Репрезентативные характеристики сотрудников полиции в новостных лентах МВД
Реформирование системы МВД России началось после принятия в 2011 году закона «О полиции». Для продуктивного взаимодействия с обществом и повышения результативности деятельности полиции перед ведомством стоит необходимость формирования соответствующего имиджа различными способами.
Исследования последних лет, проводимые «Фондом общественного мнения» по заказу МВД России, свидетельствуют о росте доверия к полиции в обществе. Опрос 2014 года показывает, что остается большое количество респондентов, которые сталкивались с работой сотрудников правопорядка и остались недовольны (Работа полиции …, http). В 2013 году результаты выявили тенденцию, что содействие полиции готовы оказывать представители ресурсных групп: 74% столичных респондентов, 72% людей с высшим образованием готовы сообщить в полицию о преступлении. 59% готовы дать свидетельские показания. Повышенная готовность оказывать помощь полиции наблюдается среди респондентов, которые черпают сведения о работе органов внутренних дел из Интернета. Они чаще среднего россиянина готовы содействовать полиции всеми возможными способами, начиная от добровольной охраны общественного порядка (19% против 14% по выборке) и заканчивая сообщением информации о преступлении (74% против 66%) (Взаимоотношения полиции …, http).
На основе этих данных представляется актуальным изучить репрезентативные характеристики сотрудников МВД, работающих в близком к столице регионе – в Московской области, которая характеризуется сложным демографическим составом и высокой мобильностью населения.
Для анализа выбран сайт ГУ МВД России по Московской области – 50.mvd.ru. Он представляет интерес как ресурс наполненный текстами, созданными сотрудниками подразделений Главного Управления МВД России по данному региону, а также подведомственными ему управлениями и отделами. Сайт является официальным представительством ведомства в сети Интернет и отвечает требованию Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 г. № 1060 «Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет».
В качестве эмпирического материала рассмотрим новости, опубликованные на сайте 50.mvd.ru в период с 1 сентября по 30 ноября. Их общее количество – 1501. Цель – изучить характеристики репрезентации полицейских как социальных акторов – субъектов новостных сообщений, а также других категорий граждан, входящих в дискурс.
Новости сайта можно разделить на несколько групп в соответствии с тематикой. Наиболее многочисленными являются такие группы, как:
Раскрытие грабежей и краж (375 новостей или почти 25%)
Новости о положительных результатах оперативно-разыскных мероприятий по фактам совершения краж и грабежей (из квартир и домов, транспортных средств, у жителей).
Противодействие наркоторговле (249 новостей или 16,6%)
Информация о задержании граждан за хранение и сбыт наркотических веществ.
Социальная (имиджевая) тематика (166 новостей или 11%)
Новости о проведении сотрудниками ведомства социально значимых акций и мероприятий, Дней открытых дверей, встреч с ветеранами или матерями погибших сотрудников полиции.
Освещение оперативно-профилактических мероприятий (155 новостей или 10,3%)
Сводка происшествий (67 публикаций или 4,5%)
Публикация информации о происшествиях, произошедших на территории Подмосковья за прошедшие сутки. Исключается из анализа в связи с сухой статистической информацией.
Прием граждан по личным вопросам (60 публикаций или почти 4%)
Объявления о проведении приема граждан сотрудниками ГУ МВД России по Московской области или районных подразделений.
Задержание преступников, находящихся в федеральном розыске (53 новости или 3,5%)
Охранная тематика (46 новостей или 3%)
Сообщения о запланированных охранных мероприятиях во время выборов, а также на футбольных матчах.
Раскрытие случаев угона автомобилей (35 новостей или 2,3%)
Раскрытие разбойных нападений (31 новость или 2,06%)
Борьба с незаконной миграцией (26 новостей или 1,7%)
Новости о выявленных случаях нарушения законодательства при постановке на миграционный учет иностранных граждан.
Задержание преступников за причинение вреда здоровью разной степени тяжести (24 новости или 1,6%)
ДТП (23 новости или 1,5%)
Информация о дорожно-транспортных происшествиях, произошедших по вине полицейских или в которых пострадали сотрудники полиции, а также об авариях имеющих резонанс в обществе.
Объявления для гражданского населения (20 новостей или 1,3%)
Работа Общественных советов (17 новостей или 1,1%)
Сообщения о заседаниях Советов и о проверках их членами деятельности районных подразделениях ГУ МВД по Московской области.
Коррупция в рядах полиции (16 новостей или 1%)
Задержание полицейских за взяточничество или задержание преступников при попытке дать взятку полицейскому.
Каждая группа сообщений о проведении и участии полицейских в конкурсах, выявлении случаев нарушения законодательства в сфере продажи алкогольной продукции и табака, проведении брифингов и пресс-конференций, публикации поздравлений и информации о праздниках, о задержании мошенников, пресечении незаконной предпринимательской деятельности, задержании граждан за незаконное хранение оружия и боеприпасов, объявления благодарности сотрудникам полиции от гражданских лиц и организаций, о задержании организаторов интим-притонов, оставление детей в опасности, объявления для полицейских составляют менее 1% от общего числа новостей.
На основе теории Тео ван Лёвена (Van Leeuwen 2009: 17-18) рассмотрим то, как происходит репрезентация социальных акторов: полицейских и тех, с кем они работают.
Функциональная идентификация представителей подразделений ГУ МВД по Московской области выражается в текстах существительными «полицейские», «сотрудники», «стражи порядка». В большинстве заголовочных комплексов используются конструкции, включающие в себя эти идентификации и территориальную принадлежность, например «Сотрудники МО МВД России «Павлово-Посадский» проверили объекты придорожного сервиса», «Байконурскими полицейскими выявлен факт незаконной продажи лекарственного препарата». В группе новостей, посвященной случаям нарушения российского законодательства трудовыми мигрантами, социальными субъектами выступают «участковые уполномоченные». Они также являются активными субъектами в новостной группе, объединяющей сообщения о конкурсах, в частности, в публикациях о номинации и победе участкового уполномоченного из Московской области во всероссийском конкурсе «Народный участковый».
Репрезентация заголовков и сообщений включает в себя распределение ролей, где активная роль отдана сотрудникам правопорядка: «задержали», «предотвратили», «посетили», «провели акцию/рейд/разъяснительную беседу/игру», «проверяли», «привлекли к ответственности». Глаголы: «раскрыта», «раскрыли», «предотвратили», «задержали» демонстрируют результативность действий акторов.
Использование в заголовках и лидах слов «полицейские», «сотрудники», слов, определяющих территорию (район), о котором идет речь, глаголов, указывающих на результат или процесс, связано с требованиями к оформлению материалов для публикации на сайте, которые сформулированы Управлением общественными связями ГУ МВД по Московской области. В заголовках обязательно должна быть информация о месте и событии. Эти методические рекомендации также определяют количество слов в заголовочном комплексе: не более десяти.
Однако методические рекомендации не содержат четкого указания на то, в какой последовательности должны использоваться слова в заголовочных комплексах. Поэтому достаточно часто заголовки содержат отглагольные существительные, указывают на других участников дискурса – преступников и потерпевших. В них также используется способа репрезентации, который Тён Ван Лёвен назвал «Исключение», например: «Задержание злоумышленника», «Выявление факта злоупотребления должностными полномочиями», «Причинение тяжких телесных повреждений на территории обслуживания ОМВД России по Талдомскому району». Решение какой заголовок будет использован на сайте принимают специалисты УОС ГУ МВД по Московской области, ответственные за публикации новостей.
В новостном дискурсе важную роль играет группа социальных субъектов - преступники, которые выступают в речевых актах объектами воздействия полицейских, ассимилируются (указывается количество), обобщаются и классифицируются по демографическим характеристикам (пол, возраст), а также по происхождению. Категоризация по происхождению демонстрирует отношения «свой-чужой». Преступники как субъекты характеризуются так: «местный житель», «двое жителей г.п. Красково», «уроженки Брянской и Липецкой областей», «уроженец Республики Азербайджан», «граждане Юго-Восточных стран», «этническая группа», «граждане Средней Азии».
Потерпевшие – это еще одна пассивная группа социальных акторов в сообщениях новостной ленты сайта ГУ МВД России по Московской области. Их репрезентативная характеристика также включает в себя ассимиляцию и классификацию с указанием возраста и происхождения.
Конструкции с использованием классификации по происхождению используются по шаблону, представленному районным инспекторам и специалистам по работе со СМИ сотрудниками УОС ГУ МВД по Московской области. Разграничение необходимо для того, чтобы показать является ли преступник или потерпевший жителем территории, где произошло преступление или же он прибыл в район происшествия из другого муниципального образования, области, страны. Специфика Московской области, где живет и работает большое число приезжих, также влияет на желание читателей знать, кто склонен к совершению преступлений: местный или мигрант. Возраст правонарушителей указывается для понимания того молодой человек, в возрасте или же в годах совершил преступление.
Ассимиляция, указывающая на количество преступников, важна для понимания, какие санкции статей уголовного или административного кодекса будут применены к нарушителю: преступления, совершенные группой лиц, расцениваются как более тяжелые и влекут более серьезную ответственность.
Сообщения, посвященные социальной тематике, инспекторы и специалисты по работе со СМИ подразделений полиции называют «имиджевыми». В них авторы информационных сообщений прибегают к объединению пассивных субъектов дискурса в группы (обобщение), идентифицируя их по физическому принципу - «дети-инвалиды», «лица с ограниченными возможностями», ролевому - «мамы», используя функционализацию по роду деятельности – «ветераны МВД», «школьники», «студенты». Обобщение проявляется в репрезентации слов «автолюбители», «автовладельцы». Этот принцип позволяет указать на группы лиц, принадлежащие к той или иной социальной категории.
Ещё одни участники дискурса – члены Общественных Советов при районных управлениях МВД и при Главном Управлении МВД России по Московской области. В группе сообщений, которая объединяет новости об их деятельности, члены Советов выступают в качестве активных акторов речевых сообщений. К ним применяется формальная номинация и категоризация: «председатель Общественного совета А.В. Елисеев», «<…> заместитель председателя Общественного совета при УМВД А.В. Новиков, …». Это позволяет персонифицировать действия данных субъектов, а также проинформировать читателей о том, кто именно входит в Общественные советы без отсылки к другим источникам.
Построение предложений в новостных сообщениях строится по разным схемам:
1. Нарративное повествование (последовательность событий в хронологическом порядке, от совершения преступления и заявления в полицию, до кульминации – задержания преступника силами полицейских, возбуждение уголовного дела).
2. Обратная последовательность событий – задержание преступника. Раскрытие кражи становится информационным поводом и вынесено в лид, бекграунд повествует о событиях, предшествовавших этому – о совершении преступления. Нарративная схема используется для освещения значимых событий. В такой последовательности допускается информирование о резонансных преступлениях, которые совершены, но еще не раскрыты (данные публикуются с разрешения следователей). Нарратив свойственен публикациям на тему быстро раскрытых правонарушений, в то время как обратный нарратив свидетельствует о задержании преступника по делу, возбужденному продолжительное время назад, так называемому «висяку». В сообщениях по второй схеме акценты сделаны на фактах раскрытия преступления, на задержании преступника, а не на противозаконных действиях в прошлом.
В новостях сайта 50.mvd.ru методы работы полицейских не представлены. Их заменяет формулировка «оперативно-разыскные мероприятия». На этапе текстопорождения сотрудники пресс-служб исключают из сообщений информацию о конкретных действиях полицейских, сохраняя принцип неразглашения в соответствии со статьей 161 Уголовно-процессуального кодекса РФ «Недопустимость разглашения данных предварительного расследования».
В новостях группы по борьбе с наркоторговлей есть социальные акторы, которые исключены из репрезентации и могут быть выявлены читателями, обладающими дополнительной информацией. К таким «исключениям» относятся сотрудники экспертных подразделений МВД. Их номинальное присутствие в тексте связано с использование формулировок: «Результаты химического исследования показали, что изъятые вещества являются наркотическим средством – героином, общей массой 4,4 грамма». Исключенные акторы позволяют упростить текст, избежать переполненности новости дополнительной информацией, которая никак не сказывается на качестве приведенных данных.
В сообщениях групп по освещению оперативно-профилактических мероприятий и содержащих объявления для гражданского населения используется еще один социальный субъект – читатель, житель или гость региона. Авторы сообщений обращаются к ним, применяя директивные высказывания о содействии полиции в борьбе с преступностью: «незамедлительно сообщайте по телефону». Наречие «незамедлительно» носит тревожный характер, указывая на важность оперативного реагирования. Директивные высказывания являются побудительными к действиям, заставляют адресата сообщения мобилизоваться, проявить бдительность, которая важна в работе полицейских с населением.
При анализе новостного материала сайта ГУ МВД по Московской области за сентябрь-ноябрь 2014 года выявлены несколько стратегий репрезентации ключевого социального актора (субъекта) – сотрудников ведомства. Их роль определяется как активная и как второстепенная, что проявляется в использовании словестных конструкций в предложениях, связи текста, его градации, в составлении заголовочных комплексов и лидов – частей сообщений, которые в первую очередь видны посетителю сайта в новостном блоке. В публикациях используется ассимиляция и классификация по полу, возрасту, месту происхождения в отношении таких социальных акторов, как нарушители закона. В меньшей степени ассимиляция используется в сообщениях применительно к сотрудникам полиции.
Сайта ГУ МВД по Московской области 50.mvd.ru преследует цель оперативного информирования журналистов и жителей области. Используемые репрезентативные стратегии во многом являются типичными и для других региональных управлений МВД России. Проведя сравнение новостной ленты Подмосковной полиции и УМВД России по Белгородской области, можно выделить общие черты: представление потерпевших и преступников выполняется с помощью классификации по полу, возрасту, происхождению или проживанию; в новостях есть привязка к местности через указание места происшествия и районных подразделений УМВД по области; нарративное и обратно нарратитвное повествование в сообщениях. Есть и различия в репрезентативных характеристиках. Например, группа новостей, которую авторы текстов называют «имиджевой», в разных регионах имеет свои особенности. Так на сайте 31.mvd.ru (УМВД России по Белгородской области), в отличие от подмосковного сайта, присутствуют публикации интервью с полицейскими, часто сотрудники МВД представлены через призму определенных личностей, упоминаются имена полицейских не только высокого ранга. Неформальная репрезентация позволяет приблизить содержание текста к читателю. В сообщениях используется больше слов, характеризующих полицейских. Результативность работы показана не только глаголами «раскрыли» (кражу), но «вернули» (имущество).
В заголовочных комплексах новостей на сайте УМВД по Белгородской области используется большее количество активных акторов, они проще по восприятию, чаще указывают на узкие группы адресатов («Информация для СМИ», «Информация для выпускников», «Ветеранам МВД» и т.п.). Количество новостей на белгородском сайте меньше, за счет объединения сообщений общей тематики. В них, в отличии от ленты новостей Московской области, смещены акценты, указывающие на территориальное значение. То есть, одна новость на сайте 31.mvd.ru рассказывает, например, о трех раскрытых кражах в Белгородской области. В тексте указывается, в каких районах полицейские успешно выполнили свою работу. По правилам пресс-службы ГУ МВД по Московской области, которая отвечает за публикацию новостей на сайте, информация должна представляться по каждому району региона отдельно. Например, проведение оперативно-профилактических мероприятий по всей области выглядит на сайте как ряд публикаций по каждому району, заголовки отличаются только указанием территории.
По сравнению с новостями Белгородской области, на сайте ГУ МВД по Московской области информация представлена в официальном стиле, по шаблону, без использования экспрессивных слов, придающих сообщениям какой-либо оттенок. Все это влияет на имиджевую составляющую новостей – образ подмосковных полицейских ограничен одинаковыми репрезентативными характеристиками, что усложняет его репрезентацию. Таким образом, новостная лента сайта подмосковной полиции формирует у адресатов представление о своих сотрудниках с помощью формального подхода, с упором на результативность работы сотрудников ведомства в каждом районе Московской области, имеет свои недостатки, которые свидетельствуют об отсутствии стратегии формирования имиджа по средствам использования сайта, его основной функцией остается информирование.
____________________________
Cписок литературы:
Работа полиции и отношение к полицейским [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11784
Взаимоотношения полиции и граждан: исследование ФОМ по заказу МВД. Криминальные угрозы, опасения россиян и их контакты с органами внутренних дел [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11180
Красикова Т. Репрезентация социальных субъектов конфликтных ситуаций в медиатекстах // Современный дискурс-анализ. Дифференциация и креолизация в дискурсных практиках. – 2013. - №9. - С. 17-26. Режим доступа: http://www.discourseanalysis.org/ada9/st63.shtml
Ваше право знать. Краткий справочник по доступу к информации / Под ред. Г.Ю. Араповой – Спб.: Изд-во «Моби Дик», 2006 – 74 с.
Van Leeuwen, T. Discourse and practice. New tools for critical discourse analysis. Oxford university press, 2008. – 185 p.
Van Leeuwen, T. Critical discourse analysis // Discourse, of course. An overview of research in discourse studies/ Ed. by J. Renkema. - Amsterdam: John Benjamins B.V., 2009. – 403p.