Связь уровня понимания невербальной коммуникации и доминирования определенного полушария мозга у индивидов
Научный руководитель – ДОРОНИНА Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и социальной психологии Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.
Успешные взаимоотношения, как личные, так и профессиональные, базируются на эффективной коммуникации. Для того чтобы распознавать скрытые сигналы и отчетливо воспринимать собеседника по общению необходимо уметь концентрировать внимание на многих компонентах невербальной коммуникации. Определив человека с нужным доминирующим полушарием, который склонен тонко воспринимать невербальное общение, интонацию, мимику, жесты и их значение, можно грамотно выстроить эффективное взаимодействие в социуме. Это придает огромную значимость изучению более точного, правильного восприятия людьми невербальных сигналов.
Ключевые слова: невербалика, коммуникация, полушария, мимика, жесты, сигналы, мозг.
В современном мире во всех сферах жизни и культуры возросла значимость визуальных форм коммуникации. Конечно, это привело к пересмотру многих подходов в применении различных визуальных данных в психологических исследованиях. Чтобы более глубоко и комплексно исследовать новые области, новые проблемы, которые всё чаще возникают в настоящее время в социуме, необходимо использовать мультимодальный подход, который состоит в сочетании различных типов коммуникации (текстовой, невербальной, аудиальной) и соответствующих типов данных (фотографий, карт, видео, звуков, слов, изображений и т.п.).
Целью нашего исследования является выявление связи между уровнем понимания невербальной коммуникации и доминированием определенного полушария мозга у индивидов, так как исследование роли функциональной асимметрии головного мозга показало, что этот признак является важным вспомогательным резервом для повышения эффективности в общении с людьми в разных сферах деятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что, узнав о доминировании одного из полушарий человека, который более ясно и точно воспринимает невербальные сигналы, мы сможем, например, влиять на профориентацию и отбирать более подходящих людей, работающих в сфере «человек-человек», которые, в свою очередь обеспечат более эффективное взаимодействие с коллегами или клиентами. Таким образом мы сможем положительно влиять на такие сферы жизни людей в обществе, как экономическая, политическая, социальная и духовная.
Успешные взаимоотношения, как личные, так и профессиональные, базируются на эффективной коммуникации. Это придает огромную значимость изучению более точного, правильного восприятия людьми невербальных сигналов. Для того чтобы распознавать скрытые сигналы и отчетливо воспринимать собеседника в процессе общения, в первую очередь необходимо уметь концентрировать внимание на многих компонентах невербальной коммуникации (жестах, мимике, тембре голоса, позах, взгляде, интонации и даже дистанции между коммуницирующими индивидами).
Из результатов множества исследований известно, что левое полушарие развивается чуть позже, чем правое. Левое полушарие мыслит категориями и списками, является логическим, буквальным, линейным, лингвистическим.
А правое полушарие является интегрированным, образным, невербальным, метафорическим и развивается раньше, чем левое. Правое полушарие несёт ответственность за снижение стресса, автобиографическую память, базовые эмоции и ощущения всего организма.
Люди, обладающие такими способностями при доминировании определённого полушария, сильнее воспринимают партнёра по общению и передают эмоции, оценки, мелайшие оттенки отношений. Данные умения помогают транслировать информацию, которую по определённым причинам достаточно затруднительно выражать словесно.
Объект исследования: невербальная коммуникация между людьми.
Предмет: связь между уровнем понимания невербальной коммуникации и доминированием определенного полушария мозга у индивидов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические сведения о невербальной коммуникации.
2. Проанализировать особенности личности у «правополушарных» и «левополушарных» людей с помощью теста на определение доминирующего полушария.
3. Провести исследование по определению связи между уровнем понимания невербальной коммуникации и доминированием определенного полушария мозга у индивидов.
Методы исследования: организационные (сравнительный метод), проективные методы, наблюдение, беседа, интерпретационные методы (структурный метод).
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика развития правого и левого полушария».
2. Методика «Составление невербального портрета» (Л.Ю. Субботина).
Научная новизна работы состоит в том, что впервые предпринята попытка выявления, описания и объяснения связи между уровнем понимания невербальной коммуникации и доминированием определенного полушария мозга у индивидов с помощью мультимодального подхода. Подобных исследований не было найдено.
Практическая значимость данной работы заключается в пользе для общества во всех сферах жизни. Так, определив человека с нужным доминирующим полушарием, который склонен тонко воспринимать невербальное общение, мимику, интонацию, жесты и их значение, можно грамотно выстроить эффективное взаимодействие в деятельности этого человека. Кроме того, такие люди смогут очертить круг своих собственных возможностей, понимать свои слабые и сильные стороны и улавливать психологическое состояние своих коллег, клиентов, близких, друзей. Эта работа будет полезна и тем, у кого в данный момент уже существует склонность ухватывать и интерпретировать жесты собеседника; знания о данном процессе и его психологических средствах необходимы также для профессионального роста тех, кто по роду своей деятельности включен в общение и осуществляет психологическое взаимодействие.
Многие авторы, такие как Л.А. Аверкина, И.А. Ахьямова, Н.В. Белякова, В.И. Екинцев, В.Д. Иванов, Л.В. Кривых, А.С. Ларионова, Г.А. Михеева, А.Т. Оналбаева, М.А. Орлова, Е.Г. Плетнева, М.В. Романова, М.А. Самохина, Е.И. Чиркова, А.А. Чуганская и др., посвятили свои труды различным аспектам невербальной коммуникации.
Так, И.Н. Горелов определил следующее: «Отношения партнеров по общению, их психические состояния и социальные роли репрезентируются в общении с помощью невербальной структуры раньше, чем через вербальный канал» (Горелов 2007: 2).
Согласно исследованиям А.В. Павловой, 35% всей информации воспринимается через интонацию голоса, а 57% - через позы, жесты и выражение лица. Таким образом, всего 8% информации передается словами. То есть во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Все это показывает огромную значимость невербальной стороны общения (Павлова 2010: 5).
Н.М. Романова, М.А. Самохина в своих работах указывают, что «невербальное общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять» (Романова 2008: 6).
В.И. Екинцев в своем труде пишет следующее: «Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет». Собака, например, предвидит все наши действия заранее. Животные знают, когда мы идем на улицу без них, а когда отправляемся целенаправленно с ними (Екинцев 2010: 4).
В современной психологии нет определенных правил и распространенных учебников, словарей мимики, жестов, с помощью которых индивиды смогут со стопроцентной вероятностью показать свое отношение к людям и передать свои чувства. Поэтому можно сделать вывод о том, что невербальное общение не так сильно структурировано, как вербальное.
Но при этом даже в античные времена прослеживалось огромное внимание к невербальной коммуникации. Самой первой и важной в этой области стала работа «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованная в 1872 году Чарльзом Дарвином. Именно она дала толчок современным исследованиям в области «языка тела». В настоящее время зарегистрировано уже более 970 невербальных сигналов.
По мнению Т.А. Григорьянца, «до двух третей сообщений, полученных каким-либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Общение без слов – общение самое ёмкое и достоверное» (Григорьянц 2006: 3).
В определение нейрофизиологических основ невербального поведения большой вклад внесли отечественные физиологи П.К. Анохин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов. И.М Сеченов подчеркивал, что «всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится лишь к одному явлению – мышечному движению», тем самым доказывая, что и выразительные движения служат средством проявления психических процессов (Сеченов 2003: 7).
Современные исследования объективно доказывают активность разных участков коры и подкорковых образований при формировании выразительных движений и их опознании. Так, А.Л. Бодалев в своем труде пишет следующее: «Открытый механизм двойной регуляции внешних выражений эмоций предполагает участие коры и подкорковых структур в осуществлении контроля над выразительными движениями» (Бодалев 2001: 1).
Проанализировав теоретические основы изучения проблемы связи уровня невербальной коммуникации с доминированием определенного полушария мозга у индивидов, мы пришли к выводу, что вышеописанная проблема недостаточно изучена в психологии. Именно поэтому в рамках данной работы было организовано и проведено её эмпирическое исследование.
Исследование проводилось на базе ФКУ «Войсковая часть» г. Белгорода в эмоционально-доверительной атмосфере. В нём приняли участие 20 солдат в возрасте от 18 до 24 лет.
Приступая к исследованию, мы предположили, что существует связь уровня понимания невербальной коммуникации и доминирования определенного полушария мозга у индивидов, а именно: люди с доминирующим правым полушарием склонны точнее распознавать невербальные сигналы в общении, чем, люди, у которых доминирующим полушарием является левое.
Применив методику «Диагностика развития правого и левого полушария», целью которой является определение доминирующего полушария индивида, путем выполнения им нескольких проб, оценивающих ведущий глаз, руку и сторону вращения, мы выявили следующие результаты.
Оказалось, что у 8 (40%) военнослужащих – полное доминирование левого полушария. Это означает, что люди обладают конвергентным (от общего к частному) мышлением; вербальным (словесным), буквальным, конкретным языком; целесообразностью; сведением задач к рабочим частностям; отдают предпочтение науке и технике; в своей работе используют практический подход; приближаясь к решению какой-то задачи шаг за шагом, разрабатывают хорошо определенные и четко сформулированные планы.
С полным доминированием правого полушария оказалось 9 (45%) военнослужащих. Этим людям свойственно художественное выражение, дивергентное (расходящееся от частного к общему), глобальное мышление, узнавание через образы, использование опыта, запоминание лиц, спонтанность, работа с символами, снами и образами, а также преобладание эмоций и чувств.
У 3 человек (15%) одинаково активно работают как правое, так и левое полушария, что говорит о их биполярности. Обычно таких людей трудно в чём-то переубедить, они энергичны и упорно добиваются поставленных целей, но иногда превращают их лишь в мечты. Они могут иметь как вербальный, так и невербальный интеллект, активно или пассивно двигаться, быть интровертами, а временами экстравертами, а также иметь логическую, интуитивную, основанную на реальности или фантазии модель мышления.
После применения методики «Составление невербального портрета» (Л.Ю.Субботина), направленной на выявление умения соотнести отдельные невербальные признаки, стало известно, что военнослужащие с преобладанием левого полушария показали средний уровень способности соотнесения невербальных признаков: из 8 человек у 6 (75%) был выявлен средний уровень, и у 2 (25%) – низкий. У этих солдат хорошо сформирован эталон на состояние радости, печали и страха, но соотнесение отдельных невербальных признаков, которые соответствуют определенному эмоциональному сосотянию, у некоторых вызвало затруднение. Двум из восьми человек было немного сложно определить состояние лукавства и концентрации внимания, они дольше, чем остальные, размышляли над соотнесением отдельных признаков этих состояний.
Военнослужащие с доминированием правого полушария, наоборот, показали высокий уровень способности соотнесения невербальных признаков между собой: все 9 человек (100%) успешно справились с заданием. Все достаточно быстро смогли соотнести портреты с изображением счастья, печали, удивления, гнева и т.д., давая обоснованные ответы и правильно описывая невербальные признаки эмоциональных состояний.
Проанализировав вышеописанные результаты, мы обнаружили, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно, те респонденты, у которых доминирует правое полушарие, лучше воспринимают пространственно-зрительные функции. У этих людей лучше работает эмоционально-целостное восприятие, синтетическое, ситуационное мышление, что помогает им целостно обработать большое количество элементов, тем самым обеспечить образный охват ситуации, формирующий полный образ фрагментов. У респондентов с доминированием левого полушария, наоборот, вербальное, логическое сознание, помогающее им последовательно проанализировать информацию о нескольких стимулах, а затем аналитически и последовательно обработать её. С этим полушарием связаны аналитическое, абстрактное мышление, речевой слух, чтение, письмо и положительные эмоции. Возможно, именно поэтому респондентам с доминированием левого полушария удалось легко определить состояния радости, счастья и страха.
Таким образом, цель нашего исследования – выявить связь между уровнем понимания невербальной коммуникации и доминированием определенного полушария мозга у индивидов – была достигнута.
Наше исследование вносит вклад в развитие психологической науки, углубляя представления о феномене невербальной коммуникации, его роли в процессе развития личности с доминированием определенного вида полушария мозга и способствуя изучению факторов его формирования.
__________________________
Список литературы
Бодалев, А.Л. Восприятие и понимание человека человекам / М.: Эксмо, 2001. – 280 с.
Горелов, И.Н. Невербальные коммуникации / М.: БАРАХ-М, 2007. – 104 с.
Григорьянц, Т.А. Невербальный язык - важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. СПб.: Просвещение. – 2006. – № 11. – 113 с.
Екинцев, В.И. Невербальная коммуникация и ее роль в самоорганизации мыслительной деятельности // Сибирский психологический журнал. СПб.: Прайм – Еврознак. – 2010. – № 34. – 156 с.
Павлова, А.В. Роль прагматики в межкультурном общении // Теория языка и межкультурная коммуникация. М.: Генезис, – 2010. – № 7. – С. 98.
Романова, Н.М. Изменение параметров невербального поведения при сообщении истинной и ложной информации // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. СПб.: Просвещение – 2008. – № 13. – 165 с.
Сеченов, И.М. Физиология высшей нервной системы / М.: Медгиз, 2003. – 367 с.
__________________
THE RELATIONSHIP BETWEEN THE LEVEL OF UNDERSTANDING OF NONVERBAL COMMUNICATION AND THE DOMINANCE OF A CERTAIN HEMISPHERE OF THE BRAIN IN INDIVIDUALS
Successful relationships, both personal and professional, are based, as you know, on good communication. And in order to recognize hidden signals and clearly perceive the interlocutor through communication, first of all it is necessary to be able to concentrate on many components of nonverbal communication. So, having identified a person with the right dominant hemisphere, who is inclined to subtly perceive nonverbal communication, gestures, intonation, facial expressions and their meaning, it is possible to competently build effective interaction in society. This, in turn, generates great importance in the study of a more accurate, correct perception of non-verbal signals by people.
Keywords: nonverbal, communication, hemispheres, facial expressions, gestures, signals, brain.