Современный дискурс-анализ

Наверх

Андрей ПОЛОНСКИЙ
Валентина ГЛУШКОВА
Нина ТАРАСОВА

Тревел-журналистика: функции и жанры

Широкая востребованность тревел-журналистики в контексте вызовов современности (глобализации, цифровизации, медиатизации, визуализации, гедонизации и т.п.) обусловливает пристальное к ней внимание как исследователей, так и самой широкой общественности. Объектом осмысления в статье является тревел-журналистика как востребованный в обществе нарратив о путешествии. Предметный фокус работы направлен на функциональную и жанровую специфику тревел-журналистики в контексте современной экранно-цифровой культуры.

Ключевые слова: тревел-журналистика, экранно-цифровая культура, телепередача, блог, функции, жанры.

В современной культуре особую значимость обретают визуальный опыт человека, его обостренная потребность в информации, в доставляющих удовольствие впечатлениях и устойчивая нацеленность на мобильность – культурную, социальную, территориально-географическую или виртуальную. Эти знаковые обстоятельства жизни и мысли включаются в качестве содержательных элементов в формулу тревел-журналистики – широко востребованного сегодня повествования о путешествии.

Несомненно, опыт открытия, интеллектуального и эмоционального переживания новых пространств имеет солидный «возраст» и непростую, с замысловатыми сюжетами «биографию». В истории дальних странствий мы найдем немало примеров дерзновенных поступков человека, обусловленных его желанием или целевым заданием отправиться в путь, чтобы открыть для себя и для других новые территории и страны, рассказать о проживающих на них людях. Это – путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина, Ханса Ульриха Крафта Дерншваля, Фернана Магеллана, Александра Николаевича Радищева, Антона Павловича Чехова, Василия Михайловича Пескова, Тура Хейердала и многих-многих других путешественников, ученых, паломников, журналистов, публицистов, писателей и всех тех, кто стремился увидеть мир, открыть его многообразие и поделиться со всеми полученными знаниями и впечатлениями. Как говорил Св. Аврелий Августин, «мир – это книга. И кто не путешествовал по нему – прочитал в ней только одну страницу». В этой «книге» – много страниц, каждая из которых достойна самого внимательного прочтения.

Видеть мир своими глазами, открывать его «новые страницы», включать в свой опыт мысли и чувства его образы, рассказывать о нем – это излюбленная практика современного человека, и «журналистика путешествий» сегодня многообразно откликается на этот актуальный запрос. Не случайно за последние несколько лет медиаконтент, посвященный путешествиям и «мобильному» стилю жизни, не только стремительно увеличился в своем объеме, но и качественно изменился как в функциональном, так и жанровом аспектах. Тревел-журналистика стала важнейшим средством формирования картины мира современного человека, в которую включено осмысление других территорий, опыта другой культуры и жизни, а также средством реализации актуальной для современного мира потребности в межкультурном диалоге. При этом заметим, что сегодня тревел-журналистика – это и мощнейший ресурс влияния. Благодаря своему эмоциональному нарративу о других территориях и культурах журналистика путешествий не может не оказывать влияния на свои аудитории, что обусловливает ее особую значимость в контексте современной жизни, одной их важнейших движущих сил которой является конкуренция как на «территории рынка», так и на «территории смысла».

Широкая востребованность тревел-журналистики в контексте вызовов современности (глобализации, цифровизации, медиатизации, визуализации, гедонизации и т.п.) обусловливает пристальное к ней внимание как исследователей, так и самой широкой общественности. Объектом осмысления в данной работе является тревел-журналистика как востребованный в обществе нарратив о путешествии. Предметный фокус работы направлен на функциональную и жанровую специфику тревел-журналистики в контексте современной экранно-цифровой культуры.

В работе преимущественно использовались описательный и сравнительный методы, а также качественный контент-анализ, который предполагает поиск уникальных особенностей в исследуемом объекте и учет фиксируемых единичных явлений.

Эмпирическую базу проведенного исследования сформировал контент (2010-2021 гг.), во-первых, телевизионных каналов и программ, таких, как «Моя планета» (российский познавательный канал о путешествиях, науке и истории, слоган которого «свои люди по всему миру»), «Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова (взгляд автора на другие страны и культуры), «Поедем, поедим!» (взгляд иностранца на Россию и ее традиции), «Их нравы» (программа телекомпании НТВ, посвященная жизни, отдыху, работе, привычкам, быту, образу жизни и традициям народов мира); «В поисках приключений» (телевизионная программа с ведущим Михаилом Кожуховым, который рассказывает о путешествиях, акцентируя внимание на каком-либо характерном для территории ремесле) и др.; во-вторых, тревел-блогов, представленных в социальных сетях Рунета, среди них: «Самый главный путешественник» (блог «в тематике путешествия и туризма»), «Хаус-ТВ» (блог Юлии Акименко с размышлениями автора о путешествиях и ответами на вопросы аудиторий), «Блог Федора Конюхова» (православного путешественника), «Блог Ирины Савиной» (содержит информацию об автопутешествиях и разных интересных местах мира), блог «ПРОехали» (о городах России, их истории, культуре, особенностях быта), «Блог путешественника» (ведущий блога Серега рассказывает об «экзотических странах», дает советы и увлекательную информацию), «Дневник путешественника» (блог о путешествиях с семьей и детьми), «Макс Путешествует» (блог путешествий) и другие.

Сегодня, в условиях динамично меняющего мира, перенастройки многих мировоззренческих акцентов, усиления конкуренции как на «территории рынка», так и на «территории значений», наверное, как никогда ранее, актуален вопрос, «на какую журналистику делать ставку?» (Тулупов 2019: 9). Очевидно, что один из ответов будет обязательно связан с тревел-журналистикой, с ее установкой на «мягкие новости», на описание представляющих путешествие фактов, на их визуализацию, на неподдельные эмоции от автора, участника или очевидца и, конечно, на вовлечение аудитории в процесс узнавания и эмоционального переживания нового. «Исторически, – как отмечает Ф. Хануш, – журналистика путешествий рассматривалась как не очень серьезный, младший брат журналистики, и этой точки зрения придерживались как практики, так и ученые. Многие журналисты… сами не относятся к этому очень серьезно, часто принижая ее актуальность или значимость, полагая, что “любой может отправиться в отпуск, и любой может написать о поездке” …, следовательно, редактором путешествий может быть практически каждый”» (Hanusch 2009: 623). Однако сегодня об особом, значимом статусе тревел-журналистики свидетельствует как ее широчайшая практика, представленная и профессиональными журналистами, и теми, для кого она становится профессиональным хобби, так и значительнейший корпус посвященных ей научных исследований (Гегелова 2016; Данилов 2021; Долгова 2019; Зарембо 2017; Золотухин 2015; Карпенко 2019; Кривцов 2017; Паниковская 2016; Полонский 2015, 2017(а,б); Русакова 2021; Штейман 2019; Crouch 2005; Persi 2013). Как заметил телеведущий Михаил Кожухов, «заниматься можно всем чем угодно, но счастливым человека делают любовь и путешествия. В первом я не эксперт, а во втором разбираюсь. Все-таки у меня 12 лет стажа путешествий. Я думаю, дослужился в этой сфере минимум до генерала» (https://7days.ru/lifestyle/travel/mikhail-kozhukhov-sostavil-dlya-turistov-neobychnye-marshruty.htm). Тревел-журналистика сегодня активно откликается на самые разные запросы общества – мировоззренческие, просветительские, информационные, – что обнаруживается в выполняемых ею функциях и в совокупности присущих ей жанровых форм.

Проведенный анализ широкого спектра эмпирического экранно-цифрового материала, представляющего тревел-журналистику, позволяет обратить внимание на ее ключевые функции, среди которых:

(1) культурно-просветительская функция, связанная с расширением у аудитории базы знаний, связанных с географической и культурно-исторической спецификой тех или иных территорий, с традициями и повседневным образом жизни проживающих на них людей (едва ли не любой материал тревел-журналистики реализует эту функцию, например, культурно-исторический комментарий, который дает Дмитрий Крылов в «Непутевых заметках» от 10 октября 2021, рассказывая об острове Бали, о его достопримечательностях и мистических тайнах, или, например, опирающиеся на факты рассказы об истории русских городов в блоге «ПРОехали»);

(2) культурно-мировоззренческая функция, нацеленная на формирование у аудитории картины мира как совокупности знаний, идей и эмоционально окрашенных образов, определяющих способ восприятия и интерпретации событий, явлений и фактов (авторы блога Travel Family практически формулируют эту функцию для себя в качестве ведущей: «Здесь начинается наша история… Здесь вы узнаете всё о путешествиях… Путешествия вдохновляют нас, помогают познавать этот безграничный мир и дарят новые знакомства с интересными людьми. Оставаясь в поиске новых тем и тенденций, поддерживая инициативы объединения людей и стран, – мы открываем новые горизонты. Наш Travel блог покажет, насколько счастлив и свободен человек путешествуя по миру – исследуя другие страны и города, встречая на своем пути потрясающие по своей красоте места, стирая все границы на карте и в своей голове. Почему путеводитель Travel Family – лучший в мире? Все просто: авторы проекта – страстные, увлеченные путешественники. День за днём, открывая новые тропы, они делятся своим опытом с вами, продвигая идеи яркого, активного и свободного образа жизни. Добро пожаловать в наш безграничный мир путешествий!»; «Блог Федора Конюхова»: «Ветер ослаб и больше не помогает мне. Видно Господу угодно, чтобы я завершил путешествие только своим трудом. Посему налегаю на весла. Мы с лодкой уже вознаграждены за старания – в небе появились фрегаты, предвестники суши! Но расслабляться я не думаю. Вокруг всё еще океан, а это значит, что экспедиция не окончена. Впереди на горизонте клубятся черные тучи. Из штаба сообщили, что над побережьем Австралии идут дожди. Я вижу непогоду издалека, хоть земля всё еще сокрыта от моих глаз. Но каждый всплеск весел приближает меня к ней»);

(3) эстетическая функция, обращенная к тем чувствам, тем неутилитарным, эмоционально-чувственным переживаниям, которые возникают у человека при знакомстве с новыми местами, культурами, опытом жизни, при его погружении в удивительный мир путешествий, в необыкновенную мозаику пейзажей, атмосферных уголков разных городов и при встречах с другими людьми (интересен в этом контексте видеоблог «Хаус-ТВ» Юлии Акименко, в котором рассказ о путешествии, о тех или иных территориях эстетически выверен в аспекте не только выбора слова и собственного «жеста», но и визуализаций, как, например, сюжет о поездке на автомобиле по Европе который позволяет аудитории прочувствовать путешествие как собственное уникальное, вызывающее приятные чувства и ассоциации событие: «Где самые уютные деревни? Насколько опасно Вердонское ущелье? Какой дорогой ехать? И какие секреты хранят Альпы? Наливайте чашечку кофе, разломите свежий круассан и сожмите в руках веточку лаванды… Впереди у нас Лурмарен, Бонньё, Руссильон, улитки…»);

(4) рекреационно-развлекательная функция, позволяющая аудитории отвлечься от повседневных забот и проблем, рутинной деятельности, окунувшись в яркий мир путешествий, отдыха и эмоций (в частности, в комментариях к программе Михаила Кожухова «В поисках приключений» находим: «Здесь действующее лицо, – один человек, – Михаил Кожухов. Сам себе ведущий, сам себе режиссер. У него получалось рассказывать интересно, и, хоть, жанр документальный, вам не скучно во время просмотра. Михаилу иногда удавалось залезть в такие дебри, что и не знал о существовании подобных мест. За интересный материал и его подачу жирный плюс»);

(5) мотивационно-целевая функция, смысл которой заключается в том, чтобы рационально-оценочным и эмоциональным высказыванием настроить аудиторию на конкурентные преимущества или потери, на «нужный» выбор и на «нужные» маршруты с целью получения определенного эффекта в сфере образа жизни аудитории и ее образа мысли (Дмитрий Крылов в своих «Непутевых заметках» знакомит аудиторию зрителей со столицей Урала – Екатеринбургом, комментируя не только его название и статус в истории России, но и подчеркивая, что «любой путешественник, побывав в этом городе, захочет вернуться туда еще не один раз: в городе много музеев, выставок, проходят фестивали» и что «редкий турист, приехав в Екатеринбург, обходится без посещения печального места – Храма на Крови, построенного в 1917 году на месте дома Ипатьева, в подвале которого была расстреляна семья российского императора Николая II»; блог «Хаус.ТВ»: «ВДНХ одно из лучших мест в Москве, где можно погулять бесплатно, а ещё покататься на велосипедах, роликах или самокатах. Выставка – это тайны прошлого, немало скандалов вокруг и большое обновление прямо сейчас. А ещё это грандиозный парк от города до леса с прудами, фонтанами, красивой архитектурой, неплохими ресторанами и уголками, где можно расслабиться»; «Макс Путешествует»: «Я недооценивал природу Приморского края, ведь для меня эти красивейшие сопки, морские побережья казались чем-то обычным. Привык, что ли… Местные гордятся своим краем, ведь охота, рыбалка (морская, речная) здесь присутствует – и она не похожа на ту, что в других регионах страны… во Владивостоке неплохие зарплаты, но и цены очень высокие. В частности, дорогие продукты – на них, в особенности на овощи и фрукты, цены порой значительно выше московских. Также дорогие квартиры – примерно на уровне питерских цен. Сравнительно дешёвый тут только общественный транспорт»; тревел-блог Дмитрия Кустарниченко: «Апартаменты в Батуми с видом на море, которые мы снимаем за 500$ в месяц. Я уже упоминал, что мы сняли в Батуми апарты на месяц. Прожили тут неделю на данный момент. Настало время вам их показать и рассказать обо всех плюсах, минусах и прочих нюансах»).

(6) информационно-справочная функция, нацеленная на получение аудиторией необходимой информации как о существующем запросе или предложении, так и об особенностях тех или иных объектов (в своем тревел-блоге Дмитрий Кустарниченко делится полезной информацией со своей аудиторией об онлайн-сервисе для покупки билетов: «например, на все поезда тут есть отзывы с фотографиями, которые оставляют реальные путешественники. Это можно сделать только если вы купили билет и совершили поездку. А для многих поездов отзывы можно оставлять и по конкретным вагонам. Ведь часто бывает, что в одном поезде вагоны различаются кардинально! Также тут есть классная фишка – автовыбор места. Туту, основываясь на отзывах и своём опыте, предложит вам лучшее место из имеющихся. А в Сапсанах даже покажет, с какой стороны будет светить солнышко!»).

Тревел-журналистика, предоставляя аудитории востребованную в контексте путешествия справочную информацию о каком-либо объекте (территории, авиакомпании, железнодорожных или автобусных маршрутах, аренде автомобилей, гостинице, ресторане, медицинских услугах или мобильном приложении, посредством которого можно решить те или иные задачи), сопровождая его оценочным комментарием, отражающим индивидуальный опыт взаимодействия с ним, обеспечивает таким образом его позиционирование, делает видимыми на общем фоне те или иные его аспекты.

В совокупности функций, выполняемых тревел-журналистикой, проявляется ее особый статус в современной культуре и причины наибольшей востребованности определенных жанровых форм. Трудно не согласиться с высказыванием исследователей, что «даже самый беглый обзор видов и жанров травелога свидетельствует о чрезвычайном их многообразии. Ведь это – и описания реальных и мнимых (вымышленных) путешествий, и представления о всевозможных путях и путниках, о странствиях мифологических героев в поисках подвигов и приключений…» (Русакова 2021: 5). Среди тех жанров, которыми тревел-журналистика прежде всего представлена в современной экранно-цифровой культуре, в информационном пространстве современных медиа, назовем репортаж, дневник, обзор, комментарий и рейтинг.

Акцентированно авторский взгляд – форсированная настроенность на аудиторию, на ее злободневные запросы, на ее погружение в мир путешествия, оценочность, установка на эмоциональные визуализации и сжатое, эскизное, эмоционально-выразительное повествование – это особенность сегодняшней тревел-журналистики. Как, например, замечает Юлия Акименко (блог «Хаус.ТВ»), «только мой личный опыт. Я такой же человек, как и вы. У меня нет возможности путешествовать все время, и я также ломаю голову, когда решаю, куда бы отправиться в отпуск, чему бы посвятить эти семь – десять выходных и как не ошибиться с отелем. В репортажах делюсь своими эмоциями и впечатлениями. Мне не нужно что-то рекламировать и беспокоиться о рейтингах, поэтому я могу позволить себе быть честной». В комментариях к блогу находим показательные высказывания: «Ваш блог очень интересен и прям после рабочего дня как будто переносишься в то место где и Вы! Круто!» (https://www.youtube.com/watch?v=tcYhGaSAKRY).

Один из ключевых жанров тревел-журналистики в экрано-цифровой культуре – репортаж. Его широкая востребованность объяснятся способностью представлять событие не только оперативно, но и в субъективной модальности, с точки зрения участника или заинтересованного очевидца, что сегодня особенно важно для аудитории. Обратим внимание, в частности, на репортажи в «Непутевых заметках» Дмитрия Крылова, например, о горнолыжной Болгарии, а также на многочисленные репортажи в телепрограмме «Их нравы», в фокусе внимания которых оказывается Норвегия, Чили, Бангладеш и др.

В то же время и сам автор сегодня стремится максимально «быть в кадре», в акцентированном фокусе воспринимающего внимания. В том числе с этой целью он стремится испытывать на самом себе всю специфику путешествия, весь «колорит» новой культуры и жизненного быта других людей и народов, принимая непосредственное участие в местных обычаях и обрядах, погружаясь в новые бытовые обстоятельства, пробуя и готовя блюда национальной кухни, которые порой с трудом вписываются в «привычные» для рассказчика гастрономические традиции, и многое другое.

Таким образом, тревел-репортаж позволяет аудитории не только увидеть событие, но и личностно пережить опыт интеллектуального и эмоционального взаимодействия с ним, стать его виртуальным участником.

Дневник как жанр тревел-журналистики представляет собой визуализированное повествование, которое ведется от первого лица в виде регулярных фиксаций (посредством слова и/или визуализаций) фактов и событий текущей жизни или вовлеченных в ее контекст. Как, например, «Блог Федора Конюхова»: «Дневник экспедиции. День 165. К родным сердцам. 26 май, 2014 в 18:46.

До точки финиша меньше 150 миль. Океанская живность следует за мной, и чем ближе к берегу, тем ее больше. Три дня назад меня «бомбили» летучие рыбы. Впрыгивали на лодку целыми семействами. Так что я был сыт без рыбалки! А позавчера видел китов. Разглядел в воде пятерых. Видать, семья. Убрал весла и замер, чтобы не привлекать к себе внимания. Здоровяки медленно проплыли мимо, на север. Ну и доброй им дороги. Их лучше не тревожить, будучи в маленькой лодке.

Скоро и я увижусь со своими близкими. Один Господь ведает, как же сильно я по ним соскучился! Как брошу вёсла – первым делом крепко обниму их! Даст Бог, мы, наконец, встретимся в конце недели. В Брисбене меня будут встречать и мои друзья. Я сделаю всё, чтобы приблизить этот момент! До скорой встречи!».

Среди востребованных жанров тревел-журналистики находится также обзор, нацеленный во всех своих формах (обзор-рассказ, обзор-отзыв, обзор-комментарий, обзор-рейтинг) на конспективное рассмотрение и беглый анализ объединенных по какому-либо параметру событий или фактов с целью предоставить аудитории возможность не пропустить важное, интересное, любопытное, а также пройти без излишних затрат и потерь через все связанные с путешествием обстоятельства. Например, в блоге «Дневник путешественника» рассматриваются вопросы, связанные с организацией отдыха: «Куда и на какой курорт России лучше отправиться на море с детьми в 2022 году? Больше всего для семейной поездки на море с ребенком в России подойдут, конечно же, Черноморские курорты Краснодарского краяКурорты Краснодарского края – это сотни километров пляжей Черного моря, интересные достопримечательности, потрясающая природа, вкусная еда, фрукты, ягоды и море развлечений. Большинство пляжей Краснодарского края – галечные, но встречаются и замечательные песчаные пляжи, например, в Анапе с Джемете и Витязево, частично – в Лазаревском и Геленджике... А есть и великолепные дикие скалистые пляжи. Широко развита инфраструктура, хотя есть к чему стремиться. На курортах Краснодарского края огромное количество Аквапарков, Дельфинариев и Парков Развлечений. Море прогревается для детей с июня, хорошо здесь отдыхать с детьми и в бархатный сезон в сентябре». Обзоры сегодня, – как справедливо замечает А.Н. Назайкин, – весьма востребованы… рядовой аудиторией, которой необходим квалифицированный лоцман в огромном море информации» (Назайкин 2007: 178). Обзор – тот жанр, в котором автор представлен не только в качестве участника путешествия, но и в качестве исследователя, критика, помогающего аудитории разобраться «в контексте» и выбрать верное направление взгляда, мысли, жеста и, наконец, поступка.

Комментарий – жанр, широко заявленный в тревел-журналистике, который дает возможность представить аудитории разные факты и дать им оценку, сформированную на основе совокупности присущих им характеристик. Так, ведущий блога «Самый главный путешественник», побывав в городе Кимры, история которого восходит к XVI веку, выложил оценочный комментарий: «Разве инвестору нужна недвижимость в городе, куда практически не едут туристы, которым просто неприятно смотреть на развалины и разруху. Сердце кровью обливается. Гибнут памятники модерна. Здесь нужна государственная помощь».

Рейтинг как жанр тревел-журналистики связан с целенаправленным ранжированием (на основе сравнения) рассматриваемых объектов с учетом присутствия или отсутствия в них тех иди иных признаков (Телеканал «Моя планета»: «Названы 50 лучших пляжей мира в 2022 году. От живописных полосок песка в Корнуолле и Ирландии до рая во Флориде. Ежегодный рейтинг 50 лучших пляжей мира составляет один из крупнейших порталов-путеводителей Big 7 Travel. Как пишет Daily mail, эти зоны прибрежного отдыха действительно достойны восхищения. При составлении рейтинга авторы анализировали экологичность пляжей, популярность, отзывы и публикации в социальных сетях, также на помощь призвали личный опыт и предпочтения членов редакции. Итак, первое место и звание лучшего пляжа мира в 2022 году получил Плайя-Кончаль в Коста-Рике. Коста-Рика – самое горячее место для посещения прямо сейчас. Это экологически чистое место не только предлагает ошеломляющее биоразнообразие, но и может похвастаться одним из лучших пляжей в мире. Этот крошечный пляж покрыт измельченными ракушками, обернутыми вокруг бирюзовой бухты. Рай»).

Востребованность жанра рейтинга объясняется тем, что аудитория сегодня стремится знать существующие в обществе приоритеты, чтобы сформировать свои предпочтения на основе учета популярности объекта и осуществить свой выбор. Рейтинг по своей сути, безусловно, тяготеет к PR-жанрам, поскольку посредством сравнения формируется имидж оказавшегося в фокусе внимания объекта и аудитория таким образом получает дополнительную мотивацию к осуществлению выбора.

Таким образом, тревел-журналистика – это широко востребованная в современном обществе практика повествования о путешествии. Тревел-журналистика нуждается в дальнейшем осмыслении своих функций и жанров на основе междисциплинарного подхода, что обусловлено ее открытостью разным коммуникативно-смысловым сферам – мировоззренческим, политико-идеологическим, маркетинговым, культурно-досуговым.

__________________________

Список литературы:

Гегелова Н.С. Трэвел-журналистика на российском телевидении // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-zhurnalistika-na-rossiyskom-televidenii (дата обращения: 10.11.2022).

Данилов Д. Очень важно воспринимать город как личность // Пашня. 2021. № 6 URL: https://cws.media/dmitrij-danilov-ochen-vazhno-vosprinimat-gorod-kak-lichnost/ (дата обращения: 10.07.2022).

Долгова Л. В. Жанры современной экранной трэвел-журналистики // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 24-28. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14894/

Зарембо Д.Н. История трэвел-журналистики в России // Медиаисследования. – 2017. – № 4-2. – С. 126-133.

Золотухин А.А., Мажарина Ю.Н. Лонгрид, сноуфолл, мультимедийная история – как новые вершины журнализма // Вестник ВГУ – Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2015/02/2015-02-22.pdf

Карпенко И.И. (ред.) Тревел-журналистика: понятие, жанры, особенности профессиональной деятельности / под ред. И.И. Карпенко: Коллективная монография. Белгород: Политерра, 2019. 124 с.

Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы / Н.В. Кривцов // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. – №3. – С. 347-365.

Назайкин А. Н. Медиапланирование на 100 %. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 459 с.

Паниковская М.А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере // Медиасреда. 2016. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-trevel-zhurnalistiki-v-blogosfere (дата обращения: 18.10.2022).

Полонский А. В. Медиареальность: что мы можем сказать о ней сегодня // Медиалингвистика: Материалы II Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 02–06 июля 2017 года / Отв.ред. А.А. Малышев. – Санкт-Петербург: Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет», 2017(а). – С. 329-331.

Полонский А.В. Травелог и его место в современной журналистике А. В. Полонский // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2015. – № 1. – С. 207-215.

Полонский А. В. Особенности травелога как жанровой формы публицистики // Век информации. – 2017(б). – № 2-2. – С. 132-134.

Русакова О. Ф. Травелог: Теоретико-методологический анализ. – Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2021 – 266 с.

Тулупов В.В. (ред.) Типология прессы: история, теория, практика / А.А. Грабельников и др. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. 204 с.

Штейман М.С., Покачалова А.В. Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-i-funktsionirovaniya-trevel-zhurnalistiki-v-informatsionnom-pole-rossiyskih-smi (дата обращения: 09.11.2022).

Crouch D., R. Jackson, F. Thompson (Eds.). The media and the tourist imagination: converging cultures. London: Routledge, 2005. 235 p.

Hanusch F. Taking travel journalism seriously: Suggestions for scientific inquiry into a neglected genre // Communication, Creativity and Global Citizenship. Brisbane, 2009. N 7. PP. 623-636. URL: https://www.researchgate.net/ publication/228981499_Taking_travel_journalism_ seriously_suggestions_for_scientific_inquiry_into_a_neglected_genre (дата обращения: 09.10.2022).

Persi U. (red.) Italia, Russia e dintorni. Piccola rassegna tipologica del viaggiare, Stilo Editore, Bari, 2013. 200 p.

Список источников:

«В поисках приключений» Михаила Кожухова. Документальная телепередача телеканала РТР-Планета // https://www.kinopoisk.ru/series/693908/

«Их нравы». Географический проект телекомпании НТВ // https://www.ntv.ru/peredacha/nravy/

«Моя планета». Российский круглосуточный познавательный телеканал о путешествиях // https://moya-planeta.ru/tv

«Непутёвые заметки» Дмитрия Крылова. Телепрограмма о путешествиях телекомпании Первый канал // https://www.1tv.ru/shows/neputevye-zametki/vypuski

«Поедем, поедим!». Географический проект телекомпании НТВ // https://www.ntv.ru/peredacha/poedem_poedim/issues/24320/

«Блог Ирины Савиной». Блог, посвященный самостоятельным путешествиям // https://siv2203.livejournal.com/

«Блог путешественника». Тревел-блог о путешествиях своим ходом // https://dzen.ru/blog_puteshestvennika

Блог «ПРОехали». Тревел-блог о путешествиях // https://rutube.ru/metainfo/tv/12809/

«Блог Федора Конюхова». Блог советского и российского путешественника // https://konyukhov.ru/

«Дневник путешественника». Блог о путешествиях семейной пары с тремя детьми // https://traveldiary.ru/

«Макс Путешествует». Блог путешествий // https://dzen.ru/max_travels

«Самый главный путешественник». Блог по тематике путешествия и туризма // https://dzen.ru/moscowtraveller

«Тревел-блог Дмитрия Кустарниченко». Тревел-блог о путешествиях // https://dzen.ru/show_me_the_world

«Хаус-ТВ». Видеоблог о путешествиях и размышлениях Юлии Акименко // https://www.youtube.com/channel/UCM02rIElbSkm3vNNuCe6Ckw

__________________

TRAVEL JOURNALISM: FUNCTIONS AND GENRES

The wide demand for travel journalism in the context of the challenges of modernity (globalization, digitalization, mediatization, visualization, hedonization, etc.) determines the close attention of both researchers and the general public to it. The object of comprehension in this work is travel journalism as a travel narrative in demand today. The subject focus of the work is aimed at the functional and genre specifics of travel journalism in the context of modern screen-digital culture.

Keywords: travel journalism, screen-digital culture, TV program, block, functions, genres.

Об авторах

ПОЛОНСКИЙ Андрей Васильевич – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
polonskiy@bsu.edu.ru

ГЛУШКОВА Валентина Геннадьевна – кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и деловой коммуникации, Белгородский университет кооперации, экономики и права (г. Белгород).

ТАРАСОВА Нина Андреевна – аспирант кафедры журналистики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород).