Современный дискурс-анализ

Наверх

Анна ТЕРЗИ

Актуализация норм «правильного» воспитания ребенка на страницах изданий для родителей

Появлению новых СМИ узкой тематической направленности способствует экономическое, политическое и социальное состояние массовой аудитории. Благодаря постоянному обращению к актуальным для определенной читательской аудитории вопросам повседневной жизни, публикации последних новостей из области определенной тематики, специализированные издания способны не только, по их мнению, удовлетворять информационные потребности отдельных групп читательской аудитории, но и транслировать социальные нормы, представления о «нормальном», «правильном». Именно узкоспециализированные издания отражают основные институциональные (в том числе государственные) установки в той или иной социальной области.

Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации сегодня является улучшение демографической ситуации в регионах. Особых успехов, как мы видим, в этом отношении сумела добиться Белгородская область. Это, а также увеличивающееся количество молодых родителей стало поводом для создания специализированных изданий для родителей. В этой статье мы обратимся к одним из наиболее показательных из них – электронному журналу «Белмама.ру» (http://www.belmama.ru) (2009г.) и печатному изданию «Родительский репортер». Эти издания в равной степени как отражают существующие нормы «правильного» воспитания ребенка, так и конструируют их.

Специализированная пресса за счет направленности на конкретную аудиторию (идентификационные признаки которой более конкретны, чем, скажем, у общественно-политического издания), способна оказывать сильное воздействие на восприятие фактов действительности и, как результат, сформировать отношение целевой аудитории к этим фактам действительности. Современная родительская пресса, целевой аудиторией которой являются будущие и настоящие родители (в основном женщины), акцентирует внимание, прежде всего, на основах правильного воспитания ребенка: каким образом и какие основные моральные ценности нужно воспитать в ребенке, зачем уделять внимание его интеллектуальному развитию, каким образом формировать гигиенические навыки у ребенка и т.д. Предлагая родителям основы правильного воспитания ребенка, пресса для родителей формирует представление о «хорошем» («допустимом», «правильном», «нормальном») воспитании (и «хорошей» маме) в родительском обществе, но наибольшее влияние оказывает не столько на свою целевую аудиторию – родителей, сколько на современных детей как тех, на кого проецируются транслируемые педагогические модели.

Функционирующий на территории Белгородской области портал для родителей «Белмама.ру» сегодня достаточно популярен среди белгородских родителей (всего зарегистрированных пользователей на май 2012 года -11561 при общем населении Белгородской области – около 1500000 человек).

В рамках нашего исследования мы определим, каким образом актуализируются педагогические нормы и представления о правильном воспитании современного ребенка с редакционной позиции портала для родителей «Белмама.ру». Для решения поставленной задачи был применен дискурс-анализ текстов, как вербальных, так и визуальных элементов портала «Белмама.ру».

Предметная область издания

Электронный журнал «Белмама.ру» является социальным проектом. На это указывают целевая аудитория (семьи Белгорода) и тематика издания (отношения в семье, воспитание ребенка). Главным социальным объектом портала «Белмама.ру» является семья, но основное внимание из всех членов семьи уделяется ребенку. В свою очередь ребенок как социальный объект журналистских репрезентаций дифференцирован по возрастным характеристикам: младенцы (материалы рубрики «От 0 до года»), дети от 0 до 3 (рубрика «От 0 до 3») и дошкольники (рубрики «От 3 до 7», «Детский сад в Белгороде: консультации специалистов»). Таким образом, мы можем говорить, о том, что основная часть материалов портала посвящена развитию ребенка в определенном возрасте. В свою очередь дифференциация детского возраста на временные отрезки акцентирует внимание родителей на необходимый уровень развития ребенка в конкретном возрасте.

Тем не менее, несмотря на «социальность» репрезентации ребенка в издании, его образ «выстраивается» не только благодаря обращению к социальной предметной области, но и к физической и психической. Визуализация тех или иных качеств ребенка и проблем его воспитания достигается за счет, например, иллюстраций к материалам. Каждая иллюстрация «раскрывает» тему статьи, маркирует её, косвенно указывает на ее содержание, либо проблему материала. Например, в материале «Белгород: детская агрессия …главное направить энергию в нужное русло» использовано изображение девочки, с злым выражением лица, показывающей кому-то кулак. Настроение девочки на картинке указывает на то, что материал рассказывает о проявлении ребенком агрессии. Подобные маркеры физического объекта призваны дополнительно привлечь внимание читателей к материалу, особенно в тех случаях, когда страницы электронного издания лишь просматриваются. В то же время такие иллюстрации определяют однозначную оценочную трактовку определенных педагогических задач - в частности, необходимости нейтрализации или «конверсии» детской агрессии.

Ребёнок маркируется также и в контексте психической предметной области. Эти маркеры на страницах журнала являются одними из самых распространенных: они встречаются и в самих текстах, и в качестве физических объектов. Это объясняется тем, что тема психологических аспектов семьи (взаимоотношения супругов в семье до и после появления ребенка, отношения отца к ребенку, отношения ребенка со сверстниками и т.д.) широко представлена на страницах издания. Например, в материале «Белгород: первая любовь … в детском саду» заявленная тема уже будет маркером психического объекта, будучи подкрепленной иллюстрацией к материалу (мальчик с девочкой в песочнице, обмениваются игрушками). История, ставшая поводом для обращения к теме материала (рассказ ребенка, о том, что все в детском саду уже переженились, а героиня все ни как не решится - стоит ли ей выходить замуж за одногрупника Вову), также определяет ситуацию не столько как социальную, сколько как эмоционально-духовнуюю.

Функцию «психологизации» педагогических ситуаций в любом материале, опубликованном в журнале «Белмама.ру», выполняют и рекомендации-советы специалистов или автора материала, по поводу как лучше поступить в той или иной ситуации. Теме психологии посвящена отдельная рубрика «Семейная психология». Маркеры психических объектов воздействуют на восприятие получаемой информации: иллюстрации к материалам или истории, послужившие поводом для обращения к данной теме, позволяют читателю примерить проблему на себя, актуализировать ее в своем сознании и, в конце концов, прочитать сам материал, чтобы знать, как нужно себя вести в случае возникновения подобной ситуации. Педагогическая проблема интериоризируется, переводится во внутренний план читателя.

Когнитивные стратегии и логические приёмы в дискурсе издания

Анализ когнитивных стратегий и логических приемов дискурса позволит нам определить, как предъявляются и интерпретируется предлагаемые правила хорошего воспитания на страницах электронного издания «Белмама.ру». Описание как когнитивная стратегия используется как в новостных материалах, так и во вступительных частях многих статей. Например, в материале «Белгород: детские шалости … выдумка фантазия и ложь ищем границы» описывается история о том, как ребенок постоянно врал родителям. В итоге жалобы на головную боль они восприняли как очередную выдумку ребенка, и лишь совет педагога детского сада вынудил родителей все-таки обратиться к врачу. В результате у ребенка выявили внутричерепное давление. Все описательные истории подчеркивают актуальность темы, обращают внимание на возможные последствия. Описание проблемы или ситуации как типичной, яркой или непредсказуемой сближает автора и читателя. Такие материалы направлены на то, чтобы родители могли предупредить описываемую ситуацию. Схема описания включает в себя указание того, как возникла, развивалась ситуация и какие действия были предприняты для её нормализации. Собственно, ценна не столько сама описываемая ситуация, сколько характеристика стратегий её оптимизации. В этом смысле описываемая ситуация предоставляет читателю «симптомы», автор ставит «диагноз» и определяет «методы лечения». Приведенный нами выше пример иллюстрирует, как описание проблемы актуализирует поднятую тему для всех родителей, а значит приведенные в материале советы, будут восприниматься как план действия для решения проблемы.

Ещё одна когнитивная стратегия - интерпретация происходящих событий (новости) и решений правительства, которые касаются института семьи, также широко используется в материалах, публикуемых на страницах портала. Также интерпретация встречается в материалах медиков, где описываются детская болезнь и действия, которые должен предпринять родитель («Белгород: ушные болячки … отит лучше предупредить»). Интерпретация очень часто встречается в скрытых рекламных текстах, авторами которых выступают специалисты конкретной организации. Консультации специалистов собраны в одной рубрике «Из первых рук». Интерпретация на страницах издания для родителей – это главный «инструмент» журналиста, объясняющего что-либо родителям. Стоит обратить внимание на то, что интерпретация события или явления всегда предполагает подать описываемое под определенным углом зрения и интерпретировать происходящее исходя из позиции издания. В итоге интерпретация позволяет задать нужное понимание описываемой ситуации или проблемы.

Прогноз – достаточно редкая когнитивная стратегия, используемая в журнале «Белмама.ру». На наш взгляд, социально-психологическая направленность и тематика издания не предполагает использование прогноза в качестве средства воздействия на аудиторию. В то же время, он встречается в материале «Нехватка мест в детских садах… что делать будем?». Прогноз здесь направлен на описание возможных результатов предпринимаемых правительством Белгородской области для решения проблемы нехватки мест в детских садах.

Нормирование как когнитивная стратегия предполагает построение дискурса относительно идеального или желаемого положения вещей. Нормирование часто применяется на страницах рассматриваемого нами издания, так как каждый материал предполагает рекомендации по поводу того, как нужно или не нужно поступать в описываемых случаях. Наиболее четко нормирование можно проследить в рубрике «Детские сады Белгорода: консультации специалистов». В этой рубрике публикуются только материалы педагогов белгородских детских садов, которые, опираясь на свой опыт общения с детьми, предлагают родителям нормированные формы общения с детьми и возможные пути решения возникающих проблем. Аннотация к рубрике «Детские сады Белгорода: консультации специалистов» гласит: «Когда становиться в очередь на детский сад? Кто курирует дошкольное образование в Белгороде и области? Зачем существует разделение на «центры развития» и обычные муниципальные детские сады? Кто организовывает частные группы? Питание, здоровье и воспитание маленьких граждан Белогорья в вопросах и ответах». Ответы на вопросы из процитированной нами аннотации к рубрике предполагают описание того, что будет являться нормой, а что отклонением от нормы. Если учесть, что материалы готовят не обычные журналисты, а педагоги детских садов, люди с большим опытом общения с детьми, мы можем говорить о том, что предлагаемая в материалах норма будет восприниматься как постулат.

Технологизация предполагает построение дискурса относительно способов или порядка изменения или создания положения вещей. Каждый материал портала для родителей поднимает какую-то проблему, к которой дается подробная инструкция как её решить или как к ней относится. Эта когнитивная стратегия прослеживается практически в каждом тексте электронного издания, потому что само обращение журналиста или специалиста к какой-либо проблеме говорит об ее актуальности на данный момент, а значит, материал предполагает предложения по поводу либо отношения к ситуации, либо возможных путей ее решения. Технологизация позволяет пошагово представить возможный (как правило, приводится один) план действий. Например, в материале «Белгород «Хобби и ты» мир детских увлечений … чем увлечь ребенка в поездке» даны рекомендации, чем можно занять ребенка в поездке. Описание плана действий в данном материале детальное: материал представляет описание игр и занятий, которыми можно занять ребенка в поездке, исходя их возрастных предпочтений маленького пассажира.

Рассмотрим подробнее логические приёмы, используемые в издании.

Прибегая к такому логическому приему, как рассуждение автору удается вести читателя за ходом своей мысли: аргументы в рассуждении выстраиваются в определенной последовательности - один доказывает следующий. Пример рассуждения «…во-первых, предоставленное количество дополнительных мест в детских садах намного ниже количества в них нуждающихся. Похоже, родить ребенка легче, чем построить новый детский сад или даже реконструировать старый….», «… я, правда, пока еще думаю: для школы, класса, для ребенка, который готовится поступать в мединститут – понятно, такая модель – очень хорошее учебное пособие, но вот ему – зачем? Поиграет и бросит. А с другой стороны – тяга к знаниям. Нужно поощрять. Не решил еще до конца, буду ли покупать». Рассуждение - выгодный прием, в случае, если нам нужно подвести читателей к какой-то мысли. С помощью последовательно выстраивания аргументов читатель не сомневается в правильности сделанного вывода или в правильности предлагаемой линии поведения в том или иной ситуации.

К методу анализа обращаются в случае если необходимо доказать какую-то мысль или право на существование какого-то явления. Возможность разложить рассматриваемый вопрос на части помогает автору найти дополнительные аргументы и доказательства своего тезиса или мысли. На страницах портала «Белмама.ру» анализ часто используется в таком жанре, как интервью, где специалисты, отвечая на вопросы журналиста, анализируют сложившуюся ситуацию.

Логический прием сравнения используется в том случае, если автору необходимо подчеркнуть свою мысль, показать как лучше и как надо что-то воспринимать или к чему-нибудь относиться. Например, «без малого четыре тысячи новых мест в детских садах, даже с учетом уже существующих, проигрывают восьмитысячной очереди», «… но именно с того дня я поняла: сегодня женщине, маме, без навыков вождения нельзя, если она хочет быть мобильной и не напоминать вьючную ослицу…».

Обобщение часто используется в качестве перехода от вводной части к основному тексту материала: «… об этом и многом другом нашим читателям рассказывает магазин бытовой техники «СОЮЗ». Журналист портала «Белмама.ру» пробежалась по магазинам бытовой техники Белгорода и узнала о чем оно, последнее слово техники для молодых мам». Метод логического обобщения позволяет автору материала актуализировать поднимаемую проблему.

Таким образом, использование логических приемов в материалах позволяет выстроить аргументацию своих мыслей таким образом, чтобы обеспечить доказательность выдвигаемых тезисов. Логические приемы анализ, сравнение, рассуждение подводят читателя к нужной автору мысли.

Подводя итог этой части нашего исследования, мы можем говорить о том, что на страницах портала «Белмама.ру» используются различные способы воздействия на аудиторию и «нормализации» педагогических представлений и практики: журналисты используют маркеры и физических, и психических объектов, что позволяет актуализировать в глазах читателя поднимаемые вопросы и проблемы. Предлагаемые пути решения поднимаемых в материалах проблем с помощью описания, интерпретации, нормирования и технологизации подаются как правильные, основанные на последних исследованиях (консультации и комментарии специалистов).

Далее мы рассмотрим с помощью каких языковых средств прописываются нормы правильного воспитания ребенка на страницах электронного издания «Белмама.ру».

Языковые средства, используемые в текстах на портале «Белмама.ру»

Материалы социальной тематики строятся на использовании в качестве языковых средств большинства видов троп, с помощью которых создаются намеки на образы членов семьи – мамы, папы, ребенка, образы работников из сферы семьи – педагогов, педиатров, семейных психологов. Рассмотрим эти образы на конкретных примерах.

Метафора – это языковое средство, которое четко делит явление на правильное и неправильное, положительное или отрицательное. Пример использования метафоры: «Не детка, а пирожок на ножках», «знаю, как родственники закармливают моего сына – словно готовятся к всесоюзной выставке молодых поросят» («Пирожок на ножках… следим за весом малышей»). В приведенном нами примере образ ребенка в виде пирожка на ножках указывает на то, что хорошая мама следит за питанием ребенка, его весом и не только дома, но и даже когда он в гостях у родственников.

Метонимия чаще используется в заголовках, так как по нормам журналистского творчества заголовки должны быть короткими, и одним словом нужно выразить действие или состояние чего-либо. Например, «СОЮЗ» бытовой техники и комфортных поездок». В данном заголовке слово «СОЮЗ» используется в двух значениях: иллюстрирует название магазина, предлагающий технику, и втрое значение, которое вытекает из прямого значения слова «союз» - удачное объединение.

Еще пример: «…если вы только собираетесь стать счастливым обладателем права на управление транспортным средством, то этот материал специально для вас…», «бутылочка — один из самых необходимых предметов в арсенале новорожденного малыша». Метонимия позволяет выражать отношение автора к описываемому событию. Удачно использованная метонимия придает тексту ненавязчивость предлагаемой темы для обсуждения, вызывает интерес у читателя.

С помощью эпитетов авторам материалов удается сделать образ героя материала выраженным, наделить его определенными чертами и тем самым сформировать отношение читателя к идеальному образу. Например, «Хранилище знаний», «Белгородский Айболит», «Восьмое марта в ритме арабского танца», «Елка в новом формате», «Паровоз желаний» - заголовки материалов рубрики «Белогорье - детям». Приведенные нами эпитеты несут в себе положительную окраску, что в свою очередь указывает на то, что хорошее и правильное представляется на портале не только при помощи использования противопоставления или сравнения. Авторы прибегают к образам-примерам, на которые нужно равняться, и эти положительные примеры наиболее ярко иллюстрируют эпитеты.

Гипербола позволяет подчеркнуть поднимаемую проблему, выразить отношение к ней и сформировать отношение к описываемому у читателя, но используется не часто, так как непосредственно не выражает «норму» и «правильное» в материале. Пример использования гиперболы: «Говоря все это, моя посетительница заливалась слезами» («Вырасти в себе жену. Тренинг… «многоликость» - в приоритете»).

Сравнению посвящены целые материалы – особенно те, которые пишутся на основе проведенного опроса на страницах журнала – «опросник». Например, «Детская одежда в Белгороде … где покупаем?» на основе полученных результатов голосования сравниваются плюсы и минусы покупок одежды малышам на разных торговых площадях: рынке, маленьких магазинчиков, крупных гипермаркетов, и интернет-покупки. Использование сравнения в материале позволяет с одной стороны рассмотреть проблему со всех сторон, с другой – подчеркнуть нужное в материале, обратить внимание на то правильное отношение к проблеме, которое хочет донести до читателя автор.

Термины широко используются в материалах медиков, психологов и рекламных текстах, рассказывающих о новых достижениях техники, призванной помочь женщинам стать красивой («анемия», «бьюти-тек технологии», «ламинирование волос», «коррекция фигуры» и др.). Использование терминов и их расшифровка позволяют «легитимировать» предмет публикации, придав ему статус «научности» и тем самым вызвать доверие читателя. Материалы, в которых используются термины, пишут специалисты или сопровождаются комментариями специалистов.

Используемые языковые средства, как и проанализированные нами ранее вербальные и визуальные средства, указывают на то, что любое описываемое явление с помощью языковых средств может определяться и как положительное, и как отрицательное, а также способствует формированию верного, «правильного» отношения к проблеме и ситуации.

Речевые акты на страницах электронного журнала «Белмама.ру»

Комиссивы возлагают на говорящего обязательство (в определённой степени) совершить некоторое будущее действие или следовать определённой линии поведения. Комиссивы используются в материалах портала при переходе от вводной части материала к основной и представляют собой обещание журналиста разобраться в поднимаемой проблеме. Комиссивом можно назвать текст «О проекте»: « … все, что окружает семью с маленькими детьми – все вы найдете на этом сайте. Мы постараемся оперативно реагировать на ваши пожелания и предложения».

Комиссивы использованы в аннотациях к рубрикам. Например, «здесь специально для наших читателей мы собрали всё самое полезное и нужное белмамам и белпапам Белгорода и Белгородской области. В этой рубрике вы найдёте объяснение терминологии узких специалистов, работающих с детьми. Вопрос-ответ, где будут вести диалоги родители, власти и специалисты из самых разных областей знаний. Кроме того, тут можно найти информацию для рядовых потребителей о самых разных товарах, услугах и спецпредложениях».

Директивы часто встречаются в материалах от специалистов, в особенности от медиков. Например, «…все дети с заболеваниями ушей должны наблюдаться у врача с начала и на всем протяжении болезни. Ни в коем случае нельзя самостоятельно, без осмотра и назначений врача, закапывать в уши лекарственные средства», «… перед введением капель в нос ребенка его нужно очистить от слизи и корок, если таковые имеются. Капли в нос вводятся в положении лежа на спине (подушку под голову не подкладывают). Далее, не прикасаясь пипеткой к носу, закапывают 2-3 капли сначала в одну ноздрю, после чего сразу же голову ребенка поворачивают в сторону этой половины носа, лекарственный раствор равномерно распределяется по слизистой оболочки носа; спустя 1-2 минуты процедуру повторяют на вторую половину носа», «.. я призываю женщин постоянно быть в состоянии внутреннего роста». Директивы содержат в себе призыв к чему-либо. Использование директив в материалах от специалистов дает возможность не просто обратить внимание читателя на проблему, но принять рекомендации специалиста как должные.

Экспрессивы - единственный речевой акт, используемый на страницах портала не с целью «приспособить» реальность к словам или слова к реальности; скорее при этом предполагается выражение искренности посредством суждения. К экспрессивам можно отнести поздравления с наступающими праздниками, с юбилеями, либо в конкурсе. Пример экспресссива: «… сегодня вся стана празднует День дошкольного работника, портал Белмама.ру поздравляет педагогов белгородских детских садов с их профессиональным праздником…» и т.д.

Основная прагматическая функция ассертивных речевых актов – сообщать читателям о некотором положении дел в действительности. Сообщая о сложившемся положении дел, автор материала стремится не только проинформировать об этом адресата, но и побудить его к определенным действиям в соответствии с ситуацией, например: «деринат – естественный биологический препарат, который в отличие от синтетических препаратов, обладает более мягким и естественным действием на организм» , «Belmama.ru - молодой и развивающийся проект». Таким образом, использование ассертивных речевых актов позволяет подчеркнуть единственность описываемого препарата или проекта. Ассертивы часто используются в случаях, когда журналисту необходимо подчеркнуть статус своего издания.

Одной из задач речевых актов является воздействие на мысли адресата, когда он интерпретирует какое-либо высказывание. В ходе проведенного исследования мы убедились, что в материалах портала «Белмама.ру» используется большинство речевых актов. Это в свою очередь указывает на то, что материалы написаны таким образом, чтобы максимально воздействовать на сознание читателей, а значит, прописываемые нормы правильного воспитания будут восприняты родителями как востребованные в современном мире.

Общая характеристика текстов, используемых в издании

В большей степени на портале «Белмама.ру» встречаются нарративные и тезисные тексты. К нарративным текстам относятся все житейские истории, материалы рубрики «Зоны риска» (основа которых тоже история) и горячая тема где, как правило, обозначается проблема. Например, материал о вспышке ветряной оспы в детском саду: сначала говорится о вспышке, затем описываются симптомы заболевания, а после даются рекомендации по лечению. Нарративный текст воспроизводит с помощью композиции знакового единства «логику» самой ситуации или события, обеспечивая восприятие объекта текста как естественного, типичного, а значит и результат развития ситуации в нарративных текстах воспринимается как «нормальный».

Тезисные тексты встречаются в пояснительных материалах или в материалах, в которых даны рекомендации по поводу чего-либо. Например, рекомендации по поводу правильного поведения на границе при пересечении таможни по новым правилам даны тезисно. Таким образом, обеспечивается легкое восприятие текста и повышается возможность запомнить написанное.

Подводя итог нашему исследованию, мы можем сказать, что для того чтобы доказать предлагаемое правило воспитания ребенка журналисты используют различные маркеры социальных объектов, сочетая их с признаками физических и особенно – психических объектов, прибегают к широкому спектру когнитивных стратегий, языковых средств, речевых актов и т.д.

Основная часть материалов портала посвящена развитию ребенка в определенном возрасте. Для актуализации поднимаемой проблемы используются маркеры социальных и психических объектов. Для того чтобы показать возможное правило решения проблемы используются приемы описания, интерпретации, нормирования и технологизации. С помощью языковых средств журналисты формируют отношение читателя к поднимаемой проблеме – восприятие ситуации как положительное или отрицательное явление.

При помощи речевых актов осуществляется воздействие на восприятие предмета текста адресатом, формируется необходимая интерпретация какого-либо высказывания. Используемые логические приемы в материалах позволяют выстроить аргументацию своих мыслей таким образом, чтобы обеспечить доказательность выдвигаемых тезисов. Логические приемы анализа, сравнения, рассуждения обеспечивают рациональное закрепление представлений о «нормальном» воспитании ребенка.

____________________

Список литературы:

Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета. – М, 2005. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/277727.html

Салтанова С. Недетский мир родительской прессы // Курьер печати. - №08. -09.2009.

Горохов В.М. Интерактивная журналистика: путь в будущее. – М, 2000. – 256 с.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – 477 с.

Электронный журнал для родителей Белгорода «Белмама.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.belmama.ru

Об авторе

Анна Георгиевна Терзи - магистр журналистики, г. Белгород

aniusha.terzi@mail.ru