Современный дискурс-анализ

Наверх

Алина ПОНОМАРЕНКО

Новые виды креолизованных текстов в интернет-СМИ и социальных медиа

Научный руководитель - к. филол. н., доц. Е.А. Новинкина

Автор анализирует новые виды креолизованных текстов, которые могут быть охарактеризованы высокой степенью смысловой нагрузки: демотиватор, мем (эдвайс), интернет-комикс и др. А также рассматриваются их функции и способы взаимодействия визуальных и вербальных элементов в Интернет-СМИ и социальных медиа, определяются их особенности.

Ключевые слова: креолизованный текст, интернет-коммуникация, социальные медиа, интернет-мем, демотиватор, интернет-комикс.

В фокусе внимания данной работы один из новых видов креолизованного текста (КрТ) – интернет-мем. Он передает культурную информацию и распространяется от одного субъекта к другому. Стимулом для появления интернет-мема может стать все, что угодно: начиная от фразы известного политика, заканчивая необычной фотографией, т.е. все, что спонтанно и зачастую необъяснимо приобретает популярность в Интернет-среде, нередко и вопреки здравому смыслу.

Часто мемы делятся по специфике на общие и специализированные. Ко вторым относят представителей разных профессий, субкультур, например, в социальной сети во «ВКонтакте» есть множество групп с начальным названием «Типичный…» (типичный учитель, психолог, автомеханик, рекламист, медик, программист и др.). Обычно визуальная составляющая таких мемов выглядит как яркая картинка, в центре которой располагается фото представителя (или нескольких) профессии, чуть выше или ниже присутствует надпись, которая выражает какую-либо эмоцию или типичную ситуацию, манеру поведения и фразы данного персонажа. Например, стандартные фразы учителя «оценку вам на двоих делить?», «а голову ты дома не забыл?».

На специализированные и общие можно разделить еще один новый вид креолизованных текстов ‒ комиксы. Визуально они выглядят как картинка, которая состоит из нескольких сюжетных рисунков сразу, сопровождающихся некими фразами, несущими в себе смешной подтекст, например, комикс, где фотограф, увидев сообщение с просьбой снять чью-то свадьбу бесплатно, говорит о том, что это настоящий анекдот, так как в действительности никто не будет работать бесплатно. Либо картинки, где совсем отсутствует текстовая часть. Они доносят смысл до получателя исключительно через невербалику, например, комикс, где отец ругает своего сына за какую-то проделку, поставив его в угол. Когда ребенок разворачивается к папе, то оказывается, что у малыша лицо приняло форму этого угла. Здесь мы можем подчеркнуть то, что мемы и комиксы несут в себе не только развлекательный характер, но и поучительный, заставляющий задуматься над какой-либо проблемой или мыслью, как в данной ситуации, где, скорее всего, отец эмоционален и проблемы кроются не в воспитании ребенка, а в нем самом. Отсюда также можно сделать вывод, что специализированные мемы и комиксы иногда могут быть понятны только определенному контингенту.

Отдельной категорией встречается серия мемов и комиксов про животных, например, мем, на котором изображается кот смотрящий прямо в глаза с сопровождением разных надписей, выражающих привычные действия этого животного: «я буду просить погладить меня», «залез в пододеяльник заблудился».

Мемы, демотиваторы, комиксы обладают широкими функциональными возможностями, среди которых можно выделить развлекательную функцию. Однако функции новых креолизованных видов не ограничиваются одной функцией. Можно также говорить об аффективной, манипулятивной, убеждающей и образовательной функциях. В новых креолизованных текстах сочетаются несколько каналов передачи информации: вербальный канал (надпись) и невербальный (изображение, фото и т.д.).

Также Интернет-среда изобилует шутливыми мемами про политиков. Такие эдвайсы являются одним из способов выразить отношение общественности к данным личностям. Например, серия мемов про киевского депутата Виталия Кличко, которая показывает его особенную манеру выражать свои мысли. На каждой картинке изображен сам политик, в сопровождении какой-либо нелепой надписи, например, «чем старше человек, тем больше ему лет», «у меня есть два заместителя, четыре из которых уже год лежат в кабинете министров».

Отдельно можно выделить категорию мемов и комиксов на абстрактные темы, которые являются всегда актуальными: счастье, семья, одиночество, справедливость и др., например, популярный комикс про отношения девушки и парня, где чаще всего между людьми происходит диалог и рассматриваются стандартные ситуации между влюбленными: «а ты будешь любить меня, когда я стану старой и толстой?» и пр. Тематика их разговоров разнообразна: семейный быт, отношения с друзьями, походы в магазины, развлечения и т.д.

Некоторые авторы выделяют по прагматике воздействия мотивационные и демотивационные мемы, относя к ним, прежде всего, демотиваторы. Мы рассматриваем демотиваторы как отдельную единицу новых креолизованных видов текста.

Как говорилось ранее, демотиватор включает в себя расположенное на чёрном или синем фоне изображение, иногда надпись и лаконичный комментарий (Бугаева, 2011: 65). Особенность такого вида текста – сочетание в его структуре изображения и нестандартной подписи к нему (Щурина, 2014), которое может производить комический или трагический эффект, а также вдохновлять на определённые действия.

По стилю можно разделить демотиваторы на ироничные, мотивирующие, агитационные и др. Примером побудительного (мотивирующего) демотиватора можно назвать картинку, где изображены двое мужчин, один из них с ограниченными возможностями по состоянию здоровья стоит на руках в планке, на соседней картинке мужчина отжимается, воспользовавшись кухонным столом и скалкой. Всё изображение сопровождается вербаликой «Говоришь у тебя нет возможности заниматься спортом?». Этот демотиватор побуждает людей к правильному образу жизни, вере в свои силы и возможности, к тому, что всё возможно, если что-то делать для реализации задуманного.

Ироничный стиль демотиватора также выделяется в полноценную развитую структуру. Чаще всего в них высмеиваются нелепые ситуации, поведения людей или общие негодования. Например, демотиватор, где изображена витрина со сладкими десертами, точнее всего с одним видом десерта, расставленным по трем полочкам. Картинка сопровождается шуточной надписью «иллюзия выбора». Часто такие примеры передают нам не только юмористический смысл, но и пытаются донести то, что такая иллюзия выбора, например, свойственна многим вещам в нашей стране.

Отметим, что выделяют агитационный стиль демотиватора. В таких работах могут высмеиваться какие-либо политические ситуации или личности, к примеру, демотиватор, на котором изображено большое количество телевизоров, а на экране президент России, ниже расположен текст «выбрал его? Вот и смотри». Также агитационными могут быть демотиваторы не только политической направленности, но те, которые побуждают к какому-либо действию. Например, демотиватор, где изображен мужчина, который держит отказывается от рюмки спиртного, в сопровождении вербальной составляющей: «то, что сегодня кажется много, завтра покажется мало».

На сегодняшний день новые виды креолизованных тексов используются различными Интернет-СМИ. Тематика и специфика их разнообразна. Например, портал Правда-TV, подкрепил информационную новость о том, что западные СМИ рассказывают о запретах в рунете Интернет-энциклопедии Lurkmore, мемами о президенте России. Эдвайс также состоит из невербальной части и вербальной: фото В.В. Путина, где он якобы что-то говорит общественности, а на другом фото плачет, в сопровождении подписи «все ваши мемы принадлежат мне».

Можно отметить то, что чаще всего Интернет-СМИ используют новые виды КрТ в новостях, связанных с этими видами креолизованных текстов. То есть, новости, несущие информацию про мемы ‒ подкрепляются мемами. Реже эдвайсы и комиксы используются, как отдельное дополнение в шуточной форме. Чаще демотиваторы и мемы встречаются в материалах, несущих развлекательный характер. Например, Интернет-портал Стихи.ру дополнил публикацию шуточного стихотворения на тему сленгов в социальной сети демотиватором, на котором изображен мужчина в ярости от того, какие письма ему приходят на электронную почту (лол, ржунимагу и др.).

Можно сказать, что ведущими функциями визуальных элементов в данной сфере являются информативно-иллюстративная, экспрессивная и оценочная. С целью усиления функции привлечения внимания к тексту в сфере Интернет-коммуникаций активно используются новые виды КрТ, тематически и ассоциативно связанные с фактами, изложенными в вербальной части сообщения.

Таким образом, проанализировав существующие концепции и систематизировав подходы к изучению креолизованных текстов, рассмотрев их функции и исследовав виды (типы) креолизованных текстов в Интернет-коммуникации, можно сказать, что новые типы креолизованных текстов, действительно отражают общую для Интернет-коммуникации тенденцию к росту визуализации информации. Происходит рост Интернет-СМИ, пользующихся новыми видами креолизованных текстов. Интернет культура преобладает над книжной, переход от вербальной к визуальной ‒ является активным процессом в сфере современной Интернет-коммуникации и способствует распространению и образованию новых креолизованных текстов в сети интернет. Новые виды креолизованных текстов образуют открытую сложную систему знаков, элементы которой связаны между собой. Мемы, демотиваторы и эдвайсы выступают в качестве базовых элементов этой системы. Данные КрТ являются инструментом общения в Интернет-пространстве.

______________________

Список литературы:

Бугаева И.В. Демотиваторы как новый жанр в интернет-коммуникации: жанровые признаки, функции, структура, стилистика. М., 2011.

Щурина Ю.В. Эдвайс как комический речевой жанр интернет-коммуникации / / Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства интернета. М., 2014. С. 39-43.

Об авторах

Пономаренко Алина – магистрант факультета журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород).