Современный дискурс-анализ

Наверх

Елизавета ЛИННИК

Ученый как стигма: анализ проявлений в сериале «Теория большого взрыва»

Научный руководитель – Белоедова Анна Викторовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры коммункиативистики, рекламы и связей с общественностью НИУ «БелГУ» (г. Белгород).

В статье было рассмотрено понятие стигмы как социокультурного феномена, причины ее возникновения и тиражирования. В основу исследования легла теория И. Гоффмана, в которой под стигмой понимается атрибут, дискредитирующий его обладателя в умах окружающих, располагая его в крайней отрицательной точке шкалы «нормальности». Ярким примером актуализации и функционирования стигмы «ученый» является сериал «Теория большого взрыва», анализ персонажей которого и был выполнен в качестве иллюстративного материала.

Ключевые слова: стигма, стигматизация, типы стигм, И. Гоффман, учёный как стигма, сериал «Теория большого взрыва».

В наши дни происходит социокультурная трансформация общества, в ходе которой меняется и преобразовывается ценностно-нормативная сфера. Современное общество в наибольшей степени актуализирует своё внимание на категоризации людей, устанавливая и выдвигая требования по отношению к ним и определяя тот набор качеств, согласно которому, индивидов можно считать нормальными и естественными для той или иной категории. Этот процесс происходит в связи с общественными ценностями, требующими от современного человека соблюдения норм равенства, справедливости и толерантности. Благодаря американскому учёному Ирвингу Гоффману, мы получили термин «стигма», который и описывает данное явление. И. Гофман интерпретирует её как некий атрибут, который сильно дискредитирует его обладателя в умах окружающих по сравнению с нормальным человеком. То есть стигма выделяет своего носителя из общей массы людей, формируя при этом определённое отношение со стороны окружающих. Процесс её навешивания определяется понятием «стигматизация», который осуществляется людьми и обозначает приписывание индивиду особенных качеств.

Приведем обзор подходов к пониманию стигмы. Итак, стигма (греч. stigma – укол, пятно): «любой недостаток или дефект, или знак таковых, который оказывает серьезное негативное воздействие на социальное принятие затронутого индивида» (Киселёв 1999: 40); это знак, служащий для того, «чтобы мы могли увидеть что-то необычное или плохое в нравственном облике носителя этого знака» (Финзен 2001: 190); определённое качество, характер которого определяется не самим качеством, а отношением окружающих к этому качеству, или признак индивидуума, который понимается индивидуумом как неприемлемый, негативный и неприятный, то есть символизирующий определённое постыдное свойство человека (Кнуф 2006: http://).

И. Гофман предложил различать несколько типов стигмы. Стигма может быть связана:

1) с физическим дефектом, деформацией. Это могут быть какие-либо телесные дефекты: шрамы, сросшиеся пальцы, потерянная во время аварии рука, а также хромота, слепота, избыточный вес и т.д.;

2) с дефектом индивидуального характера. Сюда можно отнести слабую волю, бесчестность и другие. Эти дефекты характера могут возникать в результате психического заболевания, тюремного заключения, склонности к алкоголизму, наркотикам, безработного статуса индивида, попыток самоубийства;

3) с родовой стигмой. Это дефект, определяемый принадлежностью индивида к определенной расе, национальности или религии, причем, это может передаваться по наследству, охватывать членов каждой семьи из этих категорий.

Процессу стигматизации могут быть подвержены следующие категории людей: с физическими и психическими отклонениями; люди, ведущие аморальный образ жизни; сироты; бездомные; бывшие осужденные; иные социальные группы, чья культура может быть отличной от норм преобладающего большинства (Таучев 2016: 5).

Сериал «Теория Большого Взрыва» как среда функционирования стигм.

Премьерный показ многосерийного ситкома «Теория Большого Взрыва» состоялся 24 сентября 2007 года на американском телеканале «CBS». В российском эфире сериал демонстрируется с 10 апреля 2010 года каналом НТВ. Идея создания сериала о гениальных физиках принадлежит американским продюсерам Чаку Лорре и Биллу Прэдди. Сюжет сериала строится на житейских ситуациях четырех главных героев, которые являются друзьями-учёными и, соответственно, образуют эту «фантастическую четвёрку»: Леонард Хофстадтер, Шелдон Купер, Говард Воловиц и Раджеш Рамаян Кутрапалли.

Леонард и Шелдон – выпускники Калифорнийского технологического института. Они живут в одной квартире, работают вместе (Леонард – на кафедре экспериментальной физики, а Шелдон ‑ как физик-теоретик) и свободное время тоже проводят вместе: читают комиксы о супергероях, смотрят научно-фантастические сериалы и играют в компьютерные игры. А также не обходятся без споров на научные темы и доказывания друг другу своей правоты. Говард и Раджеш такие же, как и они, типичные «ботаники». Различие в том, что Говард (кафедра машиностроения) говорит на шести языках и воображает себя «мачо», а Раджеш (астрофизик, родом из Индии) теряет дар речи при виде женщин.

Несмотря на свой ум, они совсем не приспособлены к обычной жизни. Каждый день они сталкиваются с различного рода проблемами, но оказываются совсем не готовыми к ним, не говоря уже об их разрешении. Им гораздо проще заниматься научной деятельностью: проводить опыты, делать открытия, доказывать теоремы и т.д. Однако особую проблему для них представляет общение с противоположным полом и налаживание личной жизни. Но всё меняется, когда в квартиру напротив поселяется милая девушка по имени Пенни. Она приехала в Лос-Анджелес из штата Небраска с желанием стать актрисой, но пока что работает официанткой в кондитерской. Леонард сразу же влюбляется в неё, а Шелдон уверен, что у их отношений нет будущего.

Ученый как стигма: анализ проявлений в сериале «Теория большого взрыва».

I. Шелдон Купер. В «Теории большого взрыва» наиболее заметным и сознательно, даже намеренно обособленным от других персонажей значится главный герой. Шелдон Купер представляет собой смесь одаренности с неспокойным, отклоняющимся от общественных норм и неписаных правил характером. Это всё служит успешному созданию неповторимого образа героя-социопата.

Шелдон с детства ощущал себя не таким ребёнком, как остальные дети. Это объясняется тем, что он постоянно демонстрировал своё интеллектуальное превосходство над сверстниками. Результатом этого были издёвки и отношение как к типичному «ботану», причём даже от родных брата и сестры.

Мы видим, что проявление стигмы как дефекта индивидуального характера начинается ещё с детства, когда наиболее ярко выражается «инаковость» умственного развития.

В эпизоде «The Big Bran Hypothesis» (1сезон, 2 серия) происходит сцена, где Шелдон честно говорит Леонарду ‑ соседу по квартире, что он совершенно не понимает сарказма и метафор окружающих людей и не знает, как следует на них реагировать. Для него сарказм и восприятие юмора, безусловно, должны быть связаны с наукой или с его интересами (компьютерными играми, сериалами и т.д.). Учитывая всё это, финал данного эпизода получается весьма комичным. Грубый сарказм Пенни воспринимается Шелдоном напрямую, и он использует всю свою эрудицию для достойного ответа. Леонард же, являясь более понятливым, показывает Куперу из-за спины девушки лист бумаги с надписью «сарказм».

Эта ситуация довольно ярко показывает нам инаковость Шелдона, которая для него является предметом гордости и интеллектуального превосходства. Также здесь мы четко видим, как проявляется стигма учёного, которая дискредитирует его в умах окружающих по сравнению с нормальным человеком.

На самом деле многие из «странностей» Шелдона легко можно объяснить его математическим складом ума. Например, одна из таких странностей – всегда сидеть на «своем» месте (определенное место на общем диване) и не позволят никому его занимать даже на время.

Шелдон: «Это место идеально расположено по отношению к источнику тепла зимой и к воздушным потокам летом, а также оно обращено к телевизору под углом, который позволяет мне погрузиться в игру или просмотр телепередач и не быть вовлеченным в разговор. В итоге я его занял навечно».

Шелдон социофоб, поэтому очень неодобрительно относится к новым знакомствам.

Леонард: «Нам надо расширять наш круг общения».

Шелдон: «У нас и так широкий круг общения, у меня 212 друзей на MySpace».

Шелдон из-за стигмы учёного совершенно не понимает простого человеческого сочувствия к себе. В эпизоде, когда они едут с Пенни в супермаркет, девушка, узнав о его увольнении, пытается поддержать, говоря, что «возможно это и к лучшему», «когда одна дверь закрывается, открывается другая». На что Шелдон отвечает: «Нет, это не так. Если только они не соединены переключателями, или задействованы детекторы движения…». Тем самым мы видим, что стигма лишает человека статуса полноценного, происходит полное непонимание слов, что приводит к дефективной социальной жизни.

Статус ученого настолько значим для Шелдона, что «не-ученые» воспринимаются им как стигматированные, например, в эпизоде, когда они с Пенни в супермаркете делают покупки, он произносит: «Вот это здорово! Посмотри на меня: я в реальном мире обычных людей, живущих своей унылой обыденной жизнью».

В 1 серии 3 сезона «The Electric Can Opener Fluctuation» коллега Шелдона заявляет ему о том, что люди смеются над ним и показывают пальцем всю его жизнь. Его позиция предельно проста: он считает Купера смешным «фриком». Так как поведение Шелдона не соответствует общественным нормам и правилам, его записывают в отдельную категорию людей. На этом примере наглядно просматривается процесс навешивания стигмы, который определяется термином «стигматизация», и, согласно которому, мы видим, что его осуществление происходит людьми и обозначает приписывание индивиду особенных качеств.

Главное здесь то, что Купер осознаёт свою стигму, но при этом ставит своей целью непременное её доказательство и демонстрацию, используя при этом различные механизмы поведения, нестандартные для общества.

Но нельзя сказать, что общество отказывается принять Шелдона таким, какой он есть. Наоборот, он воспринимается людьми как странный и смешной гений. Стигма учёного здесь проявляется не столь негативно, сколько позитивно, потому что мы смеемся и с пониманием относимся к неприспособленному к жизни с другими Куперу, который вдобавок не пытается избавиться от навешивания стигмы, а осознанно и целенаправленно противопоставляет себя обществу и чрезвычайно гордится этим.

II. Леонард Хофстедер. Также одним из главных героев сериала является Леонард Хофстедер. Вместе с Шелдоном они работают в Калифорнийском университете, он физик-экспериментатор, его исследования связаны с использованием лазеров. В отличие от своего друга и коллеги, он имеет обыкновенное человеческое мышление, владеет всеми параметрами человеческих эмоций, но при этом совмещает в себе множество комплексов. Он немного застенчив, неуверен в себе и язвителен, поэтому отношения с другими людьми не всегда даются ему легко. Вероятно, это исходит из детства Леонарда, которое трудно назвать счастливым, его мать – специалист в области психиатрии и неврологии, ставила над ним различные психологические тесты и эксперименты (например, игнорировала празднование его дня рождения и других праздников). Её характер схож с лучшим другом и соседом Леонарда Шелдоном, видимо, поэтому он и смог с ним ужиться.

Леонард постоянно терпит насмешки от Шелдона, но очень редко может ответить ему тем же. Так Шелдон включает всю свою изобретательность для шутки поострее, например, говоря, что часть трудов Леонарда – это «бесстыдное заимствование» или же когда Леонард получит Нобелевскую премию, он начнёт «исследовать коэффициент трения кисточек у ковра-самолёта». Но Леонард стоически это всё переносит, пользуясь своей фирменной чертой – сарказмом.

Шелдон: «Не понимаю, почему мне на встрече лучше молчать?».

Леонард: «Потому что твоя речь вызывает у людей бешенство».

К тому же, именно он скрепляет отношения четверки друзей-ученых. Подружившись с Шелдоном, он привел в компанию Раджа и Говарда.

По сравнению с Шелдоном проявление стигмы ученого у Леонарда выражено наименее ярко. В эпизоде 2 серии 1 сезона «The Big Bran Hypothesis» Леонард приходит к Пенни извиняться за Шелдона, и вместо обычного стандартного извинения он пишет целое письмо, наполненное научной терминологией: «Как Опергеймер принесший извинения по поводу своего вклада в дело первой атомной бомбы, так я приношу извинения в том, в чем я принимал участие, по крайне мере за свою ошибку в суждении. Признаком великого человеческого эксперимента является готовность признавать ошибки. Некоторые ошибки, как исследование Мадам Кюри радия, имеют огромный научный потенциал несмотря на то, что позже она медленно и мучительно умерла от лучевой болезни. Другой пример - ошибка в исследованиях Эбола…». Пенни же просто обнимает и целует его в щёку, видимо понимая, что своими невербальными знаками скажет больше, чем словами.

Влюблённый в Пенни с первого взгляда Леонард, никак не может пригласить её на свидание. Но, однажды, в 3 серии 1 сезона «The Fuzzy Boots Corollary» Леонард, набравшись смелости, направился к Пенни, чтобы пригласить ее на ужин. Здесь и начинается проявление стигмы ученого. Пенни поначалу даже не догадывалась, что это было именно свидание. Сидя в ресторане, девушка понимает, что им не о чем поговорить, поэтому и спрашивает его о науке.

Пенни: «Ну, что нового в мире физики?»

Леонард: «Да ничего, если честно».

Пенни: «Правда, вообще ничего?»

Леонард: «Ну, за исключением теории струн, ничего особенного не происходило с 1930 года, а теорию струн нельзя доказать ни в коем случае. Максимум, что можно сказать: «Смотрите-ка, моя идея логична и последовательна!».

На этом примере мы видим, что стигма учёного попросту мешает общаться с человеком, не говоря уже о построении личной жизни.

Еще одним показательным примером такого проявления стигмы может послужить вечеринка в честь Хеллоуина у Пенни. Чётверка друзей, как «не из этого мира», сидит на диване, когда вокруг них общаются, развлекаются, танцуют другие люди. Учёные же разговаривают только между собой. Леонард произносит: «Я просто не знаю, как нужно разговаривать с этими людьми». Он хочет познакомиться с друзьями Пенни, но этому мешает его неумение общаться с другими людьми.

Добиться какой-то близости Леонард может только с Лесли Уинкл. Он приходит в лабораторию и говорит ей: «Ну так вот, я думал о некотором биологически-социальном исследовании применительно к нейрохимическим процессам».

Лесли: «Ты что, приглашаешь меня на свидание?»

Леонард: «Я собирался охарактеризовать это как модификацию парадигмы нашего сотрудничества-дробь-дружбы с добавлением свидания как компонента, но без нужды цепляться к терминологии».

Можно сказать, что стигма учёного не мешает общению с человеком, имеющим такую же стигму. Только, конечно, это похоже больше на общение роботов, а не людей.

Леонард: «Можешь определить параметры поцелуя?»

Лесли: «Обычный, но романтический. Мятные конфетки?»

Леонард: «О, спасибо. Должен ли я сделать отсчет от трех?»

Лесли: «Нет, думаю, он должен быть неожиданным».

III. Говард. Говард – инженер, не имеет докторской степени и живёт с матерью. Как раз то, что он не имеет докторской степени и является его стигмой, а также причиной насмешек со стороны Шелдона. Например, когда Купер забывает имя парня, а Говард договаривает за него, он говорит, что «теперь даже ты умнее меня».

Несмотря на то, что он находится в компании друзей-учёных, только один Шелдон обращает на это внимание и постоянно отпускает шутки по этому поводу. Можно сказать о том, что у Шелдона происходит повышение собственной самооценки за счёт стигматизации других (Говарда). Он даже не смотрит на то, что Говард владеет 6 языками и имеет хоть какой-то успех у противоположного пола, на что сам Шелдон не способен.

Шелдон: «Я вижу, вы, джентльмены, наслаждаетесь своими напитками, возможно, вы улучшите их вкусовые качества, если будете пить из этого (достает кружки с надписями)».

Радж (читает надпись на чашке): «Величайший астрофизик в мире».

Шелдон: «Не нужно благодарности, ты это заслужил».

Говард (читает надпись на чашке): «Говард Воловиц. А почему не величайший инженер в мире?»

Шелдон: «Извини, я даже набрал эту фразу, но рука не поднялась нажать Enter».

IV. Раджеш. Радж – лучший друг Говарда Воловица. Имеет докторскую степень в области астрофизики, по национальности – индиец. Его стигма проявляется в том, что он панически боится женщин. Общение с противоположным полом становится возможно только тогда, когда он выпьет алкоголь. Но, несмотря на всё это, он имеет успех у женщин: его молчание принимают за способность слушать и всем нравится его экзотическая внешность.

Радж: «Отец хотел, чтобы я стал гинекологом, как он. Как я могу быть гинекологом? Я с трудом-то смотреть женщине в глаза могу!»

Ещё здесь стоит сказать о культурной стигматизации, которой сильно подвергается Раджеш. Он очень выделяется по внешности ‑ цвет кожи темнее и по разговору – речь с акцентом. Национальная принадлежность для друзей становится поводом для шуток над ним.

Шелдон: «Тебе точно хватит комиксов? Ты будешь сидеть за телескопом 12 часов, а по моим подсчетам ты набрал материала на семь часов чтения. И это с учетом твоих трудностей в понимании идиом в американских комиксах, вроде «Бах» и «Бдыщ».

Радж: «Это расизм? Похоже на расизм».

Говард: «Ну, не преувеличивай. Он считает неграмотным тебя, а не твою расу».

Радж: «А, ну тогда ладно».

V. Лесли Уинкл. Яркими признаками стигмы учёного также обладает Лесли Уинкл. Она работает физиком, являясь при этом коллегой Леонарда. Все свое свободное время она проводит в лаборатории, применяя законы физики, которые она отлично знает (даже обед разогревает с помощью лазера). По характеру Лесли резка, независима и умна.

Лесли: «По груди встречают, а провожают по уму».

Ей нравится вести себя высокомерно и ядовито, причем её не волнуют чувства других людей. Однажды она даже довела Шелдона до заикания. Но она способна решать проблемы, которые не под силу даже мужчинам-учёным. Так в 5 серии 1 сезона она исправляет вычисления Шелдона на доске, с которыми он давно не мог справиться.

Шелдон: «Я не прихожу к тебе домой и не трогаю твою доску!»

Лесли: «На моей доске нет неправильных вычислений».

Это злит Шелдона и с этого момента Лесли Уинкл становится его постоянным врагом (у Шелдона, кстати, есть ранжированный список врагов, который он ведет с детства).

Стигма ученого проявляется в том, что Лесли ведёт себя довольно высокомерно и грубо, видимо, считая, что если человек обладает столь обширными знаниями и математическим складом ума, то ему это дозволено.

Лесли: «Подожди, вы будете соревноваться с Шелдоном Купером?»

Говард: «Да».

Лесли: «Этим заносчивым, тупым женоненавистником из восточного Техаса, который сказал, что я должна бросить свою работу с высокоэнергетичными частицами ради стирки и деторождения?»

Мужчины для Лесли ‑ это «средство снятия стресса». Так в 5 серии 1 сезона она просит у Леонарда помощи в том, чтобы он вместе с группой музыкантов отрепетировал музыку на виолончели у него дома, а затем решает его соблазнить.

Лесли: «Хорошо работаешь пальцами. Может быть, как-нибудь попробуешь на моем инструменте?»

Леонард: «Я думал, я тебе не интересен».

Лесли: «Это было до того, как я увидела, как ты держишь этот кусок дерева между своих ног».

Леонард: «Ты имеешь в виду виолончель?»

Лесли: «Это было очевидное грубое двусмысленное выражение. Я соблазняю тебя».

Леонард: «Серьезно?»

Лесли: «Что я могу сказать, я страстная и импульсивная женщина».

После их ночи вместе на утро она говорит Леонарду, что ее физиологические потребности удовлетворены до Нового года.

На этом примере мы видим, что стигма учёного проявляется еще в том, что Лесли отказывается от каких-либо чувств, её волнует только личное физиологическое удовлетворение.

Даже поцелуй для неё является какого-то рода «экспериментом»: «Хороший поцелуй, подходящая техника, никаких инородных слюней, но никакого возбуждения». Еще одно проявление стигмы учёного – это прямота Лесли, даже в интимном плане.

Таким образом, проанализировав нескольких персонажей ситкома «Теория большого взрыва», мы увидели проявление учёного как стигмы. Можно сказать, что практически у каждого героя сериала имеется своя стигма, которая выступает условным знаком клеймения, а также выполняет свою функцию – функцию выделения человека в обществе, носящего какие-то особые качества.

В результате анализа мы пришли к следующим выводам:

- основной стигмой всех персонажей является стигма «учёный», которая мешает её носителям быть социально полноценным;

- стигма «ученый» не существует в чистом и при создании персонажей смешивается с другими стигмами – «гений-социофоб» (Шелдон), «сын, который желает заслужить одобрения матери» (Леонард), «маменькин сынок» (Говард), «иностранец» (Раджеш), «холодная женщина-исследователь» (Лесли);

- стигма «ученый» делает круг взаимодействия персонажей довольно узким – это работа в одном институте, где они общаются в основном друг с другом (например, в кафетерии обедают всегда за одним столом), и времяпровождение дома (настольные и компьютерные игры, научные споры и т.п.).

На основе анализа данного сериала мы убедились в том, что стигма сегодня – это явление в основном культурное и коммуникативное. Стремление человека все систематизировать, определив оппозиции «свое / чужой», ведет к навешиванию ярлыков на людей, отличных от того, что принято считать «нормой». Такое «клеймение» создает современную систему каст, порождая стереотипы и предрассудки в отношении не просто отдельных людей, а целых профессий и родов занятий. На наш взгляд, стигматизация на сегодняшний день остается явлением малоизученным, но требующим пристального внимания исследователей.

__________________

Список литературы:

Гоффман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность / Пер. М. Добряковой. – М., 1963. – С. 3-4.

Киселев М. Ю. Страх и стигма: о социально-психологических механизмах стигматизации больных СПИДом и жертв радиационных катастроф // Психол. журн. – 1999. – №4. – С. 40.

Кнуф А. Стигма: теория и практика // От теории к практике. – 2006. – №2. ‑ С. 149-153.

Сериал «Теория Большого Взрыва» // vokrug.tv. ‑ 2018. ‑ Режим доступа: https://www.vokrug.tv/product/show/the_big_bang_theory (Дата обращения: 21.03.2019).

Таучев А.А. Стигматизация как элемент социального маркирования // Научное сообщество студентов : материалы IX Междунар. студенч. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 83-87.

Финзен А. Психоз и стигма. ‑ М., 2001. – С. 190.

__________________

SCIENTIST AS A STIGMA: ANALYSIS OF REPRESENTATIONS IN THE SHOW “THEORY OF BIG BANG”

The paper observes the notion of stigma as a sociocultural phenomenon in terms of its mass circulation. The research bases on the Goffman’s theory which interprets stigmas as discreditating attributions of an individual that places them at the negative point of normality. The bright example of the stigma is the the stigma of scientist reproduced in the show “Theory of Big Bang”. The paper discusses the characters of the show to illustrate the stigma construction.

Key words: stigma, stigmatization, types of stigma, Irwing Goffman, scientist as stigma, show Theory of Big Bang.

Об авторе

Линник Елизавета Вячеславовна – студентка направления подготовки «Медиакоммуникации» НИУ «БелГУ» (г. Белгород).