Современный дискурс-анализ

Наверх

Алина ПОТАПОВА

Политические мифы как стратегический ресурс региональной имиджевой политики

В статье рассматривается политический миф как ресурс имиджевой политики региона. На примере деятельности по развитию имиджа Белгородской области автор раскрывает роль мифологем в создании идентификационного капитала региона.

Ключевые слова: политический миф, мифологема, имиджевая политика, имидж региона

Миф как средство реализации политических целей, управленческих механизмов является универсальным явлением (на инструментальном и ценностном уровнях) и на сегодняшний день приобретает все большее распространение. Политический миф одновременно выступает как обобщенным представлением о политической действительности, так и инструментом порождения этой действительности (от знака, кода, некой образности к реальным установкам и действиям). И если политические мифы в обществе архаичном были результатом бессознательной деятельности людей, то в современном мире они представляют собой искусственно созданные определённой политической элитой «продукты» с использованием специфических технологий.

«Политический миф – это повествование, имеющее идеологическую окраску, которое, претендуя на статус истинного представления о тех или иных событиях, способствует реализации конкретных политических целей различных групп, борющихся за власть» (Табакаев, Фатихов, http). Одной из функций политического мифа является конструирование реальности. Суть данной функции политического мифа, впрочем, как и любого другого, заключается в безоговорочной вере в истинность происходящего, в безапеляционности тех образов, фактов, которые предстают перед индивидом и которые он достраивает своим восприятием.

Следующей немаловажной функцией политического мифа является легитимация власти. Миф наделает власть определенной сакральностью, определяет и само право на власть того или иного лидера или целых групп политических акторов. Созданный мифологический образ позволяет власти удерживать свои верховные позиции, однако важным аспектом при этом является постоянное поддержание мифа. Также политический миф способствует осуществлению иерархии в обществе, отчасти выступает консолидирующим элементом (Табакаев, Фатихов, http).

Особенно явно процесс мифологизации сферы политики в России просматривается в региональном политическом пространстве. И обусловлено это кризисом идентичности территорий, который возник ещё с распада СССР и его официальной идеологии (Реутов, http). Формирование региональных мифологий происходило и продолжает происходить как спонтанно, так и целенаправленно. Первый путь характеризуется самовосполнением кризиса идентичности определённой территории отдельными социальными группами – носителями регионального самосознания. Это проявляется в распространении локальных анекдотов, легенд, слухов – как преобрадающей формой проявления региональной мифологии. Но есть и другой путь – это целеноправленное систематическое создание региональных мифологем, увеличение симфолического капитала региона. Так как объем символического капитала важен не только в процессе легитимации своей власти внутри сообщества, но и в выстраивании отношений с «внешними» акторами - другими регионами и, прежде всего, с федеральным центром (Реутов, http). Носителями соответствующих интересов являются, конечно же, региональные элиты.

Региональный политический процесс в Белгородской области в 1990-х - 2000 гг. не был исключением по части мифологизации регионального политического пространства. Руководство региона осуществляло поиск некой региональной объединяющей идеи в сочетании с решением двух важнейших задач. Первая - мобилизация населения на решение экономических и социальных проблем (что во многом удалось решить – в начале 2000-х Белгородская область одной из первых завершила газификацию сёл и имела наилучшие демографические показатели (Сайт губернатора…, http). Вторая – формирование «сообщества элиты». В условиях утраты значительной частью населения моральных и нравственных ориентиров, Савченко и его администрация при участии структур Русской православной церкви интегрировали в работу региональных госучреждений православные ценности как альтернативные либеральным. Эти факторы обусловили формирование властью новой региональной мифологии. Е.В. Реутов выделяет несколько базовых мифологем (Реутов, http):

Мифологема попечительства. Является выражением патриархального типа региональной политической культуры, характеризуется формированием в массовом сознании мифа о постоянном попечительстве со стороны власти над населением, заботе об интересах «простых людей», решением не только общих,но и частных проблем. Инфильтрация мифологемы попечительства и заботы в сознание белгородцев происходила путём многократно тиражируемой региональными СМИ «реальной политики губернатора». Большое значение оказали региональные программы и проекты комплексной и адрессной поддержки, такие как «Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области» 2003 г., «Белогорье - отцам Великой Победы» 2005 года, проекты «Доступная среда на 2011 - 2015 годы», «Земский доктор 2012-2017», программа «Молодая семья» 2017 г. и многие другие. Законодательное оформление «политики попечительства» произошло с принятием Социального кодекса Белгородской области в декабре 2005 года.

Мифологема «Православная Белгородчина». В условиях кризиса коммунистической идеологии актуализировались идеалы прошлого – начался активный поиск символов, выдающихся земляков, иногда напрямую и не связанных с регионом, а также «обретение» святых покровителей, подчеркивание богоизбранности регионального сообщества. (Формирование региональной мифологии православного типа, на наш взгляд, также было вызвано комплиментарным отношением региональной политической элиты к РПЦ, как к устойчивому и лояльному политическому союзнику.) Примером этого является мифологема, систематически утверждаемая в начале 90-х гг., основания Белгорода Святым Равноапостольным князем Владимиром. Для её институционализации в областном центре возводят памятник князю, выпускают памятную монету и сооружают множественные рекламные щиты. Усилия властей были дополнены и активностью РПЦ. Благодаря «духовному авторитету», Белгородская область «получила» своего святого покровителя – епископа Белгородской и Обоянской епархии Святителя Иоасафа. Вскоре после этого (в 1995 году) выделившаяся из состава Курской и Белгородской – Белгородская и Староооскольская епархия продолжила активные усилия по выстраиванию идеологемы «Святое Белогорье». Несмотря на противодействие сложившейся интеракций власти и РПЦ со стороны либеральных СМИ, инорегиональных и инокультурных организаций и сообществ, региональное правительство осуществляло вышеописанные идеи настойчиво и последовательно. Наиболее резонансным событием, нашедшем отклик в общефедеральной информационной повестке, стало принятие документа о фактическом запрете празднования Дня святого Валентина в образовательных и иных учреждениях Белгородской области.

Мифологема «Солидарное общество». К православию белгородские власти «добавили» в региональную идентичность объединяющий, амбициозный императив «солидарное сообщество». В 2011 году была утверждена областная стратегия, получившая название «Формирование регионального солидарного общества на 2011-2025 годы». Исследуя проект солидарного общества как инструмента по созданию региональной идентичности, стоит выделить в нём ключевые составляющие:

1) опора власти на население в развитии и модернизации территории;

2) ставка на православие как систему ценностей, основу социального порядка в регионе.

Как отметил сам губернатор Белгородской области, подводя первые итоги в реализации стратегии «солидарного общества» на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе 5 ноября 2013 года в Ярославле, «солидарное общество в понимании белгородцев – это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность» (Сайт губернатора…, http). Также, по словам губернатора, строительство солидарного общества предполагает плотное взаимодействие общества и власти. С 2012 года на Белгородчине существует проект «Народная экспертиза» по сбору проектов и предложений от населения и реализации самых успешных из них. С недавнего времени белгородцы получили возможность публично критиковать и хвалить чиновников, организации, оставлять жалобы на хамство в поликлиниках, плохие дороги или нерадивых водителей маршрутных такси. Сделать это можно на официальном сайте «Народная экспертиза» в разделе «Черный список». Кстати, существует миф о том, что все сообщения «черного списка» каждый день распечатываются и кладутся на стол главе региона, который лично просматривает жалобы и делает соответствующие выводы. Таким образом, формируется представление об активном участии населения в жизни и развитии региона.

Важной функцией региональной мифологии является позиционирование региона, демонстрация его уникальности, создание и продвижение его бренда. В мае 2013 года губернатором области было принято распоряжение «О концепции брендирования территории в Белгородской области» в целях «проведения комплексной, целенаправленной и эффективной имиджевой политики территорий, позиционирования и продвижения территорий внутри региона». Согласно данной концепции, формирование бренда является важным фактором продвижения и позиционирования территории внутри региона и за его пределами, опирающийся на территориальный социокультурный, экономический, политический потенциал и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в данной географической местности.

Не случайно многие программы по привлечению новых жителей в города и агломерации используют идентификационный потенциал мифа. Представления о территории как объекте мифологического конструирования часто выражаются в слоганах «комфортная среда», «город возможностей», «город, удобный для жизни», «город добра и благополучия». Так, в Белгородской области программа индивидуального жилищного строительства (с 2004 г.) и слоган «На Белгородчине модно жить в собственном доме» – стали настоящей региональной идеей. В последние годы строительство индивидуального жилья в Белгородской области в разы превышает возведение многоквартирных домов и спасает от кризиса промышленные организации, задействованные в строительстве.

С точки зрения развития экономики и социоэкономической структуры, Белгородская область, хоть и не относится к отсталым регионам с низким уровнем жизни населения, тем не менее, имеет свои проблемы, как и подавляющее большинство регионов России. Развитие предпринимательского сектора также не выделяет Белгородчину из других российских регионов. Региональным властям необходимо было показать сильные стороны области и нивелировать её недостатки. Главной сильной стороной для территории являлась сфера сельского хозяйства – создание высокотехнологичного, индустриального производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции, представленной вертикально интегрированными холдинговыми структурами, организациями АПК, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Так появилась мифологема «Белгородское экономическое чудо», и её составляющие «Белгородчина – мясная столица», «Белгородчина – зелёная столица» и др.

Каждый из регионов представляет собой особый вариант конструирования своей уникальности, основываясь на географическом положении, культурном или историческом наследнии, особом менталитете.

Исследование процесса формирования региональной мифологии на примере Белгородской области даёт основание утверждать тезис о значимости региональных мифологем для легитимации власти, позиционирования региона как для внутреннего, так и для внешнего пространства, создание его уникального бренда, мощного регулирующего и мобилизационного элемента в жизни общества, способного объединить региональное сообщество в некую локальную общность и тем самым усилить собственные позиции по отношению к другим регионам и федеральному Центру.

__________________________________

Список литературы

Реутов Е.В. Политические мифы Белгородчины / Е.В. Реутов // Интернет-журнал социальных дискурс-исследований «Соционавтика». – 2008. – Режим доступа: http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/belmif.htm

Табакаев Ф.К., Фатихов С.П. Политический миф как стратегический ресурс территориальной имиджевой политики (Электронный ресурс) / Ф.К. Табакаев, С.П. Фатихов. – 2017. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/view_article.php?id_article=22916&nb=1

Список источников

Сайт губернатора и правительства области. О Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://belregion.ru/region/priorities/solidarity.php

__________________________________


Political myths as a strategic resource of regional image making policy

The paper discusses political myths as a resource of image making policy of a region. Following the Belgorod region image maintenance policy, the author observes the role of mythologemes in construction of regional identification capital.

Keywords: political myth, mythologeme, image making policy, image of region


Об авторе

Потапова Алина Викторовна – магистрант факультета журналистики Белгородского государственного национального исследовательского университета (г. Белгород).

alipotapova@gmail.com