Современный дискурс-анализ

Наверх

Анастасия МАРАКАСОВА
Ирина ЧУДОВА

Апелляция к массам: анализ дискурса новостей

В современном обществе мы можем наблюдать ситуацию информационной избыточности, которая в контексте глобализации приобретает все более значительные масштабы. Существенный вклад в ситуацию информационной избыточности вносит новостная информация, которая при существующей форме подачи, по словам Ж. Бодрийяра, производит эффект «головокружения от действительности» (Бодрийяр, 2000). Можно заметить, что новостным сообщениям характерна «зрелищная драматизация»: акцент на происшествиях и катастрофах, общее «обострение» всего происходящего встречается все чаще в организации новостного дискурса. Отмечают, что организация новостей как дискурса ориентирует массы на потребление, создавая специфическую реальность, в которой представлена «подача разных фактов в форме универсального происшествия» (Бодрийяр, 2006). Дискурс новостей, согласно критическому видению современных теоретиков и аналитиков дискурса, «драматизирован в форме зрелища», что обуславливает пассивное потребление информации зрителем. Потребление рассматривается в таком случае как отношение к действительному миру, которое не является «отношением интереса, участия, принятой ответственности — но оно не является и тотальным безразличием: это отношение любопытства» (Бодрийяр, 2000). Массы, «молчаливое большинство», потребляющее медиа - информацию, имеют свою парадоксальную природу, выражающиеся в гражданской пассивности, неучастии. Пассивное состояние массовой аудитории, согласно Ж. Бодрийяру, опирается на ненасытное требование реальности, «истины», «объективности».

Основу настоящего исследования составляет синтез критических теорий о поведении масс и теории дискурс-анализа, в нем раскрывается предположение о том, что дискурс новостных сообщений содержит в своей структуре конструкции, направленные на представление информации в форме «зрелища» и в то же время ориентирующие на конструирование унифицированного мнения. Синтез теорий позволяет реализовать критически-ориентированный дискурс-анализ с фокусом на том, как устройство текста создает своеобразную реальность, оказывающую влияние на восприятие, образ жизни масс, которые, в свою очередь, обусловили возникновение этой реальности. Научной миссией исследования в таком случае можно назвать развитие «критического осознания языка» (Филлипс, Харди, 2002), которое позволяет прояснить то, как дискурсивная практика формирует и изменяет социальные структуры. Тренируя критическое осознание языка, его реципиенты более явственно могут осознать ограничения, продиктованные определенным дискурсом, а также возможности для сопротивления.

Следуя теории Ж. Бодрийяра, массы пассивны и нивелируют всякие потоки информации: «все их пронизывает, все их намагничивает, но все здесь и рассеивается, не оставляя никаких следов» (Бодрийяр, 2006). Можно сказать, что массы представляют собой имплозивный феномен, проявлять свои очертания только в результате условного «зондажа». Масса избегает схем освобождения, революции и историчности, каких-либо структур, которые могут ее систематизировать. Иными словами, массы поглощают какие-либо смыслы, которые направляются к ней, и исключают какую-либо «власть» массы над самой собой, и эта сила поглощения и нейтрализации превосходит все силы, на массы воздействующие. Теоретик масс Х. Ортега-и-Гассет утверждает, что мы можем наблюдать триумф гипердемократии, когда массы действуют непосредственно, помимо закона, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы (Ортега-и-Гассет, 1991). По его мнению, в истории человечества не найти еще одной эпохи, когда массы господствовали бы так явно и непосредственно, как в последнее столетие. Представления теоретиков сходятся в том, что «действия» масс может характеризовать сочетание пассивности и необузданной спонтанности.

Теория Ж. Бодрийяра, что для нас принципиально, указывает на то, что различные проявления масс следует интерпретировать в ракурсе потребления. В современном обществе, которое часто описывается как «общество потребления», понятие «потребление» используется в значении некой коллективной ментальности, определяющей образ жизни индивидов. Такая ментальность тотально организует повседневность, когда индивид пребывает «в мире вещей, а не в мире людей» (Бодрийяр, 2000). В контексте изобилия товаров, равно как и изобилия информации, факты так же продаются и потребляются, как и остальные товары, что в совокупности определяет восприятие масс, ориентированное на потребление и развлечение. В то же время массы желают видеть «истинность и объективность», получать информацию из первых уст, в формате «live» - увидеть прямой репортаж, услышать экстренное сообщение, лицезреть событие «лицом к лицу» – то есть стремятся испытать ощущения от присутствия в событии, не находясь в нем (Бодрийяр, 2000).

По мнению Х. Ортега-и-Гассет, проблема состоит в том, что решимость масс овладеть тем, что раньше было достоянием меньшинства, не ограничивается областью развлечений, это генеральная линия, знамение времени (Ортега-и-Гассет, 1991). Массы отказываются от смысла, переводя дискурс в область иррационального, где знаки не отождествлены смыслом, но стремятся лишь завораживать и околдовывать. В теории Ж.Бодрийяра уточняется, что массы, испытывая потребность «в зрелищной драматизации» утоляют ее в транслируемой медиа симуляции реальности, «истинности», «объективности».

Заявленный в работе синтез предполагает далее обращение к дискурс-анализу с ориентиром на заявленные выше идеи о массовой аудитории. В критической лингвистической теории дискурс-анализа принято рассматривать дискурс как конститутив социального мира, и исходить из того, что мир не может быть познан независимо от познания дискурса (Филлипс, Харди, 2002). Видным представителем исследователей дискурса считается Н. Фэркло, в подходе которого приводится положение на том, что дискурс и воспроизводит, и изменяет знания, социальные отношения и идентичности, и одновременно с этим и сам дискурс формируется под их воздействием. Используя аналитические инструменты, можно выявить, как дискурсы активируются в тексте (Филлипс, Харди, 2008). Так, одним из элементов дискурса является модальность (степень близости или вовлеченности говорящего в свое высказывание). Отмечают, что для медиадискурса, как правило, характерна эксплуатация категоричной модальности – события в дискурсе представлены так, будто они являются достоверными фактами, а информация о них объективна.

В качестве рабочего определения понятия дискурса, для анализа новостных сообщений СМИ можно обратиться к работам классика дискурс-анализа, Т.А. ван Дейка, применявшего его в сфере анализа новостей в СМИ: дискурс - это «сложное коммуникативное явление, которое включает в себя социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках - общедоступные значения, знания языка, знания мира), так и о процессах производства и восприятия сообщения» (Т. ван Дейк, 2003). Ван Дейк подчеркивает достаточно важный момент — дискурс следует понимать как действие. Центральное значение для него имеет самодостаточность дискурса, а также акт и факт коммуникации.

Основываясь на синтезе идей указанных теоретических положений – о массах, обществе потребления, дискурс-анализе – был сконструирован перечень индикаторов для изучения дискурса новостей. Особенность данного комплекса индикаторов состоит в том, что он сочетает в себе идеи дискурс-анализа (Т.А. ван Дейк, Н. Фэркло) как инструмента изучения текстов с опорой на теоретическую основу идей Бодрийяра и Ортега-и-Гассет как конститутив и призма феномена производства новостных текстов в медиапространстве.

Перечень индикаторов включает следующее:

· суперструктура: организация общего значения, макроструктуры текста как целого,

· семантические макроструктуры (краткий пересказ смысла: в новостях - характеристика заголовок и вводок, в которых субъективно обобщается остальная часть сообщения),

· глобальные структуры (смысловой посыл текста),

· семантический анализ (анализ текста с точки зрения содержания, заложенных в его структуру идей),

· риторические структуры (ориентированы на придачу текста большей убедительности),

· когнитивный и социальный анализ (приемы, позволяющие интерпретировать и выстраивать тексты с определенной точки зрения).

· инструменты, проясняющие способы, которыми тексты трактуют события (метафоры, выбор слов, грамматика).

Теоретические идеи, упомянутые выше, были учтены при формулировке блоков индикаторов. Так, первый блок обозначен как «Пассивность масс – формирование унифицированного мнения», в котором находит свое воплощение идея Ж. Бодрийяра о том, что массы, пассивные по своей «природе», воспринимают и поглощают знаки медиапространства, симулякры. Вместе с тем, согласно теории дискурс-анализа, дискурс определенного новостного канала формирует некое информационное поле с унифицированными смыслами, в результате чего потребители информации данного телеканала оказываются во власти продуцируемого дискурса. Второй блок «Развлечение/любопытство масс» также имеет своим истоком идеи Ж. Бодрийяра – утверждение о том, что массы потребляют информацию, которая подается в определенной манере, а именно информацию, поданную в наиболее привлекающем внимание виде. «Оболочка» такой информации должна иметь своего рода «зрелищную драматизацию», что представляет собой подачу фактов в форме «универсального происшествия». Здесь имеет место драматизация всех событий и процессов, «нагнетание» и специально продуцируемая преувеличенность.

Определяя эмпирический объект исследования, мы стремились достичь наибольшего разнообразия относительно позиционирования каналов, их собственников, идейной и идеологической направленности, а также аудитории. Таким образом, эмпирический объектом в данном исследовании выступили новостные выпуски телеканалов «1 канал», «Россия 24», «Russia Today», «Euronews», «Дождь». Для анализа новостей было выбрано пять телеканалов, выборка происходила по следующим принципам: учитывался собственник телеканала, потенциальная аудитория и охват аудитории/индекс цитируемости [1]«1 канал» - канал, обладающий наибольшим охватом аудитории РФ, частично государственный, позиционируется как главный телеканал страны;
«Россия 24» - второй по охвату аудитории в различных рейтингах, полностью государственный;
«Russia Today» - первый российский информационный телеканал, ведущий круглосуточное вещание на английском языке, направлен на иностранную аудиторию;
«Euronews» - европейский информационный телеканал, вещающий на четырнадцати языках;
«Дождь» - частный телеканал, известен своей оппозиционной направленностью.
.

Новостные сообщения были отобраны по принципу наиболее широкого и полноценного их освещения в СМИ (наличие во всех источниках), а также высокого внимания масс к данным событиям. Выбранные к рассмотрению события затрагивали различные тематические регистры («политика», «происшествия», «культура, спорт») – новостные сюжеты, связанные с последними событиями (волнениями) на юго-востоке Украины и прошедшей зимней Олимпиаде в Сочи [2]Новостные сообщения, привлеченные в анализ, актуальны в период проведения исследования: февраль – май 2014 года.. Как вид новостных выпусков для анализа использовались видео материалы, но для интерпретации данных производился анализ транскрипции новостного выпуска, то есть учитывались особенности только текстового дискурса.

Далее представлена таблица индикаторов и маркеров текста, с помощью которой был осуществлен анализ новостей [3]Как вид новостных выпусков для анализа использовались видео материалы, но для интерпретации данных производился анализ транскрипции новостного выпуска, то есть учитывались особенности только текстового дискурса.:

В качестве иллюстративного фрагмента исследования ниже приведен пример анализа новостного сообщения о волнениях на юго-востоке Украины [4]События марта 2014 года.. Анализ разбит на два семантических блока индикаторов.

«Пассивность масс – формирование унифицированного мнения». В этой аналитической части учтен содержательный аспект индикаторов и маркеров текста, приведены выдержки из текстов новости.

Проведенный анализ позволяет говорить о том, что «1 канал» и «Дождь» активнее используют риторические структуры, ссылаясь на неофициальные и анонимные источники с целью возможной ангажированности представления происходящего. «Russia Today» менее остальных каналов использует различные средства выразительности для трансляции своих идей.

Распределение семантических ролей в подаче новости у «1 канала» иллюстрирует активность и насильственных характер действий киевской власти.

На канале «Россия 24» роли распределены таким образом, что отражают противостояние народа и власти, обоюдно активную позицию.

«Russia Today» фокусирует внимание на процессуальном характере действий обоих сторон, активистов и властвующих структур, то есть можно отметить акцент на событиях как на свершившимся факте, которой преподносится отстраненно.

В распределение ролей на «Euronews» присутствует такой эффект как обобщенность презентации Российской власти и ее косвенная причастность к беспорядкам, в то время как киевским властям приписывается пассивность (не упоминание об активных действиях киевских властей).

На канале «Дождь» акцент поставлен на активности протестующих и роли олигарха в урегулировании конфликта от имени Украины.

В языке сообщения улавливаются некоторые особенности подачи: «1 канал» - «операция против жителей», «лишили права» - подавление и притеснение жителей; «Россия 24» - «прибыли иностранные наемники», «Якобы правоохранители не могут выяснить» - использование иностранных силовых структур и сомнительность киевских правоохранителей; «Russia Today» - «акции протеста проходят» - констатация факта; «Euronews» - «видят за действиями активистов руку Москвы» - приписывание ответственности властям РФ; «Дождь» - «Антитеррористическая операция» - представление пророссийских активистов как террористов.

Обобщая вышеперечисленное, можно предположить, что «1 канал» имеет наиболее ярко выраженную направленность на формирование унифицированного мнения, чуть менее выражена эта направленность у телеканалов «Дождь», «Россия 24», «Euronews». «Russia Today» наименее активно выражает идейные мотивы, представляя новость в обобщенном фактологическом виде.

«Развлечение/любопытство масс». В этой аналитической части учтен количественный, частотный аспект встречаемости различных индикаторов и маркеров:

Частота использования риторических структур наиболее высока у «1 канала» и канала «Дождь», на основании чего можно сделать вывод, что, их подача является наиболее «развлекающей». «Россия 24» и «Euronews» применяют меньшее количество художественных средств и медиа-приемов выразительности, «Russia Today» использует их наименее активно в сравнении с остальными. Все каналы данной выборки, за исключением «Россия 24», используют в своих заголовках сенсационные и шокирующие элементы, что, вероятно, привлекает и «завораживает» аудиторию. «1 канал», «Дождь» и «Euronews» используют ссылки на различные источники, зачастую это источники непроверенной информации, однако это добавляет новостям видимость аргументированности и развлекательность. «Russia Today» - единственный канал, который в данном случае не использует обращение к цифрам, в текстах остальных каналов это присутствует, что делает их новость менее «впечатляющей».

В целом можно сказать, что «1 канал» и «Дождь» с показателями частоты (11) и (10) соответственно, в наибольшей степени драматизируют новость и представляют её в виде зрелищ. «Россия 24» (6) и «Russia Today» (3) соответственно, меньше насыщают новость эффектами зрелищности. Обобщая, можно сказать, что «1 канал» и «Дождь» имеют наиболее высокие значения по искомым признакам. Есть основания предположить, что прослеживается связь между формированием мнения и «развлекательностью», но «Дождь» уступает «1 каналу» по подаче – то есть можно выдвинуть заключение о том, что развлекательность не обязательно подразумевает формирование мнения.

Для более полной иллюстрации применения разработанного комплекса индикаторов приведем пример анализа еще одного новостного сообщения - о зимних Олимпийских играх в Сочи 2014 года.

«Пассивность масс – формирование унифицированного мнения»

На примере рассмотрения данной новости видно, что «1 канал» и «Россия 24» наиболее ярко транслируют позицию, многочисленными средствами художественной выразительности акцентируя внимание на своем идейном посыле. «Russia Today» и «Euronews» чуть менее активны в презентации своей позиции. «Дождь» в данном примере менее всего использует средства художественной выразительности и медиа-приемов для преподнесения информации.

Распределение семантических ролей у «1 канала», говорит об активной, уверенной и сильной роли России (России как спортивной сборной и организатора проведения игр).

На канале «Россия 24» роли распределены таким образом, что также иллюстрирует активные действия сборной РФ (в обобщении – «страна», «мы») а также и сборных других стран.

«Russia Today» фокусирует внимание не только на активных действиях России, но также и на активных действиях (реакциях) зрителей и очевидцев событий.

В распределение ролей на «Euronews» также отражена активность двух сторон, активность членов СМИ, следящих за событиями олимпиады, и властей РФ.

На канале «Дождь» отражены активные действия различных спортсменов, притом, что Россия и российские спортсмены здесь уже не подаются в одном лице.

В языке сообщения также отражены некоторые идеи:

«1 канал» - «… не скрывают своего восхищения», «… это великие игры» - грандиозность игр, оцененная многими;

«Россия 24» - «Сборная впервые … на верхушке медальной таблицы», «Самая зрелищная … в истории» - триумф российской сборной и уникальность игр;

«Russia Today» - «… что у России - прекрасное чувство юмора», «Мы почувствовали Россию, другую Россию» - положительно оцененная самоирония и оцененная самобытность России;

«Euronews» - «… мы видим на улицах города – это лишь вершина айсберга», «Тем не менее Олимпиада пока проходит без проблем» - сомнение в достоверности того, что могут увидеть «обычные» люди (сомнение в мерах безопасности), опасения (несмотря на то что пока все «хорошо») что что-то может пойти не так;

«Дождь» - «Россия получила золото в командном зачете благодаря стараниям …» - не активная форма России, но активная форма спортсменов в получении наград.

Обобщая сказанное, можно сказать, что в случае данной новости «1 канал» и «Россия 24» имеют наибольшее сильную направленность в формировании унифицированного мнения, наиболее иллюстративно и настойчиво транслируя свою позицию. «Russia Today» и «Euoronews» также достаточно активны в демонстрации своей позиции, хотя и их идеи сильно отличаются друг от друга. Телеканал «Дождь» косвенно иллюстрирует свои идеи.

«Развлечение/любопытство масс»

Частота использования риторических структур наиболее высока у «Россия 24» и «1 канала», чьи новости представлены в наиболее «зрелищном» ракурсе. «Russia Today» использует немногим менее средств художественной выразительности и медиа-приемов, «Euronews» и «Дождь», по убывающей, также меньше прибегают к ним. «Russia Today» и «1 канал», в отличие от остальных, не используют в названиях своих новостей шокирующие слова или сенсации, что интересно, поскольку это сочетается с относительно высокой частотой использования риторический структур. Ссылки на мнение эксперта используют только «1 канал», «Россия 24» и «Euronews» . К использованием цифр прибегают все каналы, за исключением «Euronews», что делает их новости более впечатляющими.

Показатель зрелищности наиболее высокий у канала «Россия 24», что отражается в высокой эмоциональной насыщенности новости и зрелищности.

«1 канал» и «Russia Today» также представляют данную новость в развлекательном ракурсе. Менее всего «разукрашивает» свой текст «Euronews» и «Дождь».

Сопоставляя данные по двум блокам при анализе новости об Олимпиаде, можно сказать, что канал «Россия 24» совмещает в себе максимальные показатели «зрелищности» и идейной ориентации. Дискурс «1 канала» хоть и транслирует высокую степень ориентации на формирование унифицированного мнения, но немногим «отстает» от лидера в «развлекательности». «Russia Today» из всей выборки сочетает в себе «среднее значение» показателей по обоим блокам. «Euronews» имеет относительно выраженную идейную направленность, но все же не так ориентирован на «зрелищность». «Дождь» наименее выражен в обоих блоках анализа.

Применение описанных методов в исследованиях дискурса новостей, на наш взгляд, позволяет ответить на основные вопросы исследования и раскрыть некоторые гипотезы: анализ и интерпретация способов организации дискурса, такие как суперструктуры (акцент на определенных личностях/событиях), риторические структуры и язык сообщения (стилистические соотнесения с определенной идеей). В то же время аналитически продуктивными представляются и выявленные способы организации дискурса, представленные в виде блоков – семантических сочетаний «формирование унифицированного мнения» и «развлечение». Тем самым, на соединении теорий масс, общества потребления и дискурса сконструирован контур методики изучения новостей. Осуществленный синтез идей и апробация метода на анализе случаев новостей говорит о том, что продуцируемые новостные сообщения имеют двойственный характер: новостные сообщения преподносятся в «драматизированном», зрелищном виде, что можно увидеть из организации текста сообщения, в результате чего, информация, подаваемая в такой «интересной» форме, легче считывается, усваивается и тем самым оказывает влияние на сознание масс, формируя унифицированное поле смыслов и гегемонию единого дискурса.

________________________

Список литературы:

Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр; Екатеринбург, 2000. (Обращение к документу 1 октября 2013). Режим доступа http://lib.ru/FILOSOF/BODRIJAR/silent.txt

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. с фран. Е. А. Самарской. М.: Культурная революция, Республика, 2006. (Обращение к документу 14 октября 2013). Режим доступаhttp://development.placeforpeople.com

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Перевод А. М. Гелескула, 1991 г. (Обращение к документу 12 ноября 2013). Режим доступа http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega15.txt_with-big-pictures.html

Филлипс Н. Что такое дискурс – анализ? /Н. Филлипс, С. Харди // N.Phillips and C.Hardy Discourse Analysis: Investigating Processes Of Social Construction. Thousand Oaks, CA: Sage. PP. 1-18. . (Обращение к документу 12 ноября 2013). Режим доступа http://www.discourseanalysis.org/ada1/st4.shtml

Йоргенсон М. В., Филиппс Дж. Дискурс – анализ. Теория и метод /М. В. Йоргенсон, Л. Дж. Филлипс / Пер. с англ.; 2 изд.; изд-во «Гуманитарный центр», 2008.

ван Дейк Т. Анализ новостей как дискурса // Коммуникативные стратегии культуры. Хрестоматия по курсу «Введение в теорию коммуникации». Новосибирск: НГУ, 2003. С. 107- 131.

Об авторах

Анастасия Маракасова – бакалавр социологии (г. Новосибирск)

nandini_ma@mail.ru


Ирина Александровна Чудова – старший преподаватель кафедры социологии Новосибирского государственного университета (г. Новосибирск), аспирант Института социологии РАН (г. Москва)

dauza@mail.ru