Современный дискурс-анализ

Наверх

Татьяна КАМИНСКАЯ

Предвыборный медиадискурс и символический капитал региона

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Новгородской области в рамках научного проекта № 17-13-53001 «Символический капитал места как конкурентное преимущество территории»

В статье рассматривается роль символического капитала при завоевании популярности у избирателей конкретного региона. При обсуждении использования символического капитала властью автор опирается на концепцию философа Пьера Бурдье и ее современные трактовки.

Статья демонстрирует, как символический капитал региона является социокультурным контекстом медиадискурса во время выборов. Перспективы исследования связаны с поиском модели внедрения и адаптации новых политических практик в современную российскую действительность с помощью медийной коммуникации.

Статья представлена и обсуждена в качестве пленарного доклада на Международной научно-практической конференции «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации» в Белгородском государственном национальном исследовательском университете 6 октября 2017 года.

Ключевые слова: власть, медиадискурс, выборы губернатора, символический капитал, территориальная идентичность.

«Самым загадочным назначением» из всего списка смены российских губернаторов назвали эксперты назначение ВРИО губернатора Новгородской области Андрея Никитина в феврале 2017 года: «Я поражена назначением. Я не понимаю длину «скамейки запасных». Никитин — лицо АСИ и активно там работал. У меня два варианта: либо АСИ больше не может того, что делало, либо «скамейка» отсутствует (всех, кто моложе 40 лет, начинают распределять в регионы). Почему Никитина отправили в Новгородскую область, я объяснить не могу. Регион маленький, там отсутствует инновационное развитие. А намерение Путина развивать в области туризм и обрабатывающую промышленность не схоже с компетенциями Никитина»[1].

Андрей Никитин сменил непопулярного в регионе Сергея Митина, при этом символический капитал ВРИО губернатора (поддержка президента, связь с федеральными элитами, руководство правительственного агентства «АСИ») и символический капитал территории (памятники и практики средневековой старины, военно-патриотическое движение поисковиков «Долина») контрастировали, а потому активно обсуждались в медиадискурсе во время предвыборной губернаторской кампании.

Концепция символического капитала, появившаяся в рамках структурного конструктивизма и феноменологии, первоначально используемая для анализа властного дискурса и политической реальности, на сегодняшний день занимает весомое место в различных исследованиях, связанных с изучением доверия, культурного и социального капитала, генерации ценностей, символизации социальной жизни, когнитивных аспектов структурирования различных практик. Сегодня раскрыты и проанализированы структурные компоненты и репрезентанты символического капитала места, механизмы и инструменты его накопления, отмечено влияние символического капитала места на рост конкурентоспособности территории. Постоянно обсуждаются на многих коммуникативных площадках страны основные направления и социокультурные условия капитализации символических ресурсов, способные наиболее эффективно позиционировать территорию во внешней среде для привлечения туристических, инвестиционных, креативных, социальных и прочих видов ресурсов. Что касается символического капитала места (территории), то за основу берется его современное определение, сохраняющее постструктуралистскую логику Пьера Бурдье (Бурдье, 2001: 233): «совокупность значений и смыслов, которые обеспечивают локальному месту (территории) узнавание, известность, престиж, доверие к нему со стороны различных целевых групп» (Федотова, Васильева, 2017: 120).

Предвыборный медиадискурс демонстрирует недооценку символического капитала региона и территориальную идентичность новгородцев командой ставленника Москвы Андрея Никитина.

Перед началом предвыборной гонки медиа региона отметили сто дней правления Андрея Никитина, с одной стороны, критикуя за сохранение кадров старой команды, привычные методы работы, набившие оскомину за девять лет правления Сергея Герасимовича, с другой — за призвание «варягов» в правительство: Как мне представляется, Андрей Никитин был назначен врио губернатора не для того, чтобы продолжить политику Сергея Митина и его окружения, украсив её модными аксессуарами АСИ, а всё же для проведения основательных изменений и реформ порядком прохудившегося новгородского хозяйства.

«Портал 53» оценивает приглашение в область специалистов АСИ и других регионов заголовком АСИмиляция новгородцев. При этом интересно, что символический капитал личности ВРИО (даже его молодость и связь с московскими элитами) контрастирует с ожиданиями новгородцев и также является объектом критики:

— У нынешнего врио огромное преимущество перед Митиным — он молод и значительно энергичнее предшественника. Так что долго мучиться не будем — он быстренько распушит наш скудный бюджет на дурацкие программы, ничего общего с экономикой не имеющие, и мы все пойдем по миру, поскольку условий для развития как не было, так и нет[2];

— Где живут эти АСИ- люди? На Марсе мне кажется....

Кроме того, превалируют в медиаполе упреки в незнании и нежелании знать местные реалии: Заодно посоветую путинскому выдвиженцу как можно скорее выучить правильное произношение названий муниципальных районов, потому что он уже вызвал иронию на первом для себя заседании областного Правительства; неумение договариваться с местными элитами и игнорирование имеющихся символических ресурсов. Вероятно, желая исправить ситуацию, губернаторская команда во время предвыборной гонки создает интернет-площадку с символичным для региона названием «Вече», на которой жители могут высказаться о наболевших проблемах. Впрочем, эффективность данного проекта не слишком велика.

В преддверии выборов ВРИО региона критикуют и федеральные медиаресурсы: Жители Новгородской области за три месяца успели сильно разочароваться во врио губернатора Андрее Никитине, который вместо решения насущных проблем пытается реализовать почти никому не понятные прожекты, говорят опрошенные «Клубом Регионов» собеседники. Наблюдатели, правда, не сомневаются в его победе на губернаторских выборах при низкой явке[3].

Фотофакты слоганов как не имеющие точек соприкосновения с символическим капиталом региона (например: «Никитин — будущее»), а также с испорченными на улицах выборными афишами активно обсуждаются журналистами в социальных сетях и в СМИ.

Предлагая новые коммуникативные практики новгородцам и создавая новые структуры (форсайд-сессии и представительство АСИ), команда московских политтехнологов не учитывает, что имидж-мечта для жителей небольших старорусских городов совсем не таков, как для современных мегаполисов; его описание представлено нами ранее (Каминская, 2016: 91-92). Особенности новгородской территориальной идентичности можно охарактеризовать цитатой «В этой жизни героическое прошлое продолжает жить в настоящем, постоянно находясь как бы внутри него. Часто оно предстает гораздо более живым и привлекательным, чем настоящее. Культурные герои прошлого продолжают определять настоящее, а события прошлого заново воспроизводятся посредством многочисленных символов и ритуалов» (Евгеньева, Титов, 2017: 125).

В случае с новгородским регионом, речь идет как о советском прошлом (колоссальной популярностью пользуется экспедиция «Долина», которая до сих пор находит сотни «пропавших без вести солдат», в том числе из погибшей целой армии генерала Власова), так и о средневековом прошлом, с символами Софийский собор, вече, Ярославово дворище. Это представляют сделанные в рамках нашего исследования экспертные и массовые опросы, дискурс-анализ СМИ, демонстрируя символы и ценности для жителей региона в плане идентичности и символического капитала территории. Регион может быть характерным примером того, что как «„Древность“ региона, его постоянное присутствие в истории вместе с „особой“ ролью, сыгранной им когда-то в судьбе России, служат средством символического повышения статуса общности. „Выдающиеся земляки“ играют роль героев складывающегося исторического мифа, позволяя действующему региональному лидеру претендовать на роль культурного и политического вождя» (Нечаев, 1999: 84–85).

Не обращаясь к эмоциональной составляющей образов прошлого, Андрей Никитин стал конструировать настоящее региона, используя только свой собственный символический капитал. При этом кампания действующей власти не отличалась креативными идеями и вообще какой-либо активностью: Пожалуй, не открою Америки, оценив избирательную кампанию как крайне вялую. Читатели и сами это наверняка видят. Не разыгрались даже «битвы листовок», уличные щиты, выделенные для наглядной агитации, используются мало. Не блещут изобретательностью и активностью даже жириновцы, к чьей экспансивности избиратели привыкли. Кампания, кажется, тихо катится к предрешённому заранее финалу, как катится с горки машина, в которой двигатель не включён, но и на тормоз она не поставлена[4].

В начале июля аналитический холдинг «Фонд Минченко-консалтинг» публикует очередной аналитический отчет про ход губернаторских выборов в регионах, указывая новгородского кандидата от ЕР Андрея Никитина среди тех (наряду с главами Бурятии и Удмуртии), кто имеет слабое имиджевое позиционирование как губернатор[5]. По мнению федеральных аналитиков, такой имидж может стать для них фактором риска даже в условиях отсутствия сильных конкурентов. Однако при подсчете аналитиками баллов политического капитала потенциальных губернаторов оказывается, что новгородский ставленник ЕР после регистрации кандидатов на губернаторское место увеличивает свои баллы с низких до средних. Политический капитал, который тем выше, чем меньше предполагаемая конкуренция на выборах, при всей критике медиаполя и федеральных экспертов у Никитина растет. Данный феномен объясняется просто: часть кандидатов в Новгородской области не смогли зарегистрироваться на выборы. Таким образом, повысить собственный политический капитал (и это не скрывают в своих текстах федеральные аналитики) можно не только с помощью имиджевых усилий, но и путем ликвидации сильных конкурентов. Этому служит новгородский, один из самых сложных в России, так называемый «муниципальный фильтр». Собрать 131 подпись поддержки от муниципальной власти в Новгородской области удалось при поддержке команды ВРИО только слабым кандидатам.

Вместе с тем отсутствие конкуренции на выборах ведет к обесцениванию выборов: низкой явке и протестному поведению электората на выборах (в условия отсутствия графы «против всех» — это испорченные бюллетени, протестное голосование за заведомо проигравших). По нашему мнению, более активное и продуманное использование символического капитала региона и усилия по нивелированию имиджа «чужого» помогли бы избежать такого сценария выборов, привлечь на свою сторону региональные элиты и местных активистов.

__________________________________

Список литературы

Бурдье П. Практический смысл (Текст) / П. Бурдье / Пер. с фр. Отв. ред. пер. и послесл. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, — 2001.

Евгеньева Т.В., Титов В.В.Образы прошлого в российском массовом политическом сознании: мифологическое измерение // Политическая наука, 2017, № 1. — С.120-137....

Каминская Т.Л. Символический капитал Великого Новгорода в отражении медиа // Брендинг как коммуникативная технология XXI века : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием /под ред. проф. А.Д. Кривоносова. СПб., 2016, С.90-93.

Нечаев В.Д. Региональный миф в политической культуре современной России. — М.: Изд-во Ин-та Африки РАН, 1999.

Федотова Н.Г., Васильева Н.Ю. Символический капитал Великого Новгорода в дискурсе социальных медиа // Знак: Проблемное поле медиаобразования. — 2017. № 2 (24). — С. 119-127

__________________________________



[1] http://philologist.livejournal.com/9091182.html

[2] https://forum.novgorod.ru/novgorod/comments.php?id=156095&service=news (проверено 20.07.2017)

[3] http://club-rf.ru/53/detail/2010 (проверено 20.07.2017)

[4] http://portal-vn.ru/kommentarii/oblizbirkom-zashchitil-pravo-togo-u-kogo-i-tak-bolshe-prav (проверено 20.07.2017)

[5] http://minchenko.ru/analitika/analitika_73.html (проверено 20.07.2017)


Pre-election media discourse and symbolic capital of the region

The article examines the role of symbolic capital for the popularity of voters in a region. When discussing the use of symbolic capital by the author, the author bases himself on the concept of the philosopher Pierre Bourdieu and its contemporary interpretations.

The symbolic capital of the region and its use reveals the cultural context of the media discourse during elections. Prospects of a research are connected with search for a model of introduction and adaptation of new political practices in media communication.

Keywords: authority, media discourse, elections of the governor, symbolic capital, territorial identity.


Об авторе

Каминская Татьяна Леонидовна – доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород).

tlkam1@mail.ru