Интерактивность в структуре информационно-новостного дискурса регионального телевидения
Современное телевидение играет важную роль в обмене информацией. Одним из наиболее распространенных и популярных форматов среди телезрителей по-прежнему остается информационно-новостной дискурс. Сегодня зритель хочет быть активным участником процесса информационного обмена, а не просто пассивным потребителем новостей. В этом контексте важным аспектом информационно-новостного дискурса становится интерактивность — организованное взаимодействие с аудиторией, при котором субъекты коммуникации включены в процесс создания новостей и обмена информацией.
Ключевые слова: интерактивность, региональное телевидение, информационно-новостной дискурс, информационный процесс, интерактивный формат
Несмотря на то, что в настоящее время существуют разнообразные подходы к типологизации телепрограмм, в целом их классификация опирается на базовую функцию, свойственную той или иной программе, в соответствии с которой информационные телепередачи подразделяются на следующие группы:
· информационные (новостные) программы («Время», «Вести», «Такой День»).
· специализированные новостные информационные программы («Новости культуры», «PRO-Новости», «Чрезвычайное происшествие»).
· информационно-аналитические программы («Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», «Место встречи», «Время покажет»).
Как правило, контент таких программ — новости. Они имеют общие характеристики, а их основная задача — донести до аудитории информацию о событиях в конкретных сферах жизни за определенный временной период.
Стоящая перед современным телевидением задача сохранения своих позиций в общей системе массовых коммуникаций предполагает вовлеченность аудитории в информационный процесс. В связи с этим создатели большинства телепрограмм в разной степени используют механизмы интерактивности, то есть такой организации контакта с аудиторией, при которой субъекты коммуникации включены в процесс создания новостей и обмена информацией. Зритель становится не просто наблюдателем, а участником создания телепрограммы. Таким образом, аудитория рассматривается не как объект влияния, а как равноправный субъект коммуникации. Зритель и коммуникатор (ведущий) связаны общими интересами и ожиданиями по отношению к предмету общения, а участие и взаимодействие позволяют формировать у аудитории опыт гражданской активности.
Роль ведущего в интерактивных телепрограммах — ключевая, так как именно от него зависит, как будет проходить взаимодействие с коммуникатором. Для этого ведущий использует речевые приемы, которые привлекают зрителя. Как правило, это проявляется в композиции передачи, наполняемости вопросов, подаче и интонации. Эти приемы вызывают интерес у аудитории и привлекают к ответным действиям.
Интерактивность как прием часто используется как на федеральных, так и на региональных телеканалах, однако в способах взаимодействия с аудиторией имеется ряд отличий. Это связано с тематическими и структурными особенностями передач каналов федерального или регионального статуса. Федеральные телеканалы могут освещать больше проблемно-тематических областей, чем региональные, что объясняется масштабом аудитории и её территориальным расположением. Например, федеральным телеканалам свойственно рассказывать о происшествиях мирового масштаба, в то время как региональные ограничиваются событиями, которые касаются отдельного региона.
Интерактивность сегодня стала неотъемлемым качеством информационно-новостного дискурса и на региональном телевидении. Её реализация осуществляется на разных этапах взаимодействия телезрителя с информационным потоком. Рассмотрим конкретные формы её реализации в подаче контента на региональном телеканале.
1. Зритель — свидетель происходящих событий. Региональное телевидение информирует об актуальных новостях конкретной территории. Зрителю предоставляется возможность ознакомиться как с основным смыслом и значением события, так и с различными точками зрения на освещаемую ситуацию или проблему.
2. Зритель — непосредственный участник информационного процесса. Региональное телевидение внедряет различные форматы телепередач, в которых можно задать вопрос, высказать свое мнение или использовать возможность публичной фатической коммуникации — «передать привет». Ведущий поддерживает контакт с аудиторией, отвечает на вопросы, проводит интервью в прямом эфире. Это позволяет зрителям быть ближе к происходящим событиям, участвовать в их обсуждении и влиять на мнение широкой аудитории. Так постороены, например, в белгородской региональной телерадиокомпании «Мир Белогорья» программы «Держите ответ», «Такой день», прямые эфиры с губернатором).
3. Зритель — участник интерактивных форматов и сервисов, которые предлагает телевидение. Аудитория нередко принимает участие в опросах, прямых эфирах, выборах тем для следующего эфира программы.
Перечисленные варианты интерактивности в структуре информационно-новостного телевизионного дискурса могут использоваться как по отдельности, так и комплексно.
Среди телеканалов Белгородской области, которые последовательно применяют интерактивность в своих программах, прежде всего следует выделить уже названную ОАУ ТРК «Мир Белогорья». Первые попытки взаимодействия с аудиторией осуществлялись еще в 2012-м году, когда ТРК предлагала белгородцам выбрать народного ведущего. Постепенно интерактивность стала применяться и в программах. Рассмотрим, в чем конкретно проявляется интерактивность, на примере телепрограммы «Такой день».
Основной контент программы — новости, первыми ведущими были известные белгородские журналисты Светлана Немыкина и Алексей Зимин. «Такой день» охватывает широкую аудиторию и представляет разнообразную тематику, чтобы дать ответы на все интересующие граждан вопросы о жизни региона. Программа активно использует интерактивные возможности с 2018-го года. Чтобы вызвать интерес и удержать внимание телезрителей, создатели программы разделили её на несколько структурных блоков, одним из которых стал формат «блиц». Среди гостей — эксперты, уникальные личности, которые дают лаконичные и ёмкие ответы на проблемные вопросы, делятся полезной информацией, анонсируют предстоящие события или рассказывают о своих успехах в режиме реального времени. Они принимают участие в прямых эфирах в студии или же подключаются к беседе в онлайн-формате. Таким образом, зритель выступает в роли не только наблюдателя, но и участника информационного процесса.
Безусловно, важность роли ведущего при использовании такого формата повышается. На протяжении выпуска он выбирает такую манеру речевого поведения, как условный диалог со зрителем, и тем самым стимулирует аудиторию к размышлению о затронутых проблемах.
Программа «Держите ответ», выходящая с 2020-го года, — это прямые эфиры, посвященные актуальным или проблемным вопросам, ответы на которые зритель получает в режиме реального времени. В данном случае аудитория становится активным участником передачи, развитие предлагаемой темы во многом зависит от задаваемых ею вопросов. В режиме прямого эфира любой желающий может задать вопрос гостю в студии или ведущему по телефону или через социальные сети, а также получить ответ. Например, во время прямой линии с губернатором Белгородской области В.В. Гладковым от 05.07.2023 г. один из жителей города Шебекино обратился с просьбой помочь ему получить новую инвалидную коляску, так как его средство передвижения было повреждено во время обстрела со стороны ВСУ. Вячеслав Гладков сразу ответил мужчине и пообещал выполнить просьбу. Здесь зритель становится участником передачи в интерактивном формате, вступает в диалог с властью и, более того, может обращаться с просьбами, предложениями и влиять таким образом на принимаемые решения.
На телеканале «Мир Белогорья» формат прямых эфиров стал одним из популярных видов взаимодействия между властью, медиа и обществом. Это позволяет наладить контакт с горожанами и сфокусироваться на актуальных проблемах и задачах. Как правило, в таких выпусках присутствует сценарий, однако и в этом формате наблюдаются отступления, которые, заручившись поддержкой зрителей, могут инициировать сами журналисты. Такие моменты обеспечивают дополнительное доверие аудитории.
Интерактивность позволяет аудитории активно участвовать в процессе получения и передачи информации. Зритель понимает, что не только может наблюдать за ходом событий, но и влиять на их последствия. Это привлекает внимание публики и повышает рейтинги программ, в которых используется общение с аудиторией.
Таким образом, интерактивность в структуре информационно-новостного дискурса регионального телевидения позволяет зрителям становиться активными участниками информационного обмена. Это обеспечивает получение актуальной информации, участие в беседе с ведущим и спикером, возможность выражать личное мнение, влиять на мнение других людей и быть в курсе происходящих событий. Интерактивность создает для телевидения новые возможности не только в плане удержания и привлечения новой аудитории, но прежде всего в плане формирования актуального контента, что подтверждает положение одного из исследователей взаимодействия СМИ, общества и власти А.С. Романовой о том, «сегодня именно региональные телекомпании страны способны создавать уникальную дискуссионную площадку для представления и решения вопросов, волнующих местных жителей, в режиме реального времени» [Романова 2022: 170].
__________________________
Список литературы:
Романова А. Н. К вопросу об организации диалога между властью и обществом: проект регионального телевидения «Линия губернатора» // Изв. ЮФУ. Филол. науки. 2022. № 2. С. 158–172.
__________________
INTERACTIVITY IN THE STRUCTURE OF INFORMATION AND NEWS DISCOURSE OF REGIONAL TELEVISION
Modern television plays an important role in the exchange of information. Information and news discourse is still one of the most common and popular formats among viewers. Today, the viewer wants to be an active participant in the process of information exchange, and not just a passive consumer of news. In this context, interactivity becomes an important aspect of information and news discourse, it is the process of contact with the audience, in which the subjects of communication are included in the process of news creation and information exchange.
Key words: interactivity, regional television, information and news discourse, information process, interactive format