Современный дискурс-анализ

Наверх

Наталья ВИДИНЕЕВА
Наталья ДАНКОВА

Топонимы как специфические средства репрезентации общественной жизни СССР: аксиологический аспект (на материале детских периодических изданий 1970-1980 годов)

Целью данного исследования является выявление роли топонимов в построении модели ценностей советского общества. Продемонстрировано, что топонимы широко использовались в дискурсе детских периодических изданий СССР как средство конструирования социальной идентичности граждан страны. Модель ценностей советского общества посредством топонимов представлена в рамках таких топосов, как единство, любовь к родине, военно-историческая память, труд, научно-промышленные достижения, общественная жизнь, природа, увлечения, нравственность.

Ключевые слова: советская периодика, детские журналы, топосы, аксиология, топонимы.

Финансирование. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No22-28-00775, проект «Медиатизированная модель советского общества в детской периодике», https://rscf.ru/project/22-28-00775.

Данная статья является частью проекта, направленного на изучение дискурсивных способов моделирования советского общества (исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No22-28-00775, https://rscf.ru/project/22-28-0077). Теоретически мы исходим из того, что медиатизированная модель советского общества с присущими ей ценностными ориентирами передавалась подрастающему поколению и была нацелена на решение воспитательных задач. Ранее рассматривались репрезентации общественных и общечеловеческих ценностей в детских периодических изданиях (Блохина, 2022; Дубровская, 2022), а также репрезентации общественных отношений, конструируемых советскими СМИ (Видинеева, 2022).

Целью данного фрагмента исследования является выявление роли топонимов в построении модели ценностей советского общества.

Актуальность работы обусловлена тем, что выявляется взаимосвязь между актуализируемыми в языке ценностями и речевыми формами их репрезентации. Материалом послужили публикации детских журналов «Пионер» и «Костер» (1970-80-х гг.).

Методологическую основу исследования образует критический дискурс-анализ, устанавливающий связь между языком и социальной действительностью. В рамках настоящего фрагмента исследования мы рассматриваем язык как средство конструирования социальной идентичности граждан СССР с общими аксиологическими установками.

Одним из способов актуализации ценностных ориентиров и установок, характерных для советского общества, является выбор определенных тематических центров, или топосов. Следует отметить, что категория топоса получает неоднозначные толкования в работах современных российских и зарубежных ученых. В данном исследовании мы рассматриваем топосы как «тематические и аксиологические центры, вокруг которых выстраивается коммуникация и которые позволяют расставить ценностные акценты в дискурсе и способствуют конструированию идентичности» (Данкова, Дубровская 2018: 55).

Теоретической базой исследования послужили работы, посвященные осмыслению советского опыта медийных практик детской периодики как средства ретрансляции идеологических установок, заданных государственной политикой СССР, а также достижения в области топонимики.

Исследователи отмечают наличие политической направленности в структуре и содержании изданий. Отмечается, что общественно-политические (идеологические) материалы являлись ядром детских периодических изданий советского периода (Мусорина, Дубровская, 2022). В этой связи Л.Р. Белкина пишет: «Партия и правительство активно управляли сознанием подрастающего поколения, воплощая идеи марксистской теории воспитания нового типа человека» (Белкина, 2010: 91).

Топонимы как специфические средства конструирования образа Родины в детских СМИ советского периода изучала О.А. Мусорина (Мусорина, 2022). Она выделила несколько тематических групп топонимов, встречающихся на страницах детского журнала «Пионер». На основе многократного употребления конкретных групп топонимов, по мнению О.А. Мусориной, создавалась общая репрезентация страны (Мусорина, 2022: 35). Роль топонима как средства актуализации образа войны, военных действий на страницах советских газет в период 1941-1945 гг. исследовалась Д.Ю. Ильиным на примере топонима «Сталинград» (Ильин, 2009). В зависимости от особенностей значения лексемы – прямого или переносного – топоним репрезентирует разные аспекты жизни СССР периода Великой Отечественной войны (Ильин, 2009: 120-121). Топонимы в СМИ как прецедентные явления анализирует Е.А. Нахимова (Нахимова, 2010). В контексте метафоризации топонимов исследовательница указывает, что «топонимические метафоры способны значительно усиливать эмоциональное воздействие на читателя, вызывая множество дополнительных ассоциаций, пробуждая культурную память и воображение адресата» (Нахимова, 2010: 84-85). Таким образом, роль топонимов в языке СМИ является достаточно востребованным направлением лингвистических исследований.

Перейдем непосредственно к результатам настоящего исследования. Анализ материала показал, что топонимы широко использовались в дискурсе детских периодических изданий СССР. Исследование позволило выделить ряд тематических центров, для которых характерно использование топонимов. Одним из основных являлся топос единства. Топонимы, актуализирующие данный топос, репрезентировали широту географии страны: территории, занимаемые ей, простирались далеко с юга на север и с запада на восток. Люди, живущие на этих территориях, имели общее историческое прошлое, разделяли общие ценностные ориентиры, принимали непосредственное участие в решении вопросов, связанных с общественной и политической жизнью страны. Следующий фрагмент дискурса демонстрирует огромные просторы СССР, с одной стороны, и непосредственную связь между жителями страны, в том числе на физическом уровне, с другой стороны:

Смена приехала в лагерь «Кипарисный» утром. <…> Оказалось, приехали они на теплый артековский берег из разных уголков страны. Из больших городов и малых поселков. Из Бреста, Тынды, Риги, Турсунзаде… Из разных республик! (Пионер 1982, №8)

Помимо языковых средств, данный топос представлен также мультимодальными средствами. Так, в преддверии Олимпийских игр 1980 года журнал «Пионер» опубликовал карту-схему с указанием городов и населенных пунктов, по которым должна была проходить эстафета олимпийского огня по территории страны (Пионер 1980, №3).

Помимо репрезентации страны как единого целого, топонимы используются для актуализации топоса любви к родине. Следует отметить, что в рамках репрезентации ценности малой родины использование топонимов сопровождается употреблением эмоционально окрашенной лексики (дороги, любим), а также лексических единиц семантического поля «Семья» (родной):

Места эти – Ферганская долина – родные для Саодат. Окрестные равнины и холмы дороги ей с детства (Пионер 1982, №8).

Мы живем и работаем в колхозе «Коммунист» и очень любим наш колхоз <…> (Пионер 1982, №8).

Особое место на страницах журнала отводится родине В.И. Ленина. Так, публикация под заголовком «Ульяновск – родина Владимира Ульянова» начинается с эмоционально окрашенной репрезентации города Ульяновска:

Ульяновск – город, о котором мы знаем с самых ранних лет, в который мечтаем попасть повзрослев и который не перестаем любить до глубокой старости (Пионер 1980, №4).

Анализ материала показал, что историческое прошлое представляло особую ценность для граждан СССР. Так, на страницах детских журналов широко представлен топос военно-исторической памяти, который реализуются через топонимы, репрезентирующие городские и сельские поселения, на территории которых разворачивались основные события военных действий в 40-е годы. Упоминания о городах и селах служило для сохранения и передачи эстафеты памяти о героях и их подвигах следующему поколению. В следующих примерах использование топонимов связано с описанием жизни героев войны:

Одного паренька призвали во флот, призвали в Севастополь <…> (Костер 1970, №8).

В 1932 году Канаш (герой СССР – прим. авторов) становится воспитанником детского дома в городе Павлодаре <…> В том же году его, как лучшего ученика, направляют продолжить учебу на рабфаке при педагогическом институте в Алма-Ате (Костер 1975, №10).

Топос военно-исторической памяти представлен в следующем стихотворении посредством топонимов:

В Рыбацком по берегу девочка шла

Тропой, что к Неве протянулась,

А рядом, в волнах, бескозырка плыла,

И девочка ей улыбнулась (Костер 1970, №8).

Отметим также роль топонимов в рамках использования стилистического приема повторения, позволяющего акцентировать ценность военного прошлого:

У Большого театра встретимся с теми, кого нет.

И обнимем тех, кто жив.

У Большого театра подарим друг другу сирень, на белых ветках которой все соцветия счастливые – с шестью лепестками.

У Большого театра сердце бьется тяжелыми сильными толчками.

В День Победы у Большого театра (Пионер 1981, №5).

Использование топонимов в детских периодических изданиях связано с топосом труда. Труд не только представлял ценность для советского общества, но и являлся обязательным условием легитимного существования человека (Конституция СССР, 1977). Данный топос актуализируется названиями заводов, фабрик, колхозов, совхозов, ферм, которые представлены как языковыми средствами, так и мультимодальными в виде изображений с надписями. Приведем пример:

И вот на электричке я поехал на станцию Рассудово, где находится совхоз имени 50-летия СССР (Пионер 1980, №3).

Топонимы в следующем фрагменте используются в рамках стилистического приема олицетворения, который создает образ улицы трудящихся как живого организма:

Живет, дышит, полнится гулом машин, заводских и фабричных станков, строится, молодеет старая Красная Пресня <…> Здравствуй, Пресня! Поклон твоим площадям и улицам, заводам и фабрикам! (Пионер 1980, №1)

Топос труда непосредственно связан с топосом достижений, который репрезентирует результаты трудовой деятельности. В этой связи характерно использование названий городов и поселений, жители которых отличились особым вкладом в научно-промышленный прогресс страны, что показано в следующих примерах:

Первый человек в космосе! И вместе с именем первопроходца Вселенной Юрия Гагарина на весь мир прозвучало незнакомое слово «Байконур» (Пионер 1980, №1).

Наша область сегодня – это край крупной индустрии. У нас действуют 174 промышленных предприятия. Флагманом цветной металлургии страны называют Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат имени В.И. Ленина (Пионер 1980, №4).

Пионеры города Херсона собрали металлолом на постройку комбайнов <…> Комбайн – уникальный маленький завод на колесах <…> (Пионер 1981, №5).

Еще один топос, связанный с использованием топонимов – топос общественной жизни. Крупные города притягивали основные события общественной жизни как пионеров, так и взрослых, важные политические события, что находило отражение в детских СМИ. Так, например, на Красной площади проводилась торжественная линейка пионеров, о чем свидетельствует фотография и подпись к ней (Костер 1975, №10). В крупных городах начинали свою работу коммунистические организации детей и подростков, что также отмечалось в СМИ:

Клуб “Муравейник” в Перми <…> был создан в трудные дни 1919 года (Костер 1970, №8).

Топос общественной жизни коррелирует с топонимами, связанными с проведением культурно-массовых мероприятий, которые акцентируют ценность активной жизненной позиции, что демонстрируют следующие примеры:

Во Владимире – на моей родине – есть театр, в котором я часто смотрел пьесы (Пионер 1981, №5).

В квартире-музее В.И. Ленина в Кремле есть комната, где работала Надежда Константиновна Крупская <…> (Пионер 1981, №5).

Я помню, как пришел на футбол в Лужники душным летним вечером (Пионер 1982, №8).

Кроме того, топонимы данной тематической группы позволяют актуализировать единство народов страны, живущих по общим идеологическим установкам, что показано в следующем примере:

В этот день все делегаты XIX съезда Ленинского комсомола прямо из Кремлевского дворца Съездов пришли к Мавзолею В.И. Ленина, чтобы принять пионерский парад, в котором участвовали 50 тысяч юных ленинцев столицы и представители всех пионерских организаций союзных республик (Пионер 1982, №8).

Отметим, что топос общественной жизни связан с городской средой, тогда как сельская местность представлена в детских периодических изданиях топосом природы. Описание красоты природы, в том числе с акцентом на необходимость сохранения флоры и фауны, непосредственно связано с использованием топонимов:

Все хорошо знали историю поселка Светлого, построенного комсомольско-молодежным отрядом на севере Ханты-Мансийского округа. Там тоже были кедровые рощи, и комсомольцы их сохранили (Костер 1975, №10).

Название горы используется в рамках создания метафорического образа в следующем фрагменте, подчеркивающего ее сходство с огромным медведем:

В апреле над холодным, медленно прогревающимся морем и бурой спиной Аю-Дага клубятся туманы <…> (Пионер 1982, №8).

Репрезентация повседневной жизни ребенка в советском обществе связана с топосом детских увлечений. Советский ребенок в детских СМИ представлен как активный, любознательный, увлеченный деятельностью. Актуализация данного топоса осуществляется письмами детей в редакцию. Пионеры всей страны присылали в редакцию свои рисунки и стихотворения, письма с рассказами о своих увлечениях, подписывая их именами и фамилиями, а также указывая место проживания. Следует отметить, что дети СССР, независимо от места проживания, разделяли схожие увлечения и стремились продемонстрировать их сверстникам. В исследуемом материале нам встретились детские работы из Казани, Москвы, поселка Бонга Вологодской области, Горького, Кирова, Чайковского, Бежецка, Ленинграда, Чарджоу, села Майя, села Шухуты и др.

Репрезентация отношений ребенка с товарищами и взрослыми представлена посредством топоса нравственности. Анализ материала показал, что дети СССР разделяли одинаковые морально-нравственные установки. В редакцию поступали письма из различных населенных пунктов, в которых дети делились своими размышлениями, к примеру, о дружбе и человеческих достоинствах. Подобные письма приходили из разных уголков Страны: поселка Мегет Иркутской области, Пензы, Перми, Московской области, Ленинграда, Красноярского края, Шяуляй, Челябинска, поселка Новосибирское Сахалинской области, Йошкар-Олы, Одесской области и др.

Таким образом, топонимы широко использовались в дискурсе детских периодических изданий СССР как средство конструирования социальной идентичности граждан страны. Модель ценностей советского общества посредством топонимов представлена в рамках таких топосов, как единство, любовь к родине, военно-историческая память, труд, научно-промышленные достижения, общественная жизнь, природа, увлечения, нравственность. Дальнейшее изучение материала, а также привлечение других категорий анализа, видится нам перспективным направлением исследований дискурсивных способов моделирования советского общества с целью осмысления наследия СССР.

__________________________

Список литературы

Белкина Л.Р. Детский журнал 20-гг. – соцзаказ или реальность? // Система ценностей современного общества. – 2010. № – 15. – С. 90 – 94.

Блохина Я. А. Тематическая характеристика журнала «Пионер» как источника репрезентаций советского общества // Политическая лингвистика. 2022. № 2 (92). С.172–182.

Видинеева Н.Ю. Специфика репрезентации общественных отношений в журнале «Костер» (1970—1980годы) // Научный диалог. 2022. Т.11. № 5. С.195–210. DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-5-195-210.

Данкова Н.С., Дубровская Т.В. Групповая идентичность байкеров в аксиологическом аспекте (на материале Интернет-коммуникации) // Научный диалог. – 2018. – № 7. – С. 53 – 65. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2018-7-53-65.

Дубровская Т.В. Мир русской литературы в детском журнале «Пионер» 1970-80-х годов // Вестник ДонНУ. Сер. Д: Филология и психология. 2022. № 1. C. 20–26.

Дубровская Т.В., Мусорина О.А. Советская детская печать как средство медиатизациисоветских образцов культуры: аналитический обзор // Вопросы теории и практики журналистики. – 2022. Т. 2. – № 11. – С. 249 – 263. DOI:10.17150/2308-6203.2022.11(2).249-263. — EDNBYTXWM.

Ильин Д.Ю. Контекстуальные значения топонима в региональных СМИ // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2009. – № 11. – С. 120-121.

Конституция СССР // Сайт Конституции Российской Федерации: Конституция СССР 1977. URL: https://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/red_1977/5478732/ (дата обращения: 05.09.2022).

Мусорина О.А. Топонимы как средство конструирования образа Родины в материалах журнала «Пионер» (1970-1980-е гг.) // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. – Изд-во: «Медиапапир», 2022. – С. 34-35.

Нахимова Е.А. Метафорические и метонимические значения топонимов в современных СМИ // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. Т. 71 – №1. – С. 78-85.

__________________

TOPONYMS AS SPECIFIC MEANS OF REPRESENTING THE SOCIAL LIFE OF THE USSR: AN AXIOLOGICAL ASPECT (BASED ON CHILDREN'S PERIODICALS OF 1970-1980)

The purpose of this study is to identify the role of toponyms in building a model of values of Soviet society. It has been demonstrated that toponyms were widely used in the discourse of Soviet children's periodicals as a means of constructing citizens’ social identity. The model of values of Soviet society through toponyms is presented within the framework of such topoi as unity, love for the motherland, military-historical memory, labor, scientific and industrial achievements, social life, nature, hobbies, morality.

Key words: soviet periodicals, children’s periodicals, topoi, axiology, toponyms. Funding. The research was done with the support of Russian Science Foundation, project № 22-28-00775 ‘Mediatised model of the Soviet society in children’s periodicals’, https://rscf.ru/project/22-28-00775/

Об авторах

ВИДИНЕЕВА Наталья Юрьевна – преподаватель кафедры «Английский язык» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза
ya.natashavidineeva@yandex.ru

ДАНКОВА Наталья Станиславовна – к.ф.н., доцент кафедры «Английский язык» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», г. Пенза
n.s.dankova@mail.ru