Просветительские функции торрент-трекеров (на примере кино)
Рассматриваются базовые принципы технологии кооперативного обмена информацией в пиринговых сетях, торрент-трекеры как медиафеномен легитимность которого сегодня ставится под сомнение. В то же время более детального рассмотрения заслуживают позитивные процессы, стимулированные развитием файлообменных сетей, а также реализующиеся ими важные социокультурные функции.
Ключевые слова: торрент-трекеры, обмен информацией, пиратство, кино, медиа.
Кино как предмет обмена
В соответствии с концепцией социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, обмен материальными и нематериальными ценностями является важной частью социального поведения, межличностного взаимодействия.
Кино стало предметом межличностного обмена относительно недавно – с распространением в 1980-х гг. видеомагнитофонов. Новая технология индивидуализировала потребление кинопродукции, предоставила в распоряжение аудитории компактный носитель аудиовизуальной информации – VHS-кассету.
С средины 1980-х гг. широкое распространение получили видеопрокаты. Первые видеопрокаты в России появились десятилетием позже - в начале 1990-х гг. В них за небольшую плату клиент имел возможность «арендовать» видеокассету. Легитимность этих прокатов вызывала сомнения - лицензионная видеодистрибуция практически отсутствовала, и основная доля видеокассет представляла собой бутлег разного качества.
Мощным импульсом к развитию и популяризации видеопрокатов в нашей стране послужил экономический кризис 1998 г. Пиратская и лицензионная видеопродукция значительно выросли в цене, что сделало видеопрокаты популярнее у потребителей. В конце 1990-х г. проявилась тенденция к легализации этой отрасли бизнеса, что связывают, в том числе, с антипиратской деятельностью правоохранителей в сотрудничестве с киностудиями и видеодистрибуторами. Почти все крупные студии-правообладатели начали предлагать видеокассеты с правом проката (их цена была несколько выше обычной розничной). Большинство правообладателей видели в видеопрокатах не конкурентов, а партнеров: потребители редко покупают фильмы, с которыми они не знакомы. По данным издания «Коммерсант.Деньги» (от 1 августа 2001 г.) в 2001 г. общий объем рынка видеопроката в Москве составлял $25 млн. в год, что было сопоставимо с маркетинговыми показателями рынка кинопроката, где продажи билетов оценивались в $30-35 млн. в год.
Авторы публикации приходят к выводу: «Так или иначе, перспективы у видеопроката неплохие, западный опыт показывает, что деньги в этом бизнесе можно сделать немалые... российских видеопрокатчиков, похоже, ждет непростое будущее. Впрочем, ждать оно их будет достаточно долго» (Тихомиров, 2001).
С течением времени VHS-кассеты на полках видеопрокатов сменили оптические диски. При наличии оптического привода их легко было скопировать, конвертировать до меньшего объема, записать на другой диск или сохранить на жестком диске компьютера. И для этой процедуры уже не требовалось двух видеомагнитофонов. В начале же 2000-х угрозу видеопрокату эксперты усматривали в развитии кабельного телевидения.
Кооперативный обмен
Принцип кооперативного обмена файлами (протокол «BitTorrent») разработал американский программист Брэм Коэн в 2001 г. Уже в 2003 г. начал свою работу шведский торрент-трекер «Suprnova», позже получивший всемирную известность как «The Pirate Bay». Спустя год в русскоязычном сегменте интернета появился аналогичный ресурс «torrents.ru», с 2010 г. известный как «rutracker.org». По последним данным на «rutracker.org» зарегистрировано почти 16 млн. пользователей, каталог сайта содержит порядка 1,7 млн. раздач, которые распространяют более 9 млн. пользователей. Это один из крупнейших русскоязычных файлообменных сервисов. В интернете его часто называют «национальным». Необходимо отметить, что доступ к «rutracker.org» с IP-адресов рунета заблокирован 22 января 2016 г. До этого был заблокирован ряд других популярных торрнет-трекеров.
Торрент-трекеры представляют собой сайты, каталогизирующие файлы метаданных. Эти файлы связывают пользователей и позволяют им обмениваться мультимедийной информацией напрямую, минуя сервер. Необходимое программное обеспечение для настройки файлообмена распространяется бесплатно. Бесплатен и файлообмен. Прибыль владельцам торрент-трекеров приносит реклама. Функционирование ресурса традиционно обеспечивают волонтеры-модераторы.
Важно подчеркнуть, что непосредственно мультимедийные файлы (фильмы, игры, музыка, книги, программное обеспечение) не хранятся на сервере ресурса - они передаются исключительно от пользователя к пользователю (peer-to-peer). Скачивая файл, пользователь одновременно становится его распространителем. Таким образом, технология пиринговых сетей (торрентов) позволяет пользователям удаленно обмениваться продуктами интеллектуальной деятельности.
Еще недавно для подобного обмена были необходимы личная встреча и физический носитель информации: видеокассета, оптический диск или флеш-накопитель. Пиринговые сети сделали файлообмен максимально доступным: быстрым, удаленным и, как следствие, - массовым. При этом объекты файлообмена (кинофильмы, книги, музыка, видеоигры, программное обеспечение и т.д.) имеют как культурную, так и экономическую ценность, являются продуктами интеллектуальной, творческой деятельности, объектами авторского права.
Массовый файлообмен значительно повлиял на традиционные модели дистрибуции и вызвал бурю негодования правообладателей, увидевших в беспрепятственном файлообмене угрозу традиционным и контролируемым моделям медиабизнеса.
Неслучайно главной силой в борьбе с торрентами стали студии звукозаписи. Так, в США RIAA (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний) снискала репутацию флагмана борьбы с файлообменом. Один из крупнейших русскоязычных торрент-трекеров был заблокирован вследствие объединенного иска издательства «Эксмо» и ЗАО «С.Б.А. Продакшн» (дочерней компании музыкального лейбла «Warner Music Russia»). Претензии к файлообменникам предъявляет и кинобизнес, который также обвиняет торрент-трекеры в потере части прибыли. В мае 2015 г. вступили в силу поправки к действующему антипиратскому законодательству, в соответствии с которыми стала возможной блокировка сайтов, распространяющих нелицензионный контент без возможности восстановления доступа. Уже в октябре 2015 года по решению Мосгорсуда был закрыт доступ к 18 популярным торрент-трекерам.
Многие эксперты признают несостоятельность подобной борьбы. После блокировки торрент-трекеры продолжают функционировать, перенаправляя пользователей на другие адреса, распространяя информацию о необходимом для обхода блокировки ПО. В январе 2017 г. администрация «RuTracker.org», отрицавшая до этого какой-либо эффект от блокировки ресурса, признала падение посещаемости сайта на 40-50 %, но при этом после блокировки он прекратил какое-либо сотрудничество с правообладателями. До блокировки правообладатели имели возможность при помощи специальных аккаунтов самостоятельно оперативно удалять материалы, нарушающие исключительные права. Повторное размещение пользователем заблокированных правообладателем материалов могло привести к деактивации аккаунта пользователя. Список аккаунтов правообладателей и сейчас доступен на сайте в разделе «FAQ по деятельности правообладателей».
Порой борьба правообладателей с неавторизованным использованием, копированием и распространением информации доходит до абсурда. Еще в 1996 г. благодаря «Wall Street Journal» стала широко обсуждаемой ситуация вокруг иска американской организации ASCAP, отстаивающей права композиторов к герлскаутам, незаконно исполнявшим песни у костра. По сообщениям в СМИ, российское киноотраслевое объединение «Ассоциация продюсеров кино и телевидения» в 2017 г. намерена лоббировать запрет на законодательном уровне поисковых запросов «скачать» и «смотреть бесплатно».
Противодействие музыкальной и киноиндустрии технологиям распространения информации – не новое явление. В первой половине ХХ в. музыкальная индустрия активно противодействовала внедрению длинных и ультракоротких радиоволн, во второй половине ХХ в. «Ассоциация американских кинематографистов» протестовала против распространения видеомагнитофонов с функцией записи. Более того, профессор права Стендфордского университета Лоуренс Лессиг в своей книге «Свободная культура» утверждает, что вся медиаиндустрия рождена «пиратством» (Лессиг, 2007: 75). Известно, что киноиндустрия Голливуда построена «пиратами» с Восточного побережья США, бежавших от патентной монополии Томаса Эдиссона в Калифорнию.
Неоднозначность ущерба
Воровство в книжном магазине не тождественно неавторизованному скачиванию книги в интернете: в первом случае – в книжном магазине становится на одну книгу меньше, чего нельзя сказать о скачивании. Л. Лессиг утверждает: «Материя кражи неосязаемого отличается от материи кражи осязаемого» (Лессиг, 2007: 85). Лессинг считает, что прежде чем «отправлять на виселицу по обвинению в файлообмене» (Лессиг, 2007: 86) необходимо адекватно оценивать ущерб, наносимый пиринговыми сетями.
Исследователь выделяет четыре вида взаимодействия с файлообмеными сетями:
использование вместо покупки;
ознакомление перед приобретением;
доступ к защищенному копирайтом контенту, который сегодня невозможно или сложно приобрести легально или который не монетизируется национальным рынком;
доступ к контенту, не защищенному копирайтом или свободно распространяемому правообладателем.
Только первый вид файлообмена можно считать категорически нелегальным. К нему, например, можно отнести скачивание фильмов, транслируемых в кинотеатрах, выпущенных, и, что важно, имеющихся в широкой продаже и по доступной цене на оптических носителях высокого качества; распространяемым при помощи онлайн-кинотеатров (к ним могут быть применимы те же требования, что и к изданиям на оптических носителях). Стоит отметить, что последних в сети довольно много, и не каждый пользователь способен отличить легальный онлайн-кинотеатр от нелегального. В трех последующих видах файлообмена не только соблюдаются интересы правообладателей и аудитории, - они имеют неоспоримое социокультурное значение.
Вместе с очевидными и постоянно подчеркивающимися негативными сторонами неограниченного файлообмена следует отметить и стимулированные им позитивные процессы.
Некоторые социокультурные функции торрентов
Уже сформировалась этика интернет-пользователей, подразумевающая взаимопомощь и взаимообмен информацией. Эта этика уже стала частью повседневной практики бизнеса в сфере интернета и IT-технологий. Многие интернет-магазины включают в интерфейс своих сайтов возможность оценки качества соответствующих товаров, комментирования их характеристик, верификации этих комментариев, рейтинга продукции в соответствии с ее популярностью у покупателей.
В средствах массовой информации «пиратство» уже не оценивается как негативное явление по умолчанию. В ряде стран Европы и Америки официально зарегистрированы, действуют и принимают участие в выборах разного уровня пиратские партии. Их главной целью является реформа в области не соответствующего реалиям времени законодательства в сфере интеллектуальной собственности, их сторонники выступают за свободный некоммерческий обмен информацией. Необходимо подчеркнуть, что в файлообменных сетях информация не продается.
Как утверждают авторы доклада «Авторское право в Интернете: конфликты, распределение ответственности и варианты регулирования» (Дмитриева, 2011), размещение в Интернете неавторизованных копий может способствовать росту авторизованных продаж, если соответствующая продукция (цифровая или на физическом носителе) отвечает критериям качества, справедливой цены, удобства поиска и платежей.
Неавторизованная дистрибуция стала стимулом к инновациям. Сегодня активно развивается легальный сегмент контентной индустрии: появляются доступные сервисы для авторизованного, в том числе и бесплатного распространения мультимедийной информации, расширяется предложение авторизованного контента, изменяются модели дистрибуции. Так, за последние 2 года (2015 – 2016 гг.) цифровые окна в кинодистрибуции (промежутки между премьерами в кинотеатрах и в интернете) сократились в среднем на 8 - 12 недель. Таким образом, киноновинки можно найти в легальном сегменте интернета уже через 2 - 3 недели после премьеры в кинотеатрах.
По данным компании «Okko» в США и Европе продажа оптических дисков несмотря на распространение файлообменных сервисов и онлайн-кинотеатров по-прежнему приносит правообладателям многомиллионные прибыли (Афанасьева, 2016). Результаты нашего опроса аудитории сайта «КиноПоиск» (в нем приняли участие 3 402 пользователя) показали, что 40 % пользователей ресурса по-прежнему покупают компакт-диски. При этом 8 % опрошенных признаются, что покупают DVD-диски часто, в то время как 23 % респондентов утверждают, что приобретают диски исключительно с любимыми кинолентами.
Важно и то, что активные пользователи торрентов выполняют значимую культуропродвиженческую функцию. Часто они распространяют кинофильмы, которые не только не демонстрировались в широком прокате, но и не издавались на оптических носителях, не были переведены на русский язык. Ярким примером могут служить фильмы восточных кинематографий (Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Филиппины и т.д.). Фильмы азиатских режиссеров редко демонстрируются в российских кинотеатрах, а на оптических носителях ограниченными тиражами издаются лишь некоторые из них. Активные пользователи торрент-трекеров формируют сообщества по переводу азиатских фильмов на русский язык (в большинстве случаев по англоязычным субтитрам).
Такая работа имеет неоспоримое просветительское значение. Переводя фильмы на русский язык и предоставляя возможность широкого доступа к ним, активисты торрент-трекеров таким образом вводят новые, не знакомые русскоязычной аудитории фильмы в культурное пространство, обогащая его. Наглядным примером подобного обогащения является творческая судьба японского режиссера Ясудзиро Одзу. Получив признание на родине в 1950-х гг., Я. Одзу стал известен на Западе лишь в 1970-х гг. благодаря публикации книг П. Шредера «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон и Дрейер» (1972 г.) и Д. Ричи «Одзу» (1974 г.). Влияние Я. Одзу на собственный творческий почерк признавали известные западные режиссеры В. Вендерс, Д. Дерри, Дж. Джармуш, А. Каурисмяки и др. Сегодня фильмы Я. Одзу входят в списки рекомендаций авторитетных изданий «Sight & Sound», «Empire», «Cahiers du cinema» и др. В списке ста лучших фильмов, составленном на основании опроса главных режиссеров современности журналом «Sight & Sound» фильм Я. Одзу «Токийская повесть» занял первую строчку (5., 2012). Необходимо отметить, что это единственный фильм великого японского режиссера, доступный в продаже на DVD в России. Запрещенный «RuTracker» предлагает для скачивания 88 раздач с фильмами Одзу и подробным к ним описаниям. Разумеется, большинство из них переведены на русский язык «пиратами».
Торрент-трекеры – это и важная, демократичная площадка для распространения авторами контента собственного производства. Многие ресурсы предлагают оформление «авторских раздач». Авторы не только получают возможность распространения контента, но и возможность обратной связи. Этой опцией преимущественно пользуются музыканты, но встречаются и авторские раздачи видеоуроков, художественных книг, учебников, аудиоспектаклей и т.д.
Так, автор учебника по английскому языку для детей «It’s a long way» Т. А. Морозова предлагает для скачивания текст аудиокурса к собственному учебнику и оставляет рекомендации по его использованию и комментарий: «Одна из раздач аудиокурса уже несколько лет существует на Rutracker’е. За это время ее скачало 20000 человек. И многие, познакомившись с аудиокурсом, хотели бы купить сам учебник. Но он был издан тиражом всего в 1000 экземпляров, почти сразу разошелся и больше не переиздавался. Поэтому я решила переиздать его сама, в новом оформлении. … Сам учебник можно купить на сайте. Выложить его в свободный доступ я, к сожалению, не могу, так как издала учебник полностью за свой счет, и мне нужно вернуть хотя бы часть денег для того, чтобы издать вторую часть. …».
Кирилл Семаев предлагает созданные им видеоруководства по администрированию серверов Linux: «Я, как препод-айтишник, собрал все доступные материалы, … и постараюсь их тут выложить на конкретных примерах. Будем нести знания в народ бесплатно, а то те, кто знает что-то не делится, а те, кто делятся те не знают ничего почти».
Необходимо отметить и другую актуальную функцию торрентов – функцию каталогизации информации. Каталогизируя файлы метаданных, пользователи торрент-трекеров тем самым создают обширные базы данных, содержащие значительное количество структурированной информации о книгах фильмах, музыкальных альбомах, их авторах, изданиях и т.д. У. Эко подчеркивает исключительное значение списков, перечней, каталогов для европейской цивилизации. Списки и каталоги заключают в себе форму, иерархию, отбор, интерпретацию, риторику. В своей книге «Vertigo: Круговорот образов, понятий, предметов» Эко отмечает, что списки и перечни были характерны и для архаических культур, и для эпох Возрождения и барокко; количество списков выросло в век модернизма и постмодернизма (Эко, 2009). В эпоху всеобщего подключения, информационной избыточности актуализировался поиск эффективных механизмов систематизации, оценки и хранения информации. Этот запрос современности отражает распространенный сегодня медиаформат списков (listicle). Сегодня существуют сайты, материалы которых представлены исключительно в этом безнарративном формате, многие издания, в том числе представленные качественной прессой, формируют специальные рубрики, где материалы публикуются в виде списков (Тяжлов, 2016).
Следуя логике У. Эко, каталоги торрент-трекеров можно рассматривать как практические списки по аналогии с библиотечными и музейными каталогами с той разницей, что предметы, перечисленные в этих списках, нематериальны и собраны не в одном конкретном месте, а доступ к ним не ограничен. Эти каталоги упорядочены, контекстуально спрессованы и всегда открыты для дополнения.
В завершении стоит отметить, что попытки тотального контроля технологий файлообмена стимулируют развитие соответствующих средств противодействия этому контролю, расширение компетенций аудитории в сфере инструментов беспрепятственного поиска информации и средств анонимности в интернете.
Таким образом, торрент-трекеры выполняют ряд актуальных функций:
1) культурного обогащения;
2) систематизации и каталогизации;
3) стимулирования выработки актуальных в условиях развития современной медиасреды моделей дистрибуции контента;
4) стимулирование развития инструментов регулирования и, в противовес им, - инструментов расширения компетенций аудитории в сфере индивидуальной свободы;
5) стимулируют процессы гуманизации технологий обмена данными, способствуют выработке новых этических принципов, развитию культуры потребления информации.
Автор благодарит независимых модераторов торрент-трекеров за опосредованное содействие в подготовке настоящей публикации.
____________________
Список литературы:
Тихомиров Д., Ходорыч А. Прокатный марш [Электронный ресурс] // Коммерсант.ru, № 30(334) от 01.08.2001. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/276516
Лессиг Л. Свободная культура [Текст]; Пер. О. Данилова под ред. В. Ильина. — М.: Прагматика культуры, 2007. — … с.
Дмитриева А. Авторское право в Интернете: конфликты, распределение ответственности и варианты регулирования [Текст] // А. Дмитриева, Д. Савельев. — Санкт-Петербург : Ин-т проблем правоприменения, 2011. — 92 с.
Афанасьева А. Очень премьерная цифра. Кино сокращает путь от большого экрана до монитора [Текст] // Коммерсантъ, №138 от 02.08.2016. — с. 1
Directors’ top 100 [Электронный ресурс] // BFI, 2012. — Режим доступа: http://www.bfi.org.uk/films-tv-people/sightandsoundpoll2012/directors
Эко У. Vertigo [Электронный ресурс]: круговорот образов, понятий, предметов / пер. с итал. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 408 с.
Тяжлов, Я. И. Актуальные формы медиатекстов, посвященных кино: жанровые и языковые тенденции [Текст] / Я. И. Тяжлов // Медиалингвистика. – 2016. – № 2 (12). – С. 71-80.
EDUCATIONAL FUNCTIONS OF TORRENT-TRACKERS (THE EXAMPLE OF CINEMA)
The article deals with the basic principles of the technology of cooperative information exchange in peer-to-peer networks and torrent trackers as a phenomenon of media. The legitimacy of torrent trackers is now being questioned. At the same time, the positive processes that were stimulated by the development of file-sharing networks and important cultural functions of them deserves a more detailed consideration.
Key words: peer-to-peer networks, information exchange, piracy, cinema, media.