Современный дискурс-анализ

Наверх

Анастасия ЛЕМЗЯКОВА
Анна БЕЛОЕДОВА

Аудиальная архитектура кинотрейлеров: мультимодальный подход

В статье предпринята попытка описания аудиальной составляющей кинотрейлеров сквозь призму мультимодального подхода. Мультимодальный подход к изучению коммуникации предполагает изучение различных модусов, т.е. определенных «режимов», которые действуют в «ансамбле» и упорядочивают, обусловливают протекание коммуникации в рамках конкретного дискурса (или дискурсов). Аудиальная архитектура трейлера выстраивается в рамках двух типов дискурса – кинодискурса и рекламного дискурса. Они накладывают свой отпечаток на структуру и содержание аудиальной стороны организации кинотрейлеров.

Ключевые слова: невербальная семиотика, мультимодальность, мультимодальный анализ, аудиальная архитектура, кино, трейлер

Создание и восприятие трейлеров представляет собой сложную комбинацию структурно-семиотических составляющих – это и набор образов, картинок, персонажей, и вербальный компонент, проговариваемый или включенный в визуальную часть в виде титров/субтитров, и, конечно же, аудиальный компонент, в который входит музыка (чаще всего саундтрек картины), различные звуки (взрывы, визг тормозов, тиканье часов, шаги, шум воды и мн. др.) и даже тишина (например, как часть создания эффекта испуга в трейлерах к фильмам ужаса). Невербализированная сторона организации трейлера наиболее слабо изучена сегодня, возможно, в виду сложности выделения компонентов анализа, подбора наиболее продуктивного метода, а также в связи с тем, что сама процедура описания создания аудиального компонента представляет собой сложную задачу. Таким образом, актуальным направлением исследований является изучение не только структуры организации аудиального компонента трейлера, но и поиск продуктивной методологии для этих целей.

На наш взгляд, такую сложную исследовательскую задачу можно решить с помощью мультимодального анализа (Bateman, Wildfeuer, Hiippala 2017). Данный метод позволяет изучить различные коммуникативные ситуации (в данной работе – процессы построения и восприятия трейлеров) в аспекте сочетания различных форм и каналов – сменяющие друг друга кадры, аудиальное их сопровождение (музыка, звуки, шумы, тишина), вербальный компонент (титры, озвученные или выведенные на экран), жанр трейлера, страна производства и др. Все эти средства образуют различные ансамбли, которые в совокупности порождают новые смыслы и эмоции зрителя, выполняя, в том числе, промоцийную функцию. Мультимодальный подход, включающий в себя структурно-семиотический анализ и контент-анализ в данном исследовании, позволяет выявить и описать аудиальную архитектуру кинотрейлеров.

Музыка – это форма семиотического выражения, основанная на времени. Начиная от основных свойств звуковых волн, временной продолжительности, ритмов и последовательностей выбранных звуков, текстур и тембров, до более крупных временных паттернов и повторений мотивов, тем и движений. Музыка привязана ко времени таким образом, что не всегда возникает необходимость визуального сопровождения.

Музыка, интегрированная в киноленту, рассматривается более непосредственно, поскольку там ассоциации основаны на параллельном воспроизведении музыкальных мотивов и изображения на экране. Еще одно измерение мультимодальности, возникающее не только в фильмах, но и во всех возможных случаях использования звука, связано с физическими свойствами среды. Звуки могут оказывать сильное влияние на эмоции, настроение и чувства. Это используется в области звукового дизайна, который влияет на своеобразное состояние аффекта, сопровождая другие выразительные ресурсы звуками, специально разработанными для усиления желаемой реакции.

В киноиндустрии существуют целые компании создателей музыкального сопровождения фильмов, которые работают с различными видами музыки, выполняющей собственные функции (Хурумова 2021: 155):

1. Внутрикадровая музыка – это та музыка, которая исполняется непосредственно в кадре, например, в кадре выступают герои фильма на сцене, включённая запись на ноутбуке и др. Для удобства и во избежание излишних посторонних шумов, такое музыкальное сопровождение импортируют в аудиодорожку фильма, искусственно внедряют в сюжет.

2. Закадровая музыка – это музыка, которая является фоновой, тот самый саундтрек, она служит оформлением фильму для передачи атмосферы и лейтмотива фильма. Так как музыка сама по себе уже представляет некую многосоставную партитуру, вступать в контрапункт с внутрикадровой музыкой музыка закадровая не может, поэтому в звуковой партитуре телеэкрана присутствует только одна музыкальная линия.

3. Конкретная музыка – это стиль, в основе которого лежит не мелодическая мысль, а совокупность природных шумов и звуков, записанных заранее, и в ряде случаев, подвергнутых различным преобразованиям.

В кинематографе музыкальная концепция стала не отлагаемым элементом. Симбиоз всех видов музыкального сопровождения образует влиятельный альянс на подсознание и восприятие зрителя. Наряду с широким применением приёма прямого параллелизма, когда киномузыка усиливает ту или иную эмоцию, настроение, выраженные экраном, всё большую роль начинает играть «контрапунктическое» использование киномузыки, построенное часто на контрастном сопоставлении музыки и изображения, «контрапунктический» приём усиливает драматизм показываемых событий. Значительную эволюцию претерпел музыкальный лейтмотив, раскрывающий часто общую идею фильма.

Таким образом, повторяющиеся представления о ритме, материальных звуковых качествах (и их эмоциональных последствиях), узнаваемых последовательностях и явлениях временной синхронизации имеют последствия мультимодального характера, выходящие далеко за рамки описания звуковых форм выражения, рассматриваемых более узко. В современном мире аудиальная архитектура строится на мультимодальности. Для аудитории важно расширить количество каналов воздействия и увеличить влияние на подсознание, чтобы подтолкнуть к тем или иным действиям, удовлетворить цели, заданные киноиндустрией и сферой рекламы.

Изучение кино, трейлеров и промороликов представляет собой самостоятельную область, которая в значительной степени затрагивается в работе многих, занимающихся мультимодальными исследованиями. Структура кинотрейлера чрезвычайно сложна, если смотреть с точки зрения мультимодальности. Носители, с которыми работает киноиндустрия, являются одними из самых семиотически сложных в настоящее время. Они предоставляют широкие изобразительные возможности для сочетания любой визуальной и звуковой информации, а также тесной синхронизации и интеграции различных модусов. Если вдобавок учесть, что все, что видно и слышно на экране, могло быть спланировано и спроектировано, мы можем представить, насколько сложным получается готовый продукт в виде кинотрейлера.

Всё – от моргания до того, как кто-то идет по сцене на заднем плане, до щебетания птицы за кадром – могло быть спроектировано в фильме именно тогда, когда его видели или слышали. Именно это свойство побудило некоторых теоретиков кино и визуального искусства в прошлом предположить, что медиум фильма на самом деле является «самой реальностью», т.е. реальный мир взят и оформлен так, чтобы выступать в качестве обрабатываемого материала среды.

Такая характеристика одновременно и слишком широка, и слишком узка. Широка в том смысле, что существуют аспекты нашего взаимодействия с реальностью, которые нельзя уловить и которыми нельзя манипулировать, хотя вся история технологического развития кино была одной из попыток преодолеть эту границу, исследуя иммерсионную виртуальную реальность как потенциальную среду для кино. Но она также слишком узка в том смысле, что фильм структурирован и организован как коммуникативный артефакт, чего мы не находим в реальности, и именно эти аспекты, в первую очередь, способствуют силе кино как коммуникативному средству. Например, в действительности мы не делаем внезапный прыжок к очень крупному плану чьего-либо лица, чтобы получить явно эмоциональные сигналы, в то время как оглушительная оркестровая музыка ещё больше увеличивает интенсивность момента. Мы также не наблюдаем, что наше восприятие явно движется по параллельным или даже альтернативным направлениям, поскольку перед нами разыгрываются конкурирующие или противоположные события. Все эти и многие другие возможности являются «обычным делом» в том, что касается кино. Таким образом, «холст» фильма имеет некоторые специфические особенности, которые воспринимаются только в целостной композиции.

Именно тот факт, что фильм имеет в арсенале не только богатое разнообразие визуальных сигналов (естественные образы, анимацию, письменный язык и др.), но также почти такое же богатое разнообразие звуковых сигналов, охватывающих звук, музыку и разговорный язык, что делает его таким мощным и многогранным мультимодальным образованием. Полученный аудиовизуальный артефакт может также служить широкому кругу целей, от относительно простых повествований голливудского блокбастера до критических документальных фильмов, нацеленных на изменение поведения и отношения зрителей, и экспериментальных художественных фильмов, бросающих вызов восприятию и представлениям о сущности. Таким образом, фильм – это гораздо больше, чем «художественный фильм».

Ещё один важнейший аспект, который необходимо осветить в рамках данного мультимодального анализа, – это смысловая наполненность тех или иных звуков. Их можно разделить на две группы: 1) денотативные значения – фактические значения звуков; 2) коннотативные значения – эмоции, которые вызывают сочетания звуков. Первые – сопровождают основное повествование, в трейлерах выполняют роль краткого пересказа сюжета и освещения стилистики определённого жанра, именно благодаря денотативным значениям зритель может распознать жанр того или иного трейлера. Коннотативные значения – это те самые вышеописанные приёмы, своеобразные триггеры для создания определённой эмоции в подсознании аудитории. Именно на этом этапе восприятия потенциальный зритель понимает, достойна ли данная картина внимания, либо это очередной проходной фильм.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что аудиальная архитектура сложноорганизованная система, в которой все мультимодальные составляющие тесно связаны между собой. Стоит отметить, что трейлеры фильмов, выдержанных в определённых жанрах, придерживаются практически шаблонную посекундную структуру. Также, огромное значение для кассовых сборов и положительных отзывов как критиков, так и зрителей, выполняет смысловая «наполненность» трейлера.

Жанр комедии. Данный жанр относится к классическому жанровому делению в кинематографе. Основной целью кинокомедии является рассмешить, вызвать шквал позитивных эмоций. Зрители выбирают этот жанр, например, чтобы легко и непринужденно провести вечер, отвлечься от проблем.

Аудиальная архитектура трейлеров комедий выстроена таким способом, чтобы при помощи грамотно подобранного саундтрека пробудить в сознании аудитории позитивные ассоциации. Изобилие искромётных шуток, которые, скорее всего, являются самыми смешными за хронометраж всей ленты, не оставят потенциальную и целевую аудиторию равнодушными. Грамотная маркетинговая кампания вкупе с правильно построенным трейлером привлекут зрителей в кинотеатры, тем самым, возрастут кассовые сборы.

Существуют отдельные виды жанра комедии, которые различаются подходами к мультимодальности, воздействуют на разнообразные оттенки позитивных эмоций:

1) Комедийный фильм ужасов – это комедия, изобилующая «чёрным» юмором. Подвидами являются как фильмы, в которых оригинальный сюжет скримера разбавляется юмористическими эпизодами, так и фильмы-пародии на фильмы ужасов, которые стали каноничными. Перед трейлермейкерами становится следующая задача – со стороны денотативных значений показать комедийную сторону картины, другими словами – после первого просмотра трейлера зритель отчётливо понимает, что перед ним комедия. Конотативные же смыслы привносят элементы фильма ужасов.

Наглядным примером стал трейлер к фильму «Дичь» (Freaky, 2020 г.). Первые 20 секунд хронометража – типичная комедия с лёгким саундтреком. Неспешное повествование главной героини о завязке истории не подразумевает даже намёков на данный подвид. После склейки музыка сменяется на более динамичную, даже после факапа рассказ героини продолжает быть размеренным, однако, титры, слоганы в которых шрифт выглядит «написанным кровью» и увеличение частотности криков и звука бензопилы – привносят толику скримера.

2) Комедия ситуаций – это кинокомедия, которая имеет основную линию сюжета и ответвления в сторону различных ситуаций, в которые попадают герою: будь то эпизоды, происходящие непосредственно в процессе хода сюжета, скетчи, либо флешбеки. Здесь у трейлеров следующая задача – структурно вычленить отдельные кадры из линии повествования, не нарушая логику и выдерживая определённый контраст.

В качестве примера можно привести ностальгическую российскую комедию положений «Батя» (2020 г.). Основной идеей становится собственные взаимоотношения с семьёй главного героя и сравнение отношений с отцом в его детстве. Трейлер выдержан в стилистике road-movie, где основные действия поездки и диалогов происходят на фоне саундтрека в исполнении Валерия Леонтьева, что становится как отсылкой к идее картины, так и триггером для ностальгии зрителей. Те самые флешбеки героя с его отцом не сопровождаются музыкой и сторонними звуками, что создаёт впечатление «реальности» происходящего и, в свою очередь, чётко разделяет границы в эпизодах.

3) Криминальная комедия – это подвид комедии, главные герои которой связаны с криминальным миром. Довольно популярная разновидность комедий, в которых высмеиваются фейлы из жизни воров, гангстеров и полицейских. Трейлермейкеры заимствуют инструментарий у детективов и триллеров: типичная музыка, структура склеек диалогов и форма повествования с изобилием эпизодов с шутками.

Для примера рассмотрим трейлер фильма «Аферистка» (I Care a Lot, 2020 г.). На протяжении всего трейлера героиня рассказывает о своих махинациях с вымоганием денег у пожилых людей, со вставками на диалоги, продвигающие пересказ. Фоновая мелодия выдержана в стиле классических «Одиннадцати друзей Оушена» (Ocean's Eleven, 2001 г.), что сразу намекает на криминальность истории. За фактическую комедийную часть отвечают вставленные шутки в диалогах, конотативные знаки подогревают юмористические эмоции: звон во время улыбки и характерный комедиям звук «перелистывания кадров».

4) Музыкальная комедия – описание данного вида кинокомеди содержится в самом названии, фильм со множественными музыкальными композициями как исполняющимися самими героями непосредственно в кадре, так и сторонними звёздами. Также в эту категорию попадают фильмы про танцоров. Трейлеры призваны отразить тот факт, что происходящее напрямую связано с музыкой, соответственно – настроение в этих трейлерах создаётся не столько диалогами, сколько сопровождающими треками. Именно музыкальная составляющая является рассказчиком в такого вида трейлерах.

В трейлере к фильму «Шаг за шагом» (Work It, 2020 г.) в первой части трейлера звучит мелодия без слов и на первый план выдвинуты диалоги героев, далее, в песне начинаются слова, перевод которых своеобразно продолжает пересказ. Шутки в привычном понимании в трейлере отсутствуют, но осознание того, что это трейлер к комедийному фильму создаёт лёгкость и танцевальная динамичность мелодии.

5) Романтическая комедия – комедия, в которой основной сюжетной линией является любовная. Существуют несколько вариантов сюжета в данной тематике: первая любовь двух подростков; история об одиночках, которые нашли друг друга; семья с кризисом среднего возраста; любовный треугольник. Однако, саундтреки к романтическим комедиям с любым из вышеупомянутых сюжетов легко узнать из массы других. Это обязательно попсовые песни про любовь.

Трейлер фильма «Пара на праздники» (Holidate, 2020 г.) условно можно разделить на три части: завязка, в сопровождении ритмичной мелодии без слов; кульминация – весёлая, более инструментальная мелодия; представление проблемы – тот самый «попсовый» саундтрек.

6) Трагикомедия – комедии, в которых драматическая история представлена с позитивной стороны. Типичным примером является история неизлечимо больных людей, которые в связи с поставленным диагнозом живут на полную катушку. Трейлеры таких фильмов часто не говорят о возможном трагичном окончании истории, однако, сопутствующее звуковое сопровождение напоминает, что перед зрителем совсем не обычная комедия.

Например, в трейлере фильма «Больное сердце» (Dil Bechara, 2020 г.) каждые 20 секунд происходит смена настроения истории. Те эпизоды, в которых представлены позитивные стороны изобилуют шутками, весёлой музыкой, противоположные кадры транслируются параллельно с лирической мелодией, что заставляет зрителя сопереживать герою.

Жанр драмы. Основным двигателем сюжета является решение конфликтных ситуаций и психологических проблем, возникающих у героев. Основным отличием драмы от трагедии является необязательность у первого несчастливого конца, вполне возможно, что всё закончится хэппи-эндом.

Сам жанр драмы построен на побуждении таких эмоций как: сочувствие, сострадание, переживание. Чаще всего драмы отличаются камерностью, что трейлермейкеры пытаются подчеркнуть музыкальными композициями и лаконичным видеорядом. Жанр драмы объединяет в себе отдельные виды, которые, свою очередь, имеют ряд специфичных признаков:

1) Мелодрама – основным подтекстом данного вида драмы всегда является любовь, вне зависимости от того, счастливая или нет. Это как раз тот вид драмы со счастливым концом, о чём было сказано выше. Основной фокус сюжета направлен на эмоциональность и чувственность, что, в свою очередь, размывает все тонкости характера героев и они выглядят достаточно стереотипными. В самом названии заключена ещё одна особенность мелодрамы – музыкальное сопровождение героев.

Например, в трейлере «Сумасшедшая любовь» (Words on Bathroom Walls, 2020 г.) перед трейлермейкерами возникла задача показать лайт-версию шизофрении главного героя для того, чтобы не превратить камерную мелодраму в жестокий триллер. Они выполнили эту задачу с помощью звуковых эффектов, которые помогают погрузиться в проблему и ощутить её в первом лице. Во время эпизодов с проявлениями психического расстройства, на закадровую музыку наложен эффект «бочки», плюсом вставлены звуки потустороннего мира и разнообразные множественные голоса. Отражение реального мира и происходящих в нём событий сопровождается нейтральным поп-саундтреком.

2) Триллер – основной задачей данного поджанра является – вызвать напряжение у зрителя и удерживать данное эмоциональное состояние как можно дольше. Для триллера характерные длинные экспозиции, нагнетающие кадры и шумовые эффекты. Однако, в отличие от фильма ужасов, триллер не призван пугать, скорее, он призван «щекотать нервы» и доводить напряжение до предела.

Типичным примером становится трейлер «Побега из Претории» (Escape from Pretoria, 2020 г.) – звуковая дорожка влияет исключительно на подсознательное восприятие. Как таковой саундтрек отсутствует, есть лишь нагнетающий звук, который воздействует на нервную систему человека, от чего он испытывает страх буквально на протяжении всего хронометража. Лишь на последних 20-ти секундах включается мелодия в исполнении церковного хора, что только усиливает спазматическое волнение.

3) Детектив – главной чертой жанра становится описание пути от преступления к наказанию. Главными героями становятся люди, которые так или иначе становятся непосредственными участниками, свидетелями, следователями или третьими лицами. В современном кинематографе не принято сопровождать детективные историями типичными саундтреками в стиле Шерлока Холмса, поэтому звуковая наполненность зависит от эпохи и места, в которых разворачивается действие.

Например, в трейлере «Убийства по открыткам» (The Postcard Killings, 2020 г.) события разворачиваются в настоящем, повествование достаточно мрачное, поэтому в трейлере звук практически идентичен особенностям звука в триллерах. Отличительной чертой данного трейлера является фоновый звук часового механизма, который ускоряется наравне с раскрытием подробностей сюжета, что вызывает не только интерес зрителей к сюжету, но и некоторое волнение п ходу нарастания ментального напряжения в течение трейлера.

Жанр ужасы. Основополагающим фактором при создании хорроров становится страх у аудитории, который реализовывается с помощью широкого инструментария: от пугающих образов до резких неожиданных звуков. Действие чаще всего придерживается такого вида формулы как «жертва – палач», в котором не всегда добро одерживает верх. В качестве «палача» могут выступать как потусторонние силы, так и стихийные бедствия, разрушающие всё на своём пути, а также люди с девиантными отклонениями – маньяки, убийцы, психопаты и т.д. Однако, с течением времени, человеческое сознание выработало своеобразную защиту, с помощью которой классические в своём понимании «ужасы» уже не могут с такой же силой впечатлить аудиторию.

Основным аспектом, на который делается упор при создании трейлеров к фильмам ужасов, является психологическое воздействие. Аудитория привыкла к разнообразным образам чудовищ, и именно поэтому трейлермейкеры точечно воздействуют на подсознание и чувство ужаса, а не на зрительную память. Этим объясняется отсутствие какой-либо мелодии в трейлерах. Основной упор направлен на посторонние шумы, чтобы сместить внимание аудитории, тем самым, «удар» происходит в тот момент, когда напряжение накалено до предела.

В кинематографе принято вычленять множество видов фильмов-хорроров, рассмотрим самые распространённые из них:

1) Слэшер – поджанр фильма ужасов, для которого характерна узнаваемая схема развития сюжета – группа подростков отправляются за город либо ввязываются в некую игру, после чего маньяк-убийца (в подавляющем большинстве случаев, скрывающийся под маской) поочерёдно убивает героев. Такой вид хоррора ещё называют «счётчик мёртвых тел». Создатели фильма часто используют клиповый монтаж и обилие естественных криков.

Наглядным примером стал трейлер «Ферма страха» (Fear PHarm, 2020 г.), длиной хронометража в 1:49. Первая минута описывает беззаботную жизнь четырёх друзей-подростков в достаточно солнечный день, нейтральная музыка не имеет никаких подсмыслов и намёков. Далее происходит характерная «помеха» в кадре, напоминающая застрявшую плёнку, после склейки действие переносится на пару часов вперёд в тёмное время суток, вместе с этим, фоновая музыка становится более напряжённой, возникают образы убийц и реплики героев переходят на крик. Данный жанр со временем стал носить скорее развлекательный характер, исходя из этого, трейлер даже не пытается искусственно влиять на рецепторы страха.

2) Сплэттер – отличительная черта подвида – намеренное графическое изображение мучительных пыток жертв, сцен жестокости и обилие бутафорской крови и внутренностей. Именно этот жанр наиболее обширно использует разного рода звуковые эффекты для решения таких задач: реалистичное описание жестоких сцен (крики, звук рвущейся кожи и т.д.) и дополнительное воздействие на восприятие зрителей посредством неожиданно возникающих образов и резкими звуками.

Например, трейлер «Пила: Спираль» (Spiral: From The Book of Saw, 2021 г.) не спешит показывать кровавые сцены. Данный ролик воздействует на эмоции посредством специфически выстроенной звуковой дорожки: все диалоги и реплики задвинуты на второй план, на голосовую часть сверху наложен невротический звук, в следствие чего голоса слышатся как второстепенное. Также, присутствуют многочисленные резкие элементы, что уже после первых 27 секунд хронометража, зритель находится в панике.

3) Экшн-хоррор – такой вид фильмов можно описать как «боевик с элементами ужаса». Как известно, боевик – это масштабное действие с перестрелками, взрывами и зрелищностью. Однако, по канонам жанра хоррора, действие задвигает саспенс на второстепенный план. Тем самым, на выходе получается приключенческий фильм, лишь отдалённо напоминающий фильм ужасов.

Например, трейлер фильма «Хищные воды: Западня» (Black Water: Abyss, 2020 г.) состоит исключительно из динамичных сцен, с характерными сюжету всплесками воды, при этом акценты на всплесках настолько явные, что музыкальная тема плохо различима, заявленный жанр не полностью раскрывается, что вызывает у зрителя смешанные эмоции.

4) Готика – действие сюжета такого рода кинокартин разворачивается примерно в XII-XVI вв. Фильмы изобилуют атрибутикой тех времён, характерными костюмерными решениями, для передачи духа и атмосферы того времени. Повествование в таких фильмах неспешное, пугающее своей тягучестью. Звуковые решения обращаются в сторону органной или флейтовой музыки и хорового исполнения. Готические хорроры нечасто выпускаются кинокомпаниями, по причине повышенного бюджета.

Например, трейлер фильма «Заповедь зла» (The Curse of Audrey Earnshaw, 2020 г.) начинается со спокойной мелодии, что задаёт неспешный темп повествованию. Далее, по мере нарастания напряжения в транслируемых сценах звук флейты стихает и в ход вступает ускоряющийся звук бубна, в сопровождении криков. Несмотря на звуковое крещендо, действие обрисовывается детально, по частям, вызывая острый интерес к развязке у аудитории.

Жанр боевика. Один из самых распространённых жанров в кинематографе. Главным аспектом боевиков являются драки, перестрелки, взрывы, террористические акты и т.д. Каждый из этих элементов создаётся при помощи большого количества операторов, каскадёров и спецэффектов.

Жанр боевика говорит сам за себя, однако, как было сказано выше, кинематографу свойственно смешение жанров. Таким образом, даже такое мероприятие, как боевик, становится более степенным и эпохальность сцен уже не такая актуальная характеристика данных кинолент. Такую тенденцию подхватили и создатели трейлеров, что отражается на структуре роликов. Основной упор всё ещё направлен на визуальную часть, однако основной конфликт не раскрывается досконально. Причиной тому – незамысловатый сюжет, и именно этот недочёт пытается скрыть трейлер.

Жанр не отличается разнообразием видов, однако условно фильмы боевики можно разделить на две группы:

1) Блокбастер – кинематографисты относят к этому виду высокобюджетные фильмы для массового зрителя. Этот вид боевиков можно назвать одним из самых кассовых и коммерческих, среди остальных кинокартин. Характерная эпохальность и мощный запоминающийся саундтрек – основные характеристики блокбастеров.

Один из примеров – трейлер супергеройского боевика «Лига справедливости Зака Снайдера» (Zack Snyder's Justice League, 2021 г.). Структура трейлера выстроена последовательно и линейно, звуковое сопровождение практически не содержит явных звуковых приёмов, саундтрек оркестровый, в духе привычных фильмов про супергероев. Трейлермейкеры не пытаются убедить зрителя дополнительными аудиодорожками, т.к. кассовость (главная задача трейлеров) будет высокая из-за узнаваемости героев.

2) Body-movie – данному жанру характерно присутствие двух и более протагонистов и на первый план выводится не зрелищность, а проблема, волнующая героев. Часто, главные роли – это представители правопорядка. Узнаваемый саундтрек – ещё одна особенность трейлеров такого рода кино.

Например, трейлер «Никто» (Nobody, 2021 г.) начинается с кадров, пересказывающих завязку сюжета, в сопровождении мелодии, свойственной триллерам. Затем, после выключения, начинаются динамичные сцены драк, что примечательно – саундтрек подобран так, что ритм параллелен звукам борьбы, что усиливает впечатление от просмотра в разы.

Жанр мультфильма. Анимационный фильм, выполненный посредством мультипликации. Может создаваться как с помощью графики в объемном и 2D форматах, так и с помощью покадрового запечатления реальных фигур, созданных художниками. Звуковые дорожки мультфильма отличаются громкостью, гротеском и обилием музыкальных композиций. Как принято, анимационный фильм ориентирован на детскую аудиторию, что является основанием для трейлермейкером создать трейлер как можно более ярким и простым, чтобы привлечь внимание специфическую аудиторию, при этом не забывая о взрослых, которые обязательно придут в кинотеатры с детьми. Красочная пестрящая буффонада соблюдает баланс, не нагромождая трейлер излишними песнями.

Так как видовые различия в мультипликации основываются на способах изображения, рассмотрим самый нетипичный пример:

1) Комбинированная анимация – картина, снятая как привычный фильм, однако с такой оговоркой как покадровая врисовка анимированных персонажей. Более ранние картины XX в. были ориентированы на взрослую аудиторию, например, «Кто подставил кролика Роджера» (Who Framed Roger Rabbit, мультфильм, 1988 г.), в свою очередь, современный кинематограф создаёт такие мультфильмы для детской целевой аудитории, что придаёт картине красочность и присутствие широкого списка саундтреков.

Так, трейлер «Том и Джерри» (Tom and Jerry, 2021 г.) с первых секунд погружает зрителя в мир, наполненный рисованными в 2D плоскости героями и музыкальными композициями. В данном ролике все звуки, издаваемые от действий этих героев, гиперболизированы, с целью акцентировать внимание на их «мультяшности». Простая структура трейлера с одной композицией не нагружает сознание аудитории, что, соответственно, выполняет функцию привлечения внимания детей.

Итак, звуковая сторона трейлеров – это широчайшее мультимедийное пространство, которое используется для реализации маркетингового плана. Мультимодальность делает из простого видеоролика сложную систему с определённым набором звуковых эффектов, которые выполняют функцию воздействия на аудиторию, производит нужное впечатление и вызывает необходимые эмоции для привлечения зрителей. Принцип мультимодальности заключается в том, что каждое из звуковых решений несёт в себе определённый набор символов и знаков, которые, в свою очередь, можно разделить на денотативные (прямые, фактические знаки, которые продвигают повествование в трейлере вперёд) и коннотативные (скрытые значения, которые не только помогают раскрыть особенности того или иного жанра, но и вызвать набор определённых эмоций у зрителя).

Каждый из жанров и поджанров имеет свой инструментарий для передачи разного рода значений, например, с помощью грамотно выстроенной аудиальной структуры, зритель сможет определить не только эмоциональную наполненность фильма, но и сам переживёт те переживания и эмоции, которые хотели передать создатели картины.

__________________

Список литературы

Bateman J., Wildfeuer J., Hiippala T. Multimodality: Foundations, Research and Analysis – A Problem-Oriented Introduction. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2017. 416 p.

Kernan L. Coming attractions: reading American movie trailers – 1st ed., by the University of Texas Press, 2004. – 8 p.

Хурумова Т.К. Роль музыкального сопровождения в киноиндустрии // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 154-161.

__________________

MULTIMODAL ENSEMBLES IN ACUTE MEDIA TEXTS

The paper discusses the features of interrelation between iconic and verbal modes in media texts on acute topics. The authors base the research on semiotics and multimodal approaches to media communications. The paper observes the rhetoric means for attracting the attention of recipients and making the messages more persuasive. It concludes that media texts, which encounter the ethical or semiotic barriers to illustrate denotatively objects, use the visual mode in more active and various relations with the verbal mode. It indicates the partial unity of modes due to which the main connotations are constructed by means of multimodal ensembles.

Key words: photography, illustration, media text, multimodality.

Об авторах

ЛЕМЗЯКОВА Анастасия Юрьевна – магистрант кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

БЕЛОЕДОВА Анна Викторовна – кандидат филологических наук, доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
beloedova@bsu.edu.ru