петрозаводска для анализа уровня их вовлеченности во внешние связи РК и заинтересованности данной темой;

2) Пригласить в редакции основных республиканских газет специалистов по международным отношениям, которые еженедельно будут заниматься профессиональным освещением внешнеполитических событий Карелии. Данные статьи могут использовать муниципальные газеты;

3) В разделе «Новая Карелия» создать подрубрику «внешние связи», где еженедельно будут публиковаться материалы о международной деятельности Карелии;

4) Отправлять рекомендации в газеты о написании статей не только о внутренних, но и о внешних делах Республики;

5) Зафиксировать на сайтах электронных инфоресурсов «теги»: международные отношения, внешние связи, побратимские связи для удобства поиска новостей;

6) Поиск информации на сайтах-первоисточниках для создания новостей, перевод.

В качестве вывода можно согласиться с утверждением У. Липпмана о том, что СМИ формируют повестку дня и создают образ внешнего мира, общественного мнения. Именно поэтому отсутствие внешнеполитических новостей приводит к тому, что они стираются из инфополя общественности. Новости о внешней политике государства – особая информационная сфера, которая требует профессиональной подготовки. Как было доказано Брайантом и Томпсон, СМИ имеют сильное влияние на общество, поэтому важно, чтобы граждане получали полную и достоверную информацию.

Региональные СМИ сконцентрированы на внутренней повестке, поэтому они не уделяют должного внимания вопросам внешней политики. Однако, в ряде регионов, которые граничат с другими странами, развито приграничное сотрудничество, научный и культурный обмен, совместные мероприятия.

Одним из таких приграничных регионов является республика Карелия. В исследовании карельских региональных СМИ за 2 месяца 2020 года было выявлено, что информации о внешнеполитических событиях недостаточно, в особенности в печатных ресурсах. Важно отметить, что сбор эмпирических данных проводился до распространения пандемии коронавируса, поэтому новостной спектр был широким.

В ходе исследования постановлено, что наиболее эффективно с внешнеполитическими новостями работают электронные ресурсы, а также сайт правительства Карелии. Из печатных СМИ наиболее высокие результаты у газет тех районов Карелии, которые расположены близко к границе или имеют связи с соседними государствами.

Таким образом, в ходе исследования выявлен дефицит внешнеполитических новостей в региональных СМИ Карелии, что было подтверждено экспертным интервью. Дальнейшее развитие исследования будет связано с анализом причин недостатка информации в карельских СМИ.

__________________

Список литературы:

Брайант, Дженнингз, Томпсон, Сузан. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. - М.: Вильяме, 2004. - 432 с.

Дьякова, Е.Г. Массовая политическая коммуникация в теории установления повестки дня: от эффекта к процессу // Полис. Политические исследования. - 2003. - № 3. – 119 с.

Липпман, Уолтер. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой. Ред. перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

Maxwell McCombs, Donald L. Shaw. The agenda-setting function of mass-media // Public Opinion Quarterly, 1972, vol. 36.

__________________

REPRESENTATION OF FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEERATION IN REGIONAL MASS MEDIA (CASE OF THE REPUBLIC OF KARELIA)

The paper discusses the issues of representation of foreign policy of the Russian Federation in regional media discourse. The author bases the survey on the material of Karelian mass media.

Key words: foreign policy, regional mass media, Karelia.

Об авторе

Степанова Яна Владимировна – студент кафедры зарубежной истории, политологии и международных отношений Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск)
aisaka.taiga5@mail.ru