Новые виды креолизованных текстов в интернет-СМИ и социальных медиа
Научный руководитель - к. филол. н., доц. Е.А. Новинкина
Автор анализирует новые виды креолизованных текстов, которые могут быть охарактеризованы высокой степенью смысловой нагрузки: демотиватор, мем (эдвайс), интернет-комикс и др. А также рассматриваются их функции и способы взаимодействия визуальных и вербальных элементов в Интернет-СМИ и социальных медиа, определяются их особенности.
Ключевые слова: креолизованный текст, интернет-коммуникация, социальные медиа, интернет-мем, демотиватор, интернет-комикс.
В фокусе внимания данной работы один из новых видов креолизованного текста (КрТ) – интернет-мем. Он передает культурную информацию и распространяется от одного субъекта к другому. Стимулом для появления интернет-мема может стать все, что угодно: начиная от фразы известного политика, заканчивая необычной фотографией, т.е. все, что спонтанно и зачастую необъяснимо приобретает популярность в Интернет-среде, нередко и вопреки здравому смыслу.
Часто мемы делятся по специфике на общие и специализированные. Ко вторым относят представителей разных профессий, субкультур, например, в социальной сети во «ВКонтакте» есть множество групп с начальным названием «Типичный…» (типичный учитель, психолог, автомеханик, рекламист, медик, программист и др.). Обычно визуальная составляющая таких мемов выглядит как яркая картинка, в центре которой располагается фото представителя (или нескольких) профессии, чуть выше или ниже присутствует надпись, которая выражает какую-либо эмоцию или типичную ситуацию, манеру поведения и фразы данного персонажа. Например, стандартные фразы учителя «оценку вам на двоих делить?», «а голову ты дома не забыл?».
На специализированные и общие можно разделить еще один новый вид креолизованных текстов ‒ комиксы. Визуально они выглядят как картинка, которая состоит из нескольких сюжетных рисунков сразу, сопровождающихся некими фразами, несущими в себе смешной подтекст, например, комикс, где фотограф, увидев сообщение с просьбой снять чью-то свадьбу бесплатно, говорит о том, что это настоящий анекдот, так как в действительности никто не будет работать бесплатно. Либо картинки, где совсем отсутствует текстовая часть. Они доносят смысл до получателя исключительно через невербалику, например, комикс, где отец ругает своего сына за какую-то проделку, поставив его в угол. Когда ребенок разворачивается к папе, то оказывается, что у малыша лицо приняло форму этого угла. Здесь мы можем подчеркнуть то, что мемы и комиксы несут в себе не только развлекательный характер, но и поучительный, заставляющий задуматься над какой-либо проблемой или мыслью, как в данной ситуации, где, скорее всего, отец эмоционален и проблемы кроются не в воспитании ребенка, а в нем самом. Отсюда также можно сделать вывод, что специализированные мемы и комиксы иногда могут быть понятны только определенному контингенту.
Отдельной категорией встречается серия мемов и комиксов про животных, например, мем, на котором изображается кот смотрящий прямо в глаза с сопровождением разных надписей, выражающих привычные действия этого животного: «я буду просить погладить меня», «залез в пододеяльник ‒ заблудился».
Мемы, демотиваторы, комиксы обладают широкими функциональными возможностями, среди которых можно выделить развлекательную функцию. Однако функции новых креолизованных видов не ограничиваются одной функцией. Можно также говорить об аффективной, манипулятивной, убеждающей и образовательной функциях. В новых креолизованных текстах сочетаются несколько каналов передачи информации: вербальный канал (надпись) и невербальный (изображение, фото и т.д.).
Также Интернет-среда изобилует шутливыми мемами про политиков. Такие эдвайсы являются одним из способов выразить отношение общественности к данным личностям. Например, серия мемов про киевского депутата Виталия Кличко, которая показывает его особенную манеру выражать свои мысли. На каждой картинке изображен сам политик, в сопровождении какой-либо нелепой надписи, например, «чем старше человек, тем больше ему лет», «у меня есть два заместителя, четыре из которых уже год лежат в кабинете министров».
Отдельно можно выделить категорию мемов и комиксов на абстрактные темы, которые являются всегда актуальными: счастье, семья, одиночество, справедливость и др., например, популярный комикс про отношения девушки и парня, где чаще всего между людьми происходит диалог и рассматриваются стандартные ситуации между влюбленными: «а ты будешь любить меня, когда я стану старой и толстой?» и пр. Тематика их разговоров разнообразна: семейный быт, отношения с друзьями, походы в магазины, развлечения и т.д.
Некоторые авторы выделяют по прагматике воздействия мотивационные и демотивационные мемы, относя к ним, прежде всего, демотиваторы. Мы рассматриваем демотиваторы как отдельную единицу новых креолизованных видов текста.
Как говорилось ранее, демотиватор включает в себя расположенное на чёрном или синем фоне изображение, иногда надпись и лаконичный комментарий (Бугаева, 2011: 65). Особенность такого вида текста – сочетание в его структуре изображения и нестандартной подписи к нему (Щурина, 2014), которое может производить комический или трагический эффект, а также вдохновлять на определённые действия.
По стилю можно разделить демотиваторы на ироничные, мотивирующие, агитационные и др. Примером побудительного (мотивирующего) демотиватора можно назвать картинку, где изображены двое мужчин, один из них с ограниченными возможностями по состоянию здоровья стоит на руках в планке, на соседней картинке мужчина отжимается, воспользовавшись кухонным столом и скалкой. Всё изображение сопровождается вербаликой «Говоришь у тебя нет возможности заниматься спортом?». Этот демотиватор побуждает людей к правильному образу жизни, вере в свои силы и возможности, к тому, что всё возможно, если что-то делать для реализации задуманного.
Ироничный стиль демотиватора также выделяется в полноценную развитую структуру. Чаще всего в них высмеиваются нелепые ситуации, поведения людей или общие негодования. Например, демотиватор, где изображена витрина со сладкими десертами, точнее всего с одним видом десерта, расставленным по трем полочкам. Картинка сопровождается шуточной надписью «иллюзия выбора». Часто такие примеры передают нам не только юмористический смысл, но и пытаются донести то, что такая иллюзия выбора, например, свойственна многим вещам в нашей стране.
Отметим, что выделяют агитационный стиль демотиватора. В таких работах могут высмеиваться какие-либо политические ситуации или личности, к примеру, демотиватор, на котором изображено большое количество телевизоров, а на экране президент России, ниже расположен текст «выбрал его? Вот и смотри». Также агитационными могут быть демотиваторы не только политической направленности, но те, которые побуждают к какому-либо действию. Например, демотиватор, где изображен мужчина, который держит отказывается от рюмки спиртного, в сопровождении вербальной составляющей: «то, что сегодня кажется много, завтра покажется мало».
На сегодняшний день новые виды креолизованных тексов используются различными Интернет-СМИ. Тематика и специфика их разнообразна. Например, портал Правда-TV, подкрепил информационную новость о том, что западные СМИ рассказывают о запретах в рунете Интернет-энциклопедии Lurkmore, мемами о президенте России. Эдвайс также состоит из невербальной части и вербальной: фото В.В. Путина, где он якобы что-то говорит общественности, а на другом фото плачет, в сопровождении подписи «все ваши мемы принадлежат мне».
Можно отметить то, что чаще всего Интернет-СМИ используют новые виды КрТ в новостях, связанных с этими видами креолизованных текстов. То есть, новости, несущие информацию про мемы ‒ подкрепляются мемами. Реже эдвайсы и комиксы используются, как отдельное дополнение в шуточной форме. Чаще демотиваторы и мемы встречаются в материалах, несущих развлекательный характер. Например, Интернет-портал Стихи.ру дополнил публикацию шуточного стихотворения на тему сленгов в социальной сети демотиватором, на котором изображен мужчина в ярости от того, какие письма ему приходят на электронную почту (лол, ржунимагу и др.).
Можно сказать, что ведущими функциями визуальных элементов в данной сфере являются информативно-иллюстративная, экспрессивная и оценочная. С целью усиления функции привлечения внимания к тексту в сфере Интернет-коммуникаций активно используются новые виды КрТ, тематически и ассоциативно связанные с фактами, изложенными в вербальной части сообщения.
Таким образом, проанализировав существующие концепции и систематизировав подходы к изучению креолизованных текстов, рассмотрев их функции и исследовав виды (типы) креолизованных текстов в Интернет-коммуникации, можно сказать, что новые типы креолизованных текстов, действительно отражают общую для Интернет-коммуникации тенденцию к росту визуализации информации. Происходит рост Интернет-СМИ, пользующихся новыми видами креолизованных текстов. Интернет культура преобладает над книжной, переход от вербальной к визуальной ‒ является активным процессом в сфере современной Интернет-коммуникации и способствует распространению и образованию новых креолизованных текстов в сети интернет. Новые виды креолизованных текстов образуют открытую сложную систему знаков, элементы которой связаны между собой. Мемы, демотиваторы и эдвайсы выступают в качестве базовых элементов этой системы. Данные КрТ являются инструментом общения в Интернет-пространстве.
______________________
Список литературы:
Бугаева И.В. Демотиваторы как новый жанр в интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика. М., 2011.
Щурина Ю.В. Эдвайс как комический речевой жанр интернет-коммуникации / / Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства интернета. М., 2014. С. 39-43.